Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вот такое волшебное место – ручей Янгыз-Карагай.




Говорят, что раз в году над ручьем кружится

птица счастья и справедливости –

Белая Птица Арука.

 

 

 

 

Королева танца

Детство Кати

Ж или-были не в давние-предавние времена, а в наше время в одной башкирской деревне девочка и мальчик – Катя и Рамис. Конечно, вы уже догадались, что деревня эта – Бульяр. Говорят, что за ручьем рядом с этой деревней живет колдунья Лота, а выше по ручью живет королева падающих снежинок – Аинворта. Вся деревня приходит раз в году осенью к Аинворте на праздник. Особенно королева любит танцы детей. Удивительно сказочные места.

Пришла и трехлетняя Катя со своими родителями на праздник, а Рамис, сосед, сам прибежал. Когда начались танцы, Аинворта взяла Катюшу на руки, погладила по ее золотой головке, потом поставила напротив Рамиса и сказала:

– Танцуй, детка!

С тех пор Катенька стала танцевать каждый день, если не была занята игрой или сном. Забавно было смотреть на малышку. Когда в деревню приезжали артисты или сами жители организовывали концерт, Катя абсолютно все перенимала и просила маму сшить ей подходящий костюм. Так мама Кати стала модельером по костюмам для танцев. Любимицей всей деревни была эта маленькая танцорка. У нее был рыцарь, защитник – быстрый и сообразительный Рамис. Мальчик был на два года старше своей подружки.

Кроме танцев, открылся в девочке еще один талант. Она научилась прыгать так, как не могли это делать и подростки лет четырнадцати. Куда и откуда только не прыгала эта отчаянная девчонка. Прыгала с любой крыши, с обрыва прыгала в реку, прыгала через кусты и заборы. Соседи хохотали до слез, когда к ним на грядки приземлялась маленькая прыгунья. При этом девочка хохотала и подходила к хозяйке с поклоном – так ее научила мама. А мама переняла поклоны от своей бабушки. В те далекие времена поклоны были в моде. Хозяева, увидев, как кланяется, да еще и приседает малышка, не только не обижались за помятую грядку, а угощали гостью, чем могли. Кто ее называл кузнечиком, кто птичкой…

На пятом году Катиной жизни семья переехала в Миасс. Рамиса родители Кати пригласили жить у них, когда мальчик окончил четвертый класс. Их поразили его способности к математике. В пять лет он решал задачи для второклассников. Родители Рамиса решились отдать сына под крыло бывшим соседям. Все лето дети проводили в деревне.

Подросла Катюша, пошла в школу… И в Миассе танцевала она при любом удобном и даже неудобном случае. Идет домой из школы и вдруг начинает танцевать. Просит Рамиса подбросить ее рюкзачок повыше, подпрыгивает, ловит его и кружится вместе с ним над дорогой. Останавливаются прохожие, останавливаются машины. Аплодируют даже водители. Особенно довольны школьники. Рюкзак ее берут одноклассники и бережно несут до дома. Особенно часто это удавалось Рамису. Он жил в той же квартире, что и Катя. Ее мама попросила Рамиса провожать дочку со школы. Делал он это с большим удовольствием, хотя учился на два класса выше. Катенька, девочка, серьезная и добрая. Рамис – сильный и умный. Их так любили, что даже не решались поддразнивать «жених и невеста».

На уроки физкультуры в Катином классе сбегались все, кто мог: и школьники, и учителя. Начинаются прыжки. Очередь Кати. Ей и разбега не нужно, но с разбегом красивее. Девочка разбегается и буквально летит метров на десять. Очень хотелось директору, чтобы Катя участвовала в серьезных соревнованиях. Однако и она, и ее родители от этой чести решительно отказались. Прыгала Катенька для своего удовольствия.

Как же выглядела эта танцорка и прыгунья? Была девочка высокой, худенькой, но сильной и выносливой. Волосы цвета темного золота заплетала в косу. Длиной коса была как раз до низа юбки. При золотых волосах глаза Катя имела темные, лицо – чуть смугловатое. Тело ее было невообразимо гибким. Когда она расшалится, на ее заплетенную в непонятно какой цветок фигуру мать даже смотреть опасалась.

Строго воспитывали девочку. Катя научилась у мамы прекрасно готовить, шить и держать в чистоте весь дом. Это свое умение она развивала. Комнаты их большого дома сверкали чистотой, блестели зеркала, сияли стекла окон, звенела колокольчиком младшая хозяйка дома – Катя. Брови у нее, как и волосы, тоже были цвета темного золота. «Золотая девочка», – ласково называли ее соседи.

