Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА





ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕЛА



 


нить. Приводимые здесь позы я разрабатывал вместе со своими коллегами в течение многих лет работы с пробле­мами дыхания и мышечных напряжений. Еще одна вещь, которая очень помогает пациентам, состоит в следующем. Необходимо опереться спиной на специальный стул, а за­тем перевеситься назад так, как это показано на рисун­ке 19. Данная поза позаимствована из естественной склон­ности человека прогнуть спину и откинуться назад за спин­ку стула, после слишком долгого сидения на нем. Такая арка растягивает мышцы спины, высвобождает напряже­ния в области диафрагмы и обеспечивает глубокое дыха­ние. Я всегда использую эту позу, сочетая ее с той, что изображена на рисунке 18, поскольку последняя реверси­рует растяжение и возвращает пациента на землю.

Рисунок 20 изображает пациента в позе гиперэк­стензии. Она очень эффективна для растягивания мышц передней стороны бедер, которые часто бывают доволь­но спастичны. Поскольку таз свободно подвешен, он, как правило, начинает спонтанно двигаться, когда человеку удается расслабиться. Эти непроизвольные движения тела очень важны для высвобождения напряжения. Они тоже приносят пациенту ощущение живого тела. Когда в такт дыханию волна ощущений проходит сквозь тело в ноги и стопы, пациент чувствует себя целостным, единым. При этом он может сказать: «Я чувствую все одним куском».

Пассивные позиции, описанные выше, использу­ются для того, чтобы привести пациента в контакт с его собственным телом, усилить телесные ощущения и выз­вать высвобождение напряжения через тремор и непро­извольные движения. Поскольку они углубляют дыхание и возбуждают тело, их выполняют постоянно, начиная ими большинство сессий. Затем следуют некоторые активные движения, которые я хочу описать дальше. Повторное ис­пользование пассивных поз оказывает кумулятивный эф­фект. С каждым разом пациенту становится все легче ды­шать, его дыхание становится свободным. Соответствен­но, в теле возникает больше ощущений. Большинство моих пациентов находят эти позы столь полезными, что выполняют их дома по утрам. Такая практика усиливает контакт с телом и вносит свою долю в процесс терапии.


 

Рисунок 19

Пациенты рассказывают, что эти позы стимулируют тело и помогают им начать день.

Рисунок 20

Помимо пассивных поз и в дополнение к ним, мы используем активные движения, которые помогают ощутить и выразить чувства более направленно. На рисунке 21, к


262


Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕЛА



 


примеру, показана пациентка, которая бьет по кушетке тен­нисной ракеткой. Это движение дает возможность высво­бодить агрессию и развить координацию и контроль. Муж­чины лупят по кушетке кулаками.

Сначала при выполнении ударов руками или но­гами по кушетке движения бывают фрагментарными и некоординированными. При ударах в позиции стоя люди склонны замахиваться только руками, в то время как спи­на и ноги остаются относительно неподвижными. Когда человек, лежа на кушетке, лупит по ней ногами, он аг­рессивно использует нижние конечности, а голова и вер­хняя часть тела остается ригидной и не принимает учас­тия в движении. В таких случаях названные мной движе­ния кажутся упражнениями, и пациенты часто жалуются, что не получают чувства высвобождения и удовлетворе­ния от них. Отсутствие координированности является признаком того, что человек не полностью включен в движение, то есть активность не охватывает всего тела. Когда координированность повышается, экспрессивные движения приобретают целостность и становятся эмоци­ональным переживанием.

Неспособность пациента полностью включить свое тело в действие можно лечить двумя способами. Его бессознательное сопротивление можно психологически анализировать, но, кроме этого, необходимо физическое развитие координации. Обычно, пациент рационализиру­ет неспособность полностью включиться в активность, говоря, что у него нет причин злиться и т. д. Это при­мер шизоидного защитного маневра. У каждого из нас есть на что разозлиться, иначе бы мы не обращались к терапевту. Может оказаться, что человек всегда боялся выразить злость. Можно сказать ему, что здоровый чело­век способен отождествиться с чувством злости и что это позволяет ему координированно и интегрированно лупить ногами или руками по кушетке. Когда пациент поймет, что его некоординированность отражает неспо­собность выразить чувство, он примет те физические процедуры, которые не принимал раньше, как необходи­мые для его продвижения.


Способность выразить эмоцию пропорциональна мускульной координированности. Хорошо координирован­ные люди двигаются и действуют грациозно. Все тело ак­тивно участвует в каждом жесте и движении. Поэтому каж­дое движение такого человека эмоционально и его можно назвать эмоционально живым. Человек с отклонениями так двигаться не может. Его обычные движения либо жестки и неловки, либо атаксичны и грубоваты. Он может прояв­лять необычную грациозность в каком-то определенном виде активности, в которой он натренирован и в кото­рую может полностью вложить себя. Многие актеры, танцоры и атлеты демонстрируют эту грациозность и ко­ординированность в каком-то виде действий, несмотря на то, что страдают тяжелыми эмоциональными проблема­ми. Однако в повседневных ситуациях легко заметить, что движения их тел отражают отсутствие легкости и ощуще­ния безопасности.

Когда пациент научился расслабляться или отпус­кать себя при выполнении ударов ногами по кушетке, по­вышается общая координированность его мускулатуры. Это не значит, что он теперь знает, как надо бить. Координа­ция, развивающаяся путем сознательного приобретения на­выка, ограничивается только этим навыком. В процессе таких действий, как удары по кушетке ногами и руками, пациент сталкивается со своим страхом и противопостав­ляет ему движения, которые представляют собой эмоцио­нальную экспрессию. Включаясь в эту активность, он пре­одолевает страх иррационального. С помощью этих упраж­нений тело само исцеляет себя. Игры детей служат той же цели. Разыгрывая нереальные ситуации, дети бывают серь­езны и эмоциональны в своих откликах. Взрослые, кото­рые подавили в себе ребенка, рационализируют любые свои действия.

Лупить по кушетке, лежа на ней, — отличная воз­можность восстановить детскую способность. Эта проце­дура интродуцирует в действие инфантильный элемент и позволяет пациенту «выйти из себя» более свободно. Че­ловек может лупить кушетку как прямыми ногами, так и


264


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...