Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реальность и значение сверхъестественного




Частица мирового огня, искра Божественного, подними свой ум и сердце к славе. Солнце во тьме, верни себе свой блеск.

Шри Ауробиндо

Множество чудесных вещей, наблюдавшихся мною моими собственными глазами, уверили меня в реальности тех сверхъестественных событий, о которых я слышал. Такому признанию способствовала уверенность в достоверности, разумности и искренности многих таких свидетельств. Но, хотя для многих видных членов общества и для тысяч обычных людей, таких как я, чудеса Саи - несомненный факт, все же видевшие их своими глазами - только малая часть человечества. Что же сказать о миллионах людей, оказавшихся вне круга тех, кто был достаточно удачлив и смог увидеть сам? Что сказать о множестве материалистов и атеистов, исповедующих поверхностную философию современного технического прогресса? Есть ли хотя бы малая вероятность того, что они поверят в истинность невероятных событий, описанных на этих страницах?

Почти сто лет назад, когда теософ, редактор выходившего в британской Индии "Пионера", пытался убедить западную публику в реальности подобных чудесных явлений, великий гималайский Учитель писал ему: "Никто из тех, кто не видели этого сами, никогда не поверят, что бы вы ни делали... Но если люди сомневаются, они могут удивиться и заинтересоваться."

По самой своей природе человеческий ум относится как к невероятному ко всему, что лежит за рамками общепринятого, и отвергает это. Феномен материализации, например, столь чужд нашему повседневному опыту, что даже после его наблюдения, его нелегко признать реально существующим. Человек ощущает себя странно - как бы находящимся вне пространства и времени. По возвращении нормальных условий пространства и времени, реальность чуда кажется исчезнувшей. Она уходит, как уходит при пробуждении реальность сна.

"Было ли чудо в действительности?" - спрашивает мыслящий ум. Но сверкающий драгоценный камень, пришедший из ниоткуда, лежит в руке; вкус леденца, бывшего минуту назад камнем или бумагой, несомненно чувствуется на языке. Следствия очевидны; отсутствуют ощутимые причины, и их не находит наш обыденный разум.

Конечно, аппорт, перемещение материального предмета без какой-либо материальной силы, отлично известен спиритам и в иных оккультных кругах Запада. Я сам наблюдал их там. Считается, что уже существующий где-то предмет дематериализуется, и в этом состоянии переносится психической силой в круг практикующих оккультные действия, где он материализуется вновь.

Говорят, что именно таковы некоторые из предметов, "сотворенных" Бабой. На это указывает наблюдение одной из преданных Саи. Известная индийская княжна говорила мне, что однажды она сидела напротив Бабы, который стоял над ней на помосте, поводя рукой, чтобы "создать" что-либо. Она могла наблюдать все, происходящее под его развернутой вниз ладонью. Сначала она увидела там небольшое светящееся облачко; оно быстро сгустилось в форму маленького сияющего предмета, который охватила рука Бабы. Предмет оказался золотым кольцом.

Старая золотая десятидолларовая монета, "сотворенная" для меня Бабой в Хорсли Хиллз, без сомнения, была аппортом. Но чем был феномен, имевший место в случае доктора В.К.Гокака, вице-президента Бангалорского университета? При посещении дома доктора Гокака Баба заметил на стене портрет индийского святого, Шри Панты Махараджи из Балекундри, и спросил доктора о причине, по которой висел там этот портрет.

Вице-президент ответил Бабе, что святой был гуру его отца, и тот оказывал святому большое почтение.

Баба: "Есть ли у вас меньший его портрет, чтобы возить его с собой, когда вы путешествуете?"

Доктор Гокак: "Нет". Баба: "Хотите его иметь?" Доктор Гокак: "Да, Свами, очень". Баба повел своей рукой, на этот раз несколько дольше, чем обычно, заметив: "Он приходит". Развернув ладонь вверх, он протянул доктору небольшой эмалевый кулон. В нем была миниатюрная копия портрета святого.

Аппорты, пожалуй, более известны во всех слоях индийского общества, чем западным людям. Бывший министр, в высшей степени образованный человек и известный писатель, доктор К.М.Мунши, пишет в своем прекрасном Bhavan's Journal, что он наблюдал аппорты, "творившиеся" человеком, сидевшим рядом с ним на диване, в его собственной гостиной. Сначала это был "кумкум на подносе, потом цветы, в третий раз - прасад, а на четвертый - банкноты".

