Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль банковской системы в СССР.




Средняя общеобразовательная школа № 85 с углубленным изучением отдельных предметов

Реферат

Предмет: Экономика

Тема: «Банковская система на примере России»

Подготовил: Печкин Даниил Владиславович

Учитель: Тельгузова Анна Владимировна

Нижний Новгород 2011

Содержание

1.Введение.  
1.Роль банковской системы.  
1.1.Роль банковской системы в СССР.  
1.2.Роль, отведённая банкам в России.  
2.Основные направления реформ.  
2.1.Последствия, неудачи реформ.  
3.Создание новой банковской системы в России.  
3.1.Поведение новой банковской системы в новых условиях.  
4.Взаимодействие государства и коммерческих банков России.  
5.Роль, занимаемая банками в России.  
5.1.Влияние рынка ценных бумаг на банковскую систему.  
Заключение.  
Список литературы.  

Введение.

 

Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом. На сегодняшний день банки призваны:

-аккумулировать свободные денежные средства;

-выполнять функции кассиров хозяйственных субъектов;

-производить эмиссию.

Сейчас невозможно представить гармонично развитое государство

без разветвленной сети банков. И действительно, банки играют в современной экономике роль многочисленных сердец, с помощью которых возможно развитие и становление экономико-политической мощи государства. Именно экономико-политической, так как еще не создана политическая доктрина, в которой экономика рассматривалась бы отдельно от политики. На сегодняшний день, банки являются экономическим инструментом в руках правительства.

Но, как правило, в прямом подчинении правительству находится один центральный банк, к примеру, Федеральный Банк ФРГ, а остальные банки только руководствуются его рекомендациями. И федеральное Германское правительство не может напрямую воздействовать на все банки Германии. Воздействие на них возможно через правительство той земли, к которой они "прикреплены". Таким образом, правительство не может жестко диктовать свои условия (часто руководствуемые политическими мотивами правящей партии) банкам.

До недавнего времени у нас банковская деятельность целиком и

полностью определялась внутренней политикой КПСС. Но, в связи с политико-экономическими преобразованиями, в нашей стране появилось

множество негосударственных банков, деятельность которых регулируется с одной стороны - объективными экономическими законами, а с другой - письмами Центробанка и несовершенным пока законодательством.

Современные российские банки развиваются очень высокими темпами, если учесть, что первые негосударственные финансовые институты появились в 1988 г., то появление в 1993 г. кредитных карточек как на магнитных, так и на электронных носителях, можно рассматривать как большой прогресс.

Несмотря на несовершенство банковского законодательства, Российские банки занимают прочное положение на внутреннем рынке капиталов, и открывают филиалы за рубежом. Правда, говорить о Российской банковской экспансии еще не время, так как экономические трудности в нашей стране не позволяют сформироваться полноценной банковской системе.

Переход к рынку связан с реализацией кредитных отношений. Перестройка денежного обращения и кредита, максимальное сокращение централизованного финансирования, переход к горизонтальному движению денежных ресурсов на финансовом рынке. Кредит - форма движения ссудного капитала, т.е. капитала, предлагаемого в ссуду. Перераспределение денежных средств способствует уравниванию нормы прибыли между различными отраслями. Кредитная система может принимать две формы:

1) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма)

2) с кредитно - финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющие их в ссуду (институциональная форма).

Первая форма представлена следующими формами кредита:

-коммерческим, возникающим при продаже товара с отсрочкой платежа

-банковским, возникающем при даче ссуд банком

-потребительским, возникающем при предоставлении ссуд на покупку товара юридическими лицами

-государственным, когда кредитором выступает государство

-международным, когда субъектами кредитования являются иностранные банