Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
ИСТОК И ПРИЧИНЫ 245
- Сознавали ли вы какое-то сексуальное чувство с - Нет. Я чувствовала, что он прижимает меня к Когда Хелен сказала это, на ее лице возникла хитрая улыбка. Я уже видел эту улыбку множество раз. Она производила впечатление, что у моей пациентки есть секрет. В тот момент я интерпретировал ее экспрессию как глубокое понимание мужчин, того, чего они хотят, и как она может контролировать их. Неделей позже того, как я высказал свою интерпретацию, она сообщила: «Вы были правы, когда сказали, что я хочу, чтобы мужчины любили меня саму, а не только за мою нижнюю часть. Потому что это все, чего они от меня хотят. Через. некоторое время я даю это без просьбы с их стороны, потому что думаю, что после этого они будут любить меня и заботиться обо мне. Это могла бы сделать для меня моя мать. Поскольку этого не происходило, я вступила в сделку с отцом. Где-то глубоко я всегда чувствовала, что мужчины используют меня». Улыбка также выявила одержимость сексом, которая преобладала в личности моей пациентки. Она ходила по кругу: от оральности к генитальности и обратно, от подчинения к вызову и обратно, от материнской фигуры к отцовской фигуре и обратно. Хелен рассказала повторяющееся сновидение, которое изображало эту дилемму: «Мне снилось, что мой дантист — Бог. Он говорит: «Ты приходишь в мой кабинет очень миролюбиво, совершенно неосознано, и я поймал тебя. Я тебя поймал, потому что ты не сознаешь. Ты не собираешься умирать, как другие люди. Ты даже не можешь примириться со смертью. Ты собираешься ходить вокруг да около. Ты не знаешь умиротворения».
Я знала, что привязана к вывеске парикмахерской. Мне были видны полоски, идущие вверх и вниз (вывеска парикмахерской представляет собой столб, раскра- шенный спиральными красно-белыми полосами), и я крутилась по кругу. Я помню, что плакала, даже умоляла «Пожалуйста, дайте мне умереть.» Я проснулась с криком и с чувством неудачи». Парикмахерский столб — обычный фаллический символ. Хелен была прикреплена к сексу таким образом, что не могла ни избежать его, ни получить удовлетворения. Этот тип сексуальности описывает ее отношение к матери-отцу, детско-взрослую сексуальность, которая стимулирует возбуждение, но не позволяет достичь оргастического высвобождения. Эта формула возбуждения без удовлетворения стала паттерном ее сексуальных действий во взрослой жизни. Хелен мучилась, и единственным умиротворением в ее муках казалась смерть. Сновидение тоже указывало на то, что Хелен на самом деле не понимала, что происходило между ней и ее отцом. Она «не сознавала», что какой-то своей частью чувствовала себя бедной и невинной. Она была маленькой девочкой, которая ищет тепла и поддержки, но биологически откликается на взрослую сексуальность. Ее тело шло за сексуальным возбуждением отца, но было не способно сфокусировать это возбуждение в генитальное влечение. В личности Хелен были задействованы две противоположные тенденции. Она была невинной маленькой девочкой, которая ищет любовь, но в то же время проституткой, которая знает, чего хотят мужчины, и которая использует секс, пытаясь достичь смерти. Это типичный шизоидный разлом, который часто представляет собой комбинацию наивности и искушенности, невинности и упрямства, благообразия и похотливости. Хелен находилась в ловушке другой антитетичной ситуации: она жаждала груди, но возбуждал ее пенис. В результате, она нуждалась и в том, и в другом: ей нужна была грудь, чтобы удовлетворить инфантильное стремление, и пенис, чтобы высвободить сексуальное возбуждение. Она находилась в невозможной ситуации, в которой ей не оставалось ничего другого, как ходить по кругу.
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА ИСТОК И ПРИЧИНЫ
При расколотой личности сексуальное чувство переживается как нечто отчужденное, компульсивное и «плохое». Шизоид не может идентифицироваться со своим сексуальными чувствами, потому что это вроде бы и не его чувства. Это чувства его родителей, которые он эмпатически инкорпорировал. Инкорпорирование чувств не представляет собой активную процедуру, она больше напоминает инфицирование. Часто требуется всего лишь раскрыться чувствам. Например, человек раскрытый грусти другого человека, тоже будет чувствовать грусть. Это происходит так, будто он сам загрустил. Ему необходимо встряхнуться, чтобы освободить себя от этого чувства. Однако ребенку бывает нелегко стряхнуть с себя эмоциональную атмосферу, которой он постоянно открыт в первые годы жизни. У шизоида есть только один выход: отрицать чувства, отсечь телесные ощущения и диссоциироваться с сексуальностью. Этот маневр ребенка сохраняет чистоту духа и ума, в то время, как его тело «заменено» отцом и матерью. Мальчик в такой ситуации тоже обращается к отцу за теплом и принятием, пытаясь избежать амбивалентности и проекции матери. Если отец может принять на себя роль матери, не ослабляя своей маскулинности, если он может дать ребенку безопасность и любовь, не отрицая ценности женщины, он может предотвратить развитие у ребенка шизоидной личности. Но отец, как правило, отвергает ребенка или принимает его условно. Он может отвергать сына как соперника и пугаться своей собственной кровосмесительной позиции или может включить сына в свое пассивное принятие ситуации. В большинстве фамильных ситуаций отец будет колебаться, показать ли привязанность к ребенку, которого отвергла мать, без страха противостоять ей. В очень неблагополучных домах родители живут в символических взаимоотношениях, которые исключают ребенка и толкают его в изоляцию.
Мать шизоида не принимает ребенка, пока у нее сохраняется образ, который удовлетворяет потребности ее эго; ее принятие, таким образом, представляет собой при- нятие себя самой, а не ребенка. Однако, чтобы получить принятие и любовь, которые нужны ему, ребенок будет пытаться соответствовать ее образу. Так, в ребенка вкладывается вторичное либидо, это происходит через образ, который накладывается на отверженный исходный. Отношения, которые развиваются в этом случае, сильно окрашены кровосмесительным и гомосексуальным чувством через идентификацию и взаимное «служение». В такой ситуации мальчик рискует, что отец возненавидит его, как «маменькиного сынка». Это его не удержит, поскольку данный вид отношений с матерью вроде бы удовлетворяет и оральное и генитальное влечение. Он попадает в такое же двойственное положение, как и девочка, которая оказывается сексуально зависимой от отца. Это положение вещей составляет основу для паранойяльных тенденций. Паранойяльное поведение можно описать, как хождение по кругу. В центре — фаллический символ, сосок или пенис (мать или отец). Параноик не может сделать агрессивного движения к желанному, но запретному объекту. Его маневр, поэтому, состоит в том, что он, как загипнотизированный, кружится вокруг объекта и манипулирует ситуацией, чтобы вынудить его придвинуться к нему. Это значит, что он старается возложить на другого человека ответственность за удовлетворение его (параноика) нужд. Одновременно, он идентифицируется с фаллическим символом и реверсирует его роль, занимая доминантную позицию матери или отца. Этот маневр составляет базис для паранойяльных идей всемогущества и преследования. Теперь он в центре круга, он — объект влечения и зависти, источник жизни, вокруг которого вращается мир. Параноик мечется между чувством и беспомощностью, и импотенцией, между уничижением и мегаломанией, завистью и преследованием. В какие-то моменты он чувствует себя на периферии круга, аутсайдером, в другие — он главарь, центр внимания, на который смотрят все остальные.
![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|