Мунши говорит далее, что, как он полагает, количество священного пепла, материализуемого Бабой для лечебных нужд и для пробуждения у людей веры в него, доходит до фунта в день, и что этот пепел не является аппортом, но "произведен другим, еще более таинственным способом". Представляется очевидным, что леденцы, делаемые им на ваших глазах из камня, и множество других феноменов, производимых Саи Бабой, не могут быть аппортом.

Но, независимо от того, "перемещаются" ли предметы, создаются ли на месте божественной волей, или же материализуются каким-то другим образом, какого количества свидетельств, скольких подтверждений от разумных и честных людей достаточно, чтобы убедить тех, кто никогда не видел подобных вещей?

Конечно, в самой Индии есть множество людей, без всякого труда признающих реальность чудес. Под внешней оболочкой жизни в этой стране всегда происходило чудесное. Здесь всегда были люди, способные на тот или иной сверхъестественный подвиг; создать из воздуха благовония, прочесть запечатанное письмо, повернуть на расстоянии выключатель, исцелить прикосновением, без вреда для себя выпить сильную кислоту, левитировать и т.д. Эти вещи - неотъемлемая часть местной культуры. Они признаются не только народом, но и мыслителями и самыми образованными членами общества, такими, как доктор К.М.Мунши. Об этом мне говорили многие образованные, в высшей степени культурные люди; большинство из них на протяжении своей жизни наблюдали множество видов чудесных феноменов, совершенно независимо от чудес Саи Бабы. Возможность сиддх столь общепризнанна в индийской культуре, что даже те, кто никогда не видел ничего подобного, готовы поверить в чудесное.

Именно по этой причине, как мне представляется, некоторые образованные люди склонны отвергать главное в чудесах Саи Бабы. Я слышал, как они говорили: "Сильные йоги способны совершать чудеса, что из этого? Что доказывают подобные действия?"

Другие идут еще дальше и говорят, что чудеса вообще не должны совершаться, так как они препятствуют духовному прогрессу. В подтверждение своего взгляда они приводят изречения из священных писаний и наставлений по йоге. Но если мы тщательно изучим эти изречения, мы увидим, что предостережения об опасности чудес адресованы ученикам, находящимся на промежуточной стадии духовного пути. Патанджали, например, указывает, что на некоторой стадии практики йоги могут проявиться скрытые сверхъестественные силы. Ученик обнаружит, что он способен совершать "чудеса".

Но в этом скрыты серьезные опасности. Такое чудотворство может пробудить в человеке гордость и эгоизм. Он может использовать его в эгоистических целях. Оно способно привести его к мысли, что он уже достиг цели. Вместо понимания побочности природы этих психических и психокинетических сил, он может счесть их окончательной целью, или, по меньшей мере, признаком достижения им высокого уровня духовности. Но психические силы, сами по себе, вовсе не являются признаком духовности. Так ученик, увлеченный подобными силами, собьется с истинного пути, не продвигаясь более к настоящей цели жизни.

Сам Ширди Саи часто предостерегал своих последователей против увлечения чудотворством. Он указывал, что овладение сверхъестественными силами часто отдаляет ученика, не достигшего высших уровней, от главного предмета его духовных поисков - от осознания Бога. Например, одному из своих последователей, обретшему дар ясновидения, Ширди Саи говорил: зачем ты смотришь на трюки проституток? Не пристало нам развлекаться с проституткой!

Присутствовавшая при этом жена последователя думала, что Баба говорит о какой-то женщине, но сам приверженец понял, что его Садгуру, Баба, дает ему своевременное предостережение, чтобы очарование и соблазны его новообретенных сил не совлекли его с истинного пути.

Но такие опасности и такие предостережения относятся лишь к чела, ученикам, а не к тем, кто достиг конечной цели - не к полностью осознавшим Бога людям, Боголюдям, или аватарам. В чудесах Христа, Кришны, а также Саи Бабы, нет материальных устремлений, нет эгоизма, нет самовозвеличения. Поэтому и нет опасности ни для совершающего чудеса, ни для пользующегося их результатами.

Однако, хотя получающий может не страдать от вредных последствий божественного чуда, он может не всегда полностью использовать потенциально заложенные в нем хорошие результаты. У каждого такого чуда есть, так сказать, духовная жилка. Если получающий оказывается неспособен воспринять эту жилку, он упускает выгодную возможность. Он может получить драгоценный камень, улучшение здоровья, помощь в жизненном затруднении или спасение от какой-либо смертельной опасности. Без сомнения, это важные вещи, но они мало сопоставимы с тем, что они могут дать.