Кроме прыжков и танцев, любила Катя географию, историю, литературу и музыку. В доме жили Катины друзья: рояль, гитара и скрипка. Вещи казались одушевленными. Рояль, когда Катя проходила мимо, сам перебирал чуть слышно клавиши: звал, гитара вздыхала, а скрипка издавала непередаваемый звук. Окна смеялись, стены потихоньку напевали.

Для танцев у Катюши было много платьев, очень много, потому что она исполняла танцы многих народов мира. Платья придумывала не только мама, но и сама Катя. Каких нарядов тут только не было! Вот одеянье кикиморы, вот – русалки. А от этого платья – голова кругом, такое оно пестрое. Оказывается, это платье испанской цыганки. Вот легчайшее, как облачко, платье феи, а это что за хлам? Это костюм парижского нищего. Были тут и экзотические наряды с крыльями, перьями, бубенчиками.

Строго воспитывали девочку. Любишь танцевать? Танцуй! Отдали Катеньку с пяти лет в танцевальную студию. Но, когда пошла в школу, никаких поблажек для танцорки не делали. Где только Катя не выступала и в коллективных танцах, и в одиночных. Особенно удавались ей танцы быстрые, озорные. Для нее даже балетмейстеры придумывали специальные номера. Танцы татарчонка, парижского нищего мальчишки, кикиморы, цыганенка обошли многие города России, Кавказа и ближнего зарубежья.

Однажды танцевальная группа выступала на родине Михаила Шолохова, в станице Вешенской. Катю долго не отпускали со сцены. Зрители аплодировали стоя. И вдруг послышались крики:

– А казачка можешь станцевать? При сабле и в сапогах?

Третьеклассница Екатерина Давлетбаева не растерялась:

– Костюм и детская сабля за вами! Танец казачка – за мной!

Отругал ее руководитель, но делать нечего – сразу же приступили к тренировкам. Деревянную сабельку Кате принесли через два часа после концерта. Казацкая форма и сапоги были готовы к вечеру следующего дня. Еще сутки ушли на переговоры и организацию концерта Екатерины Давлетбаевой.

Итак, через трое суток после первого выступления детского ансамбля на сцену дома культуры станицы Вешенской вышла Катя. Зрители ожидали, что девчонка сразу начнет с «казачка». Но перед ними стояла девочка в наряде взрослой казачки. Все было на месте: косы, ленты, бусы, сапожки, расшитая кофта. Зал аплодировал! И что только не выделывала эта маленькая казачка! Дробно стучали каблучки, озорная «присядка», взятая из мужских танцев, чередовалась с плавным кружением, переходящим в низкие поклоны… И вдруг озорница сделала тройное «колесо»… На мгновение танцовщица скрывается за кулисами и выплывает с коромыслом и двумя ведрами. Кружится и вдруг взлетает над сценой. Крутится в воздухе, звенят ведра. Опускается у самого края сцены и садится на «шпагат». Для девчонки казачки все допустимо! Зал ахнул и не сразу пришел в себя.

Пятым номером объявили «казачка». На сцене появилась Катя в костюме десятилетнего казачка, но в руках у него была… плетка! Это был рассерженный казачок – ему еще не дали саблю! Уморительное начало танца! Плеть то взвивалась вверх, то описывала круги вокруг танцора… И вдруг казачок с вытаращенными глазами, казалось, ринулся на публику! Закричала женщина в первом ряду. Рукоплескала галерка.

Вдруг из зала в сторону Кати, но никто уже не помнил, что это девочка, полетела сабелька. Бросок казался неудачным. Сабля летела слишком высоко. Но танцовщица сделала такой высокий косой прыжок, что зрители даже не успели выразить свой восторг. И пошло! Все обязательные фигуры казацкого танца были не только исполнены с блеском, но еще и дополнены.

Здесь, правда, скрывалась маленькая тайна. Когда-то мама подарила Кате видеопленку с записями танцев кубанских казаков. Девочка с увлечением репетировала элементы этих сложных чисто мужских танцев. Мама отговаривала. Но упрямая Катя не прекращала тренировок, как будто предчувствовала свой будущий триумф. Отец не мог отказать Кате и выписал для нее сабельку. Но ее, конечно, Катя не взяла с собой. Она и руководителям не говорила о своем увлечении.

И вот теперь зал рукоплескал. Благодарные зрители перед отъездом принесли Екатерине в подарок казачью форму на вырост, сапоги, саблю и диплом. Казаки станицы Вешенской принимали Екатерину Давлетбаеву в свой круг. Счастливая новоиспеченная «казачка» с нетерпением ждала минуты, когда она покажет диплом родителям и Рамису.

Мать Кати была очень увлеченной женщиной. Она была дважды модельером. Во-первых, уже пять лет она вполне профессионально придумывала и шила танцевальные костюмы для своей ненаглядной доченьки. Вторым пожизненным увлечением неожиданно даже для самой женщины, оказались цветы из стекла, вернее, придумывание и разработка форм для красивых стеклянных цветов. Цветы Миасского стекольного завода ценились в России и за рубежом.