Не находя духовной жилки, человек со временем пресыщается чудесными явлениями. Они уже не впечатляют и не восторгают его. Более того, они не будут более служить ему; и когда наступит момент, в который чудотворные силы Богочеловека уже не действуют подобным, материалистическим образом, когда человек уже не получает желаемых им материальных выгод, он перестает следовать за Богочеловеком. Как капитан Джеймс Кук, открывший восточное побережье Австралии, проплыл мимо, не заметив узкого прохода в прекрасную бухту, где теперь находится Сидней, так и подобный человек пропустит узкий вход в божественную гавань, которую ищут все человеческие суда. И как долго он должен ждать другой такой возможности, какое множество лет, какое множество жизней?

В чем же тогда значение божественного чуда, высшей, трансцендентальной магии, всегда используемой не для выгоды, а ради людей? Некоторые из ее целей ясны, другие менее очевидны. Как указывал Синнетту великий гималайский Учитель, чудеса побуждают людей интересоваться глубочайшими тайнами вселенной и изучать их. Полковник X.С.Олкотт, наблюдавший в последнюю четверть прошлого столетия множество чудесных феноменов, писал: "Со своей стороны я могу сказать, что большое многообразие чудес тренированной жизненной силы, наблюдавшееся мной, позволило мне с легкостью понять восточные теории духовной науки."

Этот эффект - помощь в понимании "духовной науки" - чудесное действие оказывает на умы, открывающиеся, оживающие и стремящиеся исследовать более глубокие слои бытия. Хотя сами по себе чудеса менее важны, чем стоящие за ними духовные истины, и подчинены им, они - знаки, эффективнее, нежели слова, увлекающие человека к этим истинам, которые на своем глубочайшем уровне не могут быть выражены ни чудесами, ни словами. Ведь люди, в основном, безразличны, и необходимо что-то эффектное, чтобы вывести их из состояния инертности. Б.В.Нарасимха Свами писал: "Одна общая черта в жизнях Саи и Иисуса состоит в том, что люди всегда могли убедиться в божественной природе обоих только посредством совершавшихся ими чудес. Чудеса - уступка, делаемая божественным человеческой слепоте."

Что касается слов, сказанных или написанных, то люди кивают и качают головами, соглашаясь, отвергая, споря, сравнивая... Ведь многие говорили мудрые слова. Но если, как говорят в журналистике, одна картина стоит тысячи слов, то одно чудо стоит многих тысяч.

Когда Всемогущий велел Моисею увести людей Израиля из Египта, Моисей возразил, что люди не поверят в то, что он послан Богом, и не послушаются его. Тогда Всемогущий приказал ему бросить на землю посох. Повиновавшись, Моисей увидел, что посох стал змеей. Тогда Господь сказал ему поднять змею за хвост, и сделав это, Моисей обнаружил, что змея снова стала посохом. Это было первым из множества чудес, которые смог совершить Моисей по воле Бога. Цель этих чудес заключалась не только в том, чтобы убедить израильтян - и фараона - в том, что Моисей был послан Богом, но и преодолеть множество ужасных препятствий на долгом пути из рабства в Египте к свободе в обетованной земле. Как и все бессмертные истории о странствии человека, эта история также имеет более глубокий смысл. Помимо всего прочего, она учит еще и тому, что чудесные силы играют свою роль при освобождении Человека из рабства во плоти, ведя его, через множество жизненных препятствий и его собственных тщетных умственных усилий, в обетованную землю духовной свободы.

Так, начиная с собирающегося вокруг него ядра приверженцев, Богочеловек использует чудеса, помогая им осознать его божественную природу и преодолеть преграды на пути их духовного прогресса. Ядро приверженцев разрастается и постепенно - как показывает история религий прошлого - благая весть, евангелие, распространяется, пока его последователями не станут миллионы. Тем самым тяжелая карма человечества немного облегчается, и все больше и больше душ переходят от темноты к свету.

Но следует помнить, что самые главные чудеса не всегда очевидны. В присутствии божественного человека наше пробудившееся духовное восприятие видит проявление самого большого чуда в самом существовании подобного человека. Мы, рабы желаний, видим того, кто властвует над земными желаниями. Мы, постоянно сосредоточенные в своих малых, отдельных, самодовольных "я", видим того, кто установился в "Я" всего человечества, всей жизни. Мы, пробивающиеся через скорбь и мимолетные радости, видим воплощение вечной радости. Мы, постоянно смущаемые вожделением, жадностью, самолюбием, чувствуем исходящее от великой личности нектарное течение божественной, всеобщей, охватывающей все живое любви. Но в то же самое время эта любовь не безлична; она очень личностна, сосредоточена на сокровенном в сердце приверженца. И в ней нет ни следа эгоизма.

Даже если наши стопы находятся в самом начале духовного пути, мы знаем, что эти великие качества есть цель, к которой мы пробиваемся в нашем жизненном странствии. Но часто эти цели кажутся весьма далекими. Порой мы не знаем, сможем ли мы когда-нибудь достичь их - если человеческое существо вообще, когда-либо, на самом деле приходило к ним. В конце концов, думаем мы, возможно, они - не более, чем прекрасная мечта. Но вот перед нами находится тот, кто покорил духовный Эверест. Идеал, мечта, стали явью, реальностью. Благодаря этому мы видим, что человеческая природа действительно может быть изменена, низшее, животное "я" человека может быть совершенно преобразовано в высшее "Я".

В этом заключается, пожалуй, глубочайшее значение божественных чудес; они демонстрируют божественные возможности, "частицу мирового огня" в каждом человеческом существе. Они создают в нас веру и помогают нам с новым усердием работать над преобразованием самих себя. И это происходит не только благодаря великому вдохновляющему примеру, находящемуся перед нами, но и посредством незаметных преобразующих лучей, излучаемых божественным существом и без нашего ведома достигающих наших глубин. Самой своей природой чистой любви аватар привлекает к себе всех людей, и многих пришедших он ведет по подобному лезвию бритвы пути.

Саи Баба, еще находясь в теле Ширди, говорил, что поведет по пути сотни тысяч людей, и приведет их к цели, прямо до самого конца; прямо к Богу. Сейчас он энергично занимается этой работой.

Нарасимха Свами и другие, глубоко погрузившиеся в источник Саи, утверждали, что универсальной религии любви и братства, которой учит Саи Баба, предназначено охватить весь мир. Несомненно, она распространяется в Индии и начинает укрепляться в некоторых местах за ее границами. В июле 1968 года Сатья Саи Баба совершил свою первую поездку за рубеж. Он посетил Уганду (страну в Восточной Африке), где уже существовало ядро его приверженцев. Его визит стал национальным событием. Вокруг него собирались огромные толпы - не только несколько тысяч местных индийцев, но и многие тысячи африканцев, не только массы простого люда, но и высокопоставленные люди. Министры, начальник полиции, главнокомандующий и прочие высокие государственные лица, собрались, чтобы засвидетельствовать Бабе свое уважение. При виде его толпы танцевали от радости, а ряды полицейской охраны становились на колени, когда он проходил между ними.

Не приходится сомневаться в том, что в последующие годы все континенты и все народы получат возможность увидеть Саи. Это будет что-то невиданное прежде в мировой истории. Богочеловек, живой исполнитель чудес, сможет при помощи современных транспортных средств путешествовать по всему миру и нести свою весть всем людям, на протяжении всего срока своей жизни.

В старину этого не могло случиться, и известия о подобных удивительных событиях достигали широких масс людей либо посредством устных сообщений, либо благодаря письменным свидетельствам, долгое время спустя самих событий. Теперь скептик, неверящий Фома, неспособный поверить ни в большие, ни в малые чудеса, сможет сам удостовериться в их реальности. Если он достаточно умен, он сможет посетить Прашанти Нилайам, чтобы наблюдать их самому; в ином случае он может подождать, пока Саи Баба сам не приедет ближе к его области земного шара. Чудеса Христа и Кришны приходится принимать на веру, а чудеса Саи Бабы вы можете увидеть сами.

НЕКОТОРЫЕ ИЗ ПОУЧЕНИЙ САИ

Истина сама свидетельствует о себе, она не требует иных свидетельств, чтобы доказать ее истинность, она сияет сама собой.

Свами Вивекананда

Читатели, еще не получившие возможность ознакомиться с английскими переводами духовных бесед Саи Бабы, желали бы, несомненно, получить теперь некоторое представление об устных поучениях наделенного божественной силой чудотворца. Нелегко передать в одной главе суть этих живых, ясных поучений. Отчасти мне помогает то, что трюизм "нет ничего нового под солнцем" приложим также и к духовным наставлениям, и к философии.