Путешествие вокруг Европы

В ыросли Екатерина и Рамис. Когда Катя окончила университет, осуществилась ее мечта о путешествии вокруг Европы. Бабушка, москвичка, была человеком не бедным и устроила для себя и для молодых праздник. Сама она была такой счастливой, когда преподнесла внучке и ее другу путевки.

– Тебя, Рамис, я беру как друга и нашего защитника. За время путешествия ты получишь зарплату.

Рамис был несказанно рад такому неожиданному подарку, но и от зарплаты не думал отказываться.

В средине июля бабушка, Варвара Тимофеевна, Катя и Рамис сели на океанский лайнер и отправились вокруг Европы с заходом во Францию, Испанию, Грецию, Турцию… Каюты путешественников были рядом. Все было тихо, благопристойно, пока Катя не пожелала пойти развлечься в танцевальный зал. Там, естественно, для Кати изобрели новый титул – «королева танца». Не знала Катя, что этот титул – на всю жизнь. Поклонников – тьма. Рамис начеку. А бабушка спокойно читает в каюте толстую книгу. Вокруг Кати назревает заварушка. Молодые люди отталкивают друг друга, пытаясь пригласить «королеву танца» на очередной танец. Но она уже соскучилась от обычных танцев. Скоро Испания. Катя, не глядя на кавалеров, выходит в круг и спокойно предлагает танцевать испанский танец «фламенко» всем, кто может. В честь Испании! Только один юноша принял Катино предложение. Партнер удивительно красивый, гибкий, сильный, как и положено истинному испанцу.

Все замерли. Такого красивого танца никто из присутствующих не видел. Смотрит Рамис на подругу своей юности, глаз оторвать не может. Ангел-хранитель шепчет ему чуть слышно:

– Смотри на испанца и запоминай движения. Ты можешь танцевать лучше, и ты будешь танцевать завтра.

Танец заканчивается. Гром аплодисментов. Все надеются на продолжение.

– Еще! – звучит отовсюду. Но «королева» под охраной Рамиса уходит к бабушке в каюту. Рамис просит Катю дать ему видеозаписи испанских танцев. В каюте он очень внимательно их просматривает. Сосед по каюте смеется.

– Хочешь танцовщиком заделаться?

– Попытаюсь – грустно отвечает Рамис. Он гибкий и быстрый. Но у парня нет испанского наряда. И разве может он запомнить последовательность движений?

Поздней ночью вышел Рамис на корму, включил видеозапись и стал танцевать. Один танец, другой… седьмой. Устал парень, но счастлив безмерно. Все у него получается не хуже, чем у испанца.

– Спи спокойно, – говорит ангел-хранитель, – доверься мне.

На следующее утро подошло судно к испанскому порту… Все путешественники спустились на цветущий берег и пошли-поехали гулять. Пришли на площадь, а там – танцы. Девушки стали танцевать с испанскими юношами, бабушку пригласил на общий танец испанский фермер. И вдруг объявляют: «Готовьтесь, через пятнадцать минут – фламенко!»

Выходят две пары. На девушках бордовые платья с воланами, туфли на одной белые, на другой – черные, каблучки невысокие, устойчивые. В руках у девушек – кастаньеты. На юношах темные брюки с широкими поясами и белые рубашки с широкими рукавами. Для третьей пары байлаор (исполнитель фламенко) уже стоит наготове – это, конечно, Хосе – наследник испанского престола. Байлаоры пока нет. Хосе уверен, что ею будет русская девушка Ка-ту-ша.

Наконец, появляется Екатерина. Зрители замерли. На танцовщице наряд цыганки прошлого века. Девушка босиком! Без кастаньет! Ее платье – в разноцветный горошек. Воланы и оборки малиновые. На плечах ее вишневая шаль с длинными кистями. Волосы цвета темного золота гладко причесаны, а за спиной эта грива спускается чуть ли не до колен. Девушка настолько тонкая и гибкая, что еще до начала танца при взмахе своей шали напоминает

птицу и змею одновременно. Такой байлаоры испанские зрители еще не видели. Зрители аплодируют костюму танцовщицы.

Но что это? Объявляют начало фламенко, и перед Катей, как из-под земли, вырос другой кавалер. Девушка узнала его не сразу.

– Рамис! Ты же не танцуешь! А откуда костюм такой – чудо?

Парню не до разговоров. Пока ошеломленный Хосе переживает свою неудачу, Рамис делает первое наступательное движение танца. Катя ускользает… И вот уже вихрь танца уносит их, приподнимает…

Костюм байлаора вызвал восторженный гул толпы. Его жилетка и пояс сверкают алмазами. Шелковая белоснежная рубашка завязана на поясе. Головная повязка украшена сапфиром. Сам юноша, гибкий и быстрый, напоминает молнию. При каждом резком движении камни сверкают, и от этого танец казались еще прекраснее. Екатерина тоже находится в этом вихре сверканий.