Нагорная проповедь Христа, например, представлялась, без сомнения, совершенно революционной первоначальным ее слушателям, а с тех пор и многим людям. Но фактически все ее "новые" поучения можно найти в древних, но нестареющих священных писаниях Востока.

По-видимому, все великие духовные истины, которые может понять человек на современной стадии его эволюции, были изложены древними учителями Индии. С того времени основной запас мудрости много раз возрождался, излагался заново, воскрешался приходившими великими учителями мира. Каждый излагал его своим языком, в новом свете, по-новому истолковывая и сопровождая современными ему примерами, соответственно той эпохе, в которую он учил. Но изучение древней мудрости, записанной в Ведах, Упанишадах, Пуранах и Шастрах (индийских священных писаниях), показывает, что все фундаментальные истины, которые могли быть высказаны, уже были высказаны в той или иной форме.

Это не означает, что появление новых учений ненужно или неважно. Со временем всякий выстроенный для истины храм становится ее гробницей. Мудрые слова за переплетами древних рукописей или книг неизбежно забываются, понимаются неверно, или искажаются мошенниками-жрецами, расставляющими капканы неосторожным и несведущим. Древняя мудрость должна быть раскрыта, восстановлена, воскрешена, чтобы придать ей новый интерес и жизненную важность. Это может быть сделано только тем, кто действительно знает; знает не из книг, но из самого своего существа. В его словах не будет умозрительного подхода философов, но проявятся уверенность и определенность настоящего знания.

Каждый великий учитель, говорящий об этой сияющей собственным светом истине, обладает своим собственным подходом и методом разъяснения. Некоторые на протяжении своей жизни обращаются лишь к нескольким, другие - ко многим. Те, что подобно Христу, обращались к массам людей, облекали мудрость преимущественно в форму иносказаний, делая ее понятней неискушенным умам.

Саи Баба во многом похож на Христа, не только своими чудесами, но и стилем проповеди. В своих беседах он во множестве использует притчи, образные сравнения, метафоры и простые примеры. В этом, без сомнения, одна из причин, по которой он собирает большие толпы народа; другая причина - сила, звучащая в его словах. Он говорит как тот, кто знает. И он не боится снова и снова повторять свои поучения, вновь возвращаясь к сказанному раньше. Этим он, как делали и все великие учителя, демонстрирует тот факт, что людям недостаточно слышать или знать об истине; они должны жить ею. Знание и действие должны стать едины. Теперь я попробую дать некоторое представление о том, чему он учит.

Человек, по своей сути, есть Атма (что можно перевести как "дух"). Он не является телом, и никогда не должен отождествлять себя с телом, являющимся просто одеянием. Даже те, кто умом соглашаются с этой истиной, большую часть времени действуют, как если бы они были не более чем тело; поэтому Баба никогда не устает повторять эту основополагающую истину.

Он говорит, например: "Вы - неуничтожимая Атма, незатрагиваемая жизненными удачами и неудачами. Отбрасываемая вами тень, когда вы преодолеваете трудный путь, ложится на пыль и грязь, кусты и шиповник, камень и песок, но вас не беспокоит это, поскольку сами вы остаетесь невредимы. Также, поскольку сущностью является Атма, вам незачем беспокоиться об участи ее тени, тела."

Это истинное "я" человека есть "нечто иное, нежели вода, или воздух, или эфир; ведь оно должно войти в глаз, чтобы вы могли видеть; в руку, чтобы вы могли брать; в ноги, чтобы вы могли идти. Чувства, сами по себе - инертная материя; прежде чем они смогут работать, должно действовать Я."

Атма сама по себе бесформенна, но она создает необходимые ей формы. Она создала пять оболочек человека. Самая грубая из них - аннамайакоша (оболочка еды). Более тонка пранамайакоша (оболочка жизненного дыхания). Две эти оболочки образуют физическое тело. Еще две оболочки составляют тонкое, или астральное тело. Это - маномайакоша (оболочка ума) и виджнанамайакоша (оболочка разума, или высшего ума). Пятой является анандамайакоша (оболочка блаженства), служащая высочайшим телом человека, причинным телом, называемым на санскрите карана шарира. Все эти составные части, оболочки, служат хозяину замка, Дживатме (индивидуальной душе).

Но хозяин, всецело увлеченный этими, созданными им самим орудиями, и приносимыми ими ощущениями, забыл о своей истинной сущности. Тем не менее, глубоко внутри него, существует слабое эхо, смутная память. Иногда он слышит это эхо. Поэтому он отвечает, когда из областей бессмертия доносится зов. Как говорит Баба: "Человек не презренная тварь, рожденная в грязи или в грехе вечно влачить жалкое существование. Человек бессмертен и вечен. Поэтому когда из области бессмертия доносится зов, он откликается на него всем сердцем." Он "ищет спасения от своей привязанности к обыденному и временному. Каждый в глубине своей души стремится к этому. И это есть только в одном магазине - созерцания Атмы, высочайшего "Я", являющегося основой всех этих явлений."

Но освобождение - это занимающая значительный период времени борьба. Оно не приходит само собой, вместе со смертью, как полагают некоторые. Сбросив физическое тело, Атма остается окутанной другими телами; она остается привязанной к земле узами памяти и желания, снова и снова вовлекающими ее в перерождения.

Для достижения освобождения и вечного блаженства человек должен освободиться от всех земных желаний и привязанностей. В одном из своих образных примеров Баба говорит: "Человек подобен рису. Если шелуха удалена, рис не будет расти. Шелуха человека - это тело желаний; если ее уничтожить, он не будет перерождаться."

Конечно, покорение земных желаний и привязанностей требует длительной садханы, духовной практики. Большая часть из поучений Бабы прямо направлена на помощь людям в этой великой борьбе, и он использует многочисленные примеры, чтобы помочь им понять и запомнить основные ее принципы. Он, например, говорит: "Многочисленные человеческие желания подобны мелким металлическим деньгам, которые он носит в своем кармане. Чем больше их он имеет, тем больше они его отягощают. Но если он может обменять их на одну бумажную банкноту большей стоимости, он не почувствует никакой тяжести. Подобным же образом, если он сможет превратить свои многочисленные желания в одно желание, в стремление к соединению с Богом, тогда больше не будет тяжести, пригибающей его к земле."

Когда человек заканчивает долгую школу физического существования - в этом мире, а также на иных планах - он начинает понимать, что главная его цель - прорвать столь долго удерживавший его кокон. Кокон имел свое назначение, но время его использования прошло. Человек готов к полету в новую жизнь свободы, в божественную жизнь.

Человек - искра божественного; каждый человек - потенциально Бог, не Бог, как мы обычно представляем Его, обладающий формой, но Бог без формы, божественный океан, из которого происходит все существующее. Баба говорит об этом недвусмысленно: "Если вы осознаете принцип Атмы, вы станете самим Богом... Каждый из вас станет Богом, растворив свою отдельную душу в океане всеобщей Атмы."

Основанием любви между людьми и братства людей служит истина, что все они - одна Атма, вне зависимости от цвета кожи, касты или вероисповедания. Аналогия, которую приводит иногда Баба, состоит в том, что электрический ток заставляет светиться лампы многих цветов, форм и размеров. Реальность, стоящая за лампами - текущий в них электроток - один и тот же для каждой. Атму можно уподобить электрическому току. Люди - различные проявления этого единого тока.

Бог бесформен, но все же обладает формой. Бог есть то, что стоит за всеми формами, и Он создает, поддерживает и уничтожает все существующее. В действительности Бог находится в каждой форме, но в человеке более, чем в чем-либо еще, и в некоторых людях более сильно и полно, чем в других. Несколько человек в мировой истории были Богом на все сто процентов.

Хотя Бог проявляет некоторые Свои части и аспекты в качестве сущности любой формы, Он может проявить себя в любой избранной форме, человеческой, частично человеческой, или иной. Также он может откликнуться на любое имя. Баба формулирует это так: "К Господу можно обращаться посредством любого имени, вызывающего сладость у вас на языке, или любой формы, вызывающей у вас чувство удивления и благоговения. Вы можете петь о Нем, называя Его Муруга, Ганапати, Шарада, Иисус, Маитрейи, Шакти, или же Аллах или Бесформенное, или Повелитель всех Форм. В этом нет никакой разницы. Он - начало, середина и конец; основание, сущность и источник."

Но нам никогда не следует думать, что вездесущего Бога совершенно охватывает какая-либо отдельная избранная нами форма, или что Он отвечает только на одно традиционное имя, которое нам выпало почитать. Если наше поклонение искренне, Он проявляет Себя через эти ограниченные каналы, но Он никогда не исчерпывается ими. Как пишет суфийский поэт: "Пыль Его здесь, но сам Он в Бесконечности."