Фламенко – танец любви и страсти. Шаль в руках Екатерины – это крылья мятущейся птицы, это огненный вихрь вокруг стройного женского тела и вокруг байлаора. Щелчки пальцами превосходят звуки кастаньет.

Круг раздвигается. Другие пары, исполняющие фламенко, по какой-то непонятной причине уходят из круга и вливаются в число зрителей.

А Екатерина и Рамис танцуют! Как будто сама Испания танцует!

Все поражены. Откуда в этой русской девушке такое понимание чисто испанского женского характера? Кто этот удивительный парень? Журналисты окружают эту необычную пару. Автографы… Вопросы…

– Байлаор из Андалузии?

– Где вы изучали искусство исполнения «фламенко»?

Но вдруг Хосе отодвигает журналистов, становится на одно колено и предлагает Екатерине руку и сердце, а также титул жены испанского наследника престола. Девушка смеется:

– Какие вы, испанцы, быстрые! Мне рано думать о замужестве.

И уходит в сопровождении Рамиса.

Хосе остается в своей родной Испании. Такова судьба. Он огорчен, но не обижен. Никто не запомнил в числе зрителей мужчину, одетого в традиционный восточный наряд, и при нем девочку лет восьми.

– Смотри и запоминай, – властно сказал он дочери. – Ты должна танцевать лучше!

Теперь Рамис стал единственным партнером Кати. О костюмах ему заботиться не приходилось. Очень веселый был у него ангел-хранитель и постоянно заботился о своем подопечном. Прямо перед началом танца на юноше оказывался костюм той страны, куда прибывали путешественники. Екатерине заботы о костюмах доставляли много хлопот, но зато остались они у нее на всю жизнь. С каждым днем росла нежность между молодыми людьми. Бабушке Екатерины это очень пришлось по сердцу.

Вдруг капитан получил сообщение, что пассажиры с американского судна, которое следует тем же курсом, очень желают посмотреть танцы знаменитой танцовщицы Екатерины Давлетбаевой. Что делать? Встревоженный капитан посоветовался с помощниками, с Екатериной и ее бабушкой, с охраной и решил разрешить встречу.

При полном безветрии судно легло в дрейф, и капитан передал приглашение американскому судну подойти не более, чем на тридцать метров к «Белому ангелу». Вся охрана была начеку. Капитан не собирался давать концерт «Белой лилии». Он предупредил: «Всего лишь один танец – фламенко».

Подходит «Белая лилия» и сразу же нарушает договоренность, якобы неумышленно. Она почти вплотную подошла к «Белому ангелу». Один человек по перекидному мостику поднялся на палубу. Он преподнес букет роз Екатерине, низко поклонился и сказал:

– Я хочу смотреть ваш танец вблизи.

Катя была бледна. Она помолилась своему ангелу-хранителю и отдала себя в руки Божьи. Такой ее еще никто и никогда не видел. Рамис так же просил своего ангела-хранителя не оставить их в минуту опасности.

Первые аккорды гитар… Танец начался необычно. Что-то грозное, тревожное было в птице-байлаоре. Все замерли, как перед страшной грозой. А танец продолжался! Но это уже был не солнечный танец любви и страсти, это была любовь и страсть перед надвигающейся разлукой… или смертью…

Вдруг гость схватил Екатерину и мощным броском отправил ее на соседнее судно, стоящее у борта. Похитителя тут же схватили охранники. Всего несколько секунд, и девушка уже на борту чужого судна. Там ее приняли на руки американские матросы. И что же? Несравненная байлаора, грациозно опустившись на палубу американского судна, низко кланяется чужому капитану и просит закончить танец… даже без партнера. Как мог отказать такой очаровательной девушке капитан…

Но не он был главным заказчиком похищения. Рядом стоял человек в восточном халате. На голове его красовался тюрбан, украшенный большим изумрудом. Невозможно было выдержать горящий взгляд этого мужчины. Он был похож на мага-волшебника из детских сказок. Повелительно, по слогам он сказал пленнице по-русски:

– Тан – цуй!

Екатерина – девушка не робкого десятка.

– Играйте! – не менее повелительно кричит Екатерина своим гитаристам. И те по команде капитана начинают играть.

Байлаора взвихривает свою шаль, делает первый круг, подскакивает… И тут же взлетает над американских судных метров на десять. Через несколько секунд она оказывается на «Белом ангеле» в объятиях пораженного Рамиса. Судно набирает ход. Капитан американского судна и заказчик похищения, потеряв помощника капитана, остаются с носом.

Через две недели путешествие закончилось.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...