В известном смысле, Бог ближе, чем наши руки и ноги. Нам не нужно искать Его за далекими созвездиями, "где темнеют и кружат миры, где парит наша замерзшая мысль", поскольку любящий и милосердный Бог всегда близок, Он - сердцевина нашего духовного сердца. Но, в особенности, "как доктор обнаруживается там, где собираются больные, а хирург - в операционной, - говорит Шри Саи, - так Господь всегда со страдающими и борющимися. Где бы люди ни взывали к Богу, там Бог и будет."

Если конечной целью любого человека - его истинной целью, знает он об этом или нет, - является осознание в себе Бога, как же он должен жить, чтобы достичь его?

Баба не говорит, что единственный путь достижения этой духовной цели - это уход и жизнь в пещерах, лесном уединении или же за стенами монастыря. Большинству из нас следует жить обычной мирской жизнью, но мы не должны становиться рабами мирских соблазнов. Судно, - говорит он, - предназначено находиться в воде, но вода не должна находиться внутри судна. Подобным же образом и мы должны находиться в мире, но мир не должен находиться в нас. Он добавляет к этому другой пример: "Человек должен держать Бога своей правой рукой, а мир - левой. Не беспокойтесь об этом; это должно быть так; вот, наверное, почему рука зовется "левой" - потому что мир будет оставлен (в оригинале - игра слов: прилагательное "левый", left, созвучно глаголам "оставлять", "превосходить", left behind). Но правая рука не должна ослаблять своей хватки. Ее называют "правой", и для нее правильно держать правильно и продолжать держать так".

Как это сделать? Мы должны осознать, что великая драма этого мира, в которой мы сейчас играем свою роль, есть не более, чем временное представление. Нам не следует отождествлять себя с ней, или привязываться к ее нарядам и "декорациям", которые, так или иначе, будут оставлены нами. Другими словами, мы должны научиться различать между вечным и преходящим, сущностью и ее тенью.

Тень - это великая иллюзия, как и мысль, что мы - это наши тела, что физический мир вокруг нас - высшая и единственная реальность. Путь исправления этой ошибки - устремить наши мысли и желания к Богу, наши лица - к божественному свету. Баба приводит такой пример: "Двигайтесь вперед, к свету, и тень окажется позади, но если вы удаляетесь от света, то вам придется следовать за вашей собственной тенью. Каждый момент продвигайтесь на один шаг ближе к Господу, и тогда великая иллюзия, тень, окажется позади вас и не будет обманывать вас вовсе."

В действительности мы ищем счастья, но из-за обманчивой тени нашего неведения мы ищем его в неверных местах. "Если вы встали на путь мирского счастья, - говорит Баба, - вы пойдете ко все большей и большей неудовлетворенности, борьбе, гордости, зависти. Остановитесь на мгновение и изучите вашу собственную жизнь. Становитесь ли вы счастливее, становясь богаче, обретаете ли вы больший покой, когда ваши нужды удовлетворяются? Вы сами увидите, что лучший уровень жизни не гарантирует счастья."

Когда мы ищем счастье путем удовольствий этого мира, мы всегда встречаем столько же страдания, сколько удовольствий, столько же скорби, сколько радости. Взаимные противоположности, черное и белое, всегда находятся рядом друг с другом. Но пусть они приходят; удовольствия и страдания, радости и печали, они - часть божественной Лилы, игры. За ними, и несмотря на них, мы обнаружим великий покой и изобилие радости - обратив наши лица к свету и поняв, что мы являемся частью божественной субстанции, Атмы, и что наше действительное существование происходит вне этого театра теней на подмостках пространства и времени.

Но есть ли какое-то особое руководство, йогическая практика, которая поможет людям разорвать объятия мирских соблазнов, поможет им сделать этот разворот от мишурного блеска к великому свету? Баба часто говорит о трех классических йогах - путях к просветлению. Он указывает, что следует пользоваться всеми ими - кармой (действием), джнаной (знанием) и бхакти (преданностью). Они - три колеи на одном великом пути к Богу.

Баба говорит: "Основывайте ваше действие на знании - знании, что все едино. Пусть действие будет проникнуто бхакти, то есть смирением, любовью, милосердием и ненасилием. Пусть бхакти будет наполнено знанием, иначе оно будет легким, как воздушный шар, уносимый прочь любым дуновением, или шквалом, или ветром. Простое знание делает сердце сухим; бхакти делает его мягким от сострадания, а карма дает рукам какую-нибудь работу, что-то, что освятит каждую минуту из тех, что составляют срок вашей жизни."

Однажды я слышал, как Баба другими словами говорил о трех этих дорогах, ведущих к осознанию своего "Я". Он называл их тремя "W": работой, поклонением и мудростью (work, worship, wisdom). Одна лишь работа (карма), говорил он, это медленный пассажирский поезд, с долгими остановками и несколькими пересадками прежде достижения цели путешествия. Но если вы добавите к работе поклонение (бхакти), в вашем распоряжении окажется беспересадочный вагон, который быстрее и легче доставит вас к месту назначения. Кроме того, работа и поклонение вместе разовьют мудрость, или знание реальности (джнана). Обладая ей, вы окажетесь в экспрессе, без остановок идущем прямо к цели вашего путешествия. Поэтому поклоняйтесь в продолжение вашей работы, и вместе с тем стремитесь к самопознанию, которое поможет двум этим вещам принести истинную мудрость.

О духовных книгах он говорит, что они подобны лишь картам и путеводителям. "Изучение карты или перелистывание путеводителя не дадут вам ни трепета действительного посещения, ни йоты знания и радости, даваемых путешествием через эту землю."

"В действительности, - говорит он в другом месте, - вам незачем даже читать писания, Гиту или Упанишады. Вы услышите Гиту (божественную песнь), обращенную именно к вам, если вы призовете Бога, находящегося в вашем собственном сердце. Он - там, как ваш собственный колесничий."

Поэтому великие священные писания - это путеводители, помогающие нам до тех, и только до тех пор, до каких способно помогать печатное слово. Действительное знание должно прийти из нашего собственного внутреннего опыта. Мы должны сами путешествовать по той земле, что лежит внутри нас. Но очень трудно, почти невозможно, найти свой собственный путь через леса, дремучие джунгли жизни, окружающие эту божественную землю. Поэтому намного лучше иметь руководителя, уже побывавшего там и по личному опыту знающего маршрут. Другими словами, самый надежный, удобный, быстрый путь к самоосознанию - иметь духовного гуру - Садгуру - который сам полностью осознал свое "Я". Если в обычной жизни у вас есть опытный проводник, ведущий вас через неведомые леса и пустыни, или по запутанным улицам незнакомого города, вы не останавливаетесь, чтобы поспорить и обсудить с ним ваш маршрут. Вы полагаетесь на него и принимаете его руководство. Так же и с вашим Садгуру, вы должны всецело отдать себя в его руки. Ваши собственные глупые эго, гордость и упрямство лишь уведут вас с правильного пути. Ваш духовный руководитель знает, как привести вас туда, куда вы хотите прийти, поэтому первая вещь которую вам придется изучить, это трудная наука покорности.

Конечно, в этом вам чрезвычайно поможет любовь, которую вы неизбежно почувствуете к вашему Садгуру, являющемуся вашим истинным доброжелателем, и помогающему вам без каких-либо иных мотивов, помимо своей бескорыстной любви. Индийская духовная философия учит, что нет различия между Садгуру и Богом, и что в этой любви-бхакти Садгуру выражает волю Бога. "Когда Бог любит, - писал св. Бернар Клервоский, - Он не желает ничего иного, помимо того, чтобы быть любимым; ведь Он любит без всякой иной цели, нежели та, чтобы Он мог быть любим, и Он знает, что любящие Его благословлены этой любовью." Эта бескорыстная любовь Садгуру к ученику, и ответная, все возрастающая любовь ученика к Садгуру, есть суть бхакти марги, пути преданности. Поэтому, при том, что о других упомянутых йогах также не следует забывать, а исполнять их как требуется, бхакти - главная дорога великого путешествия. Или же - говоря иными словами - хотя бхакти - не единственный ингредиент алхимического состава, преобразующего неблагородные человеческие элементы в духовное золото, это - важнейший ингредиент. Баба часто говорил, что для этой эпохи бхакти марго - самый легкий и надежный путь к цели, и многие великие учителя, начиная с Господа Кришны, говорили в точности то же самое.

Баба использует многочисленные истории и примеры, показывающие значение бхакти марги. Вот одна из них:

Бхакта и джнани (последователь джнана марги) шли через лес и очень захотели пить. Они подошли к глубокому колодцу, с водой, находящейся далеко внизу и с краями, поросшими кустарником и колючкой. Добраться до воды было невозможно. Джнани преодо<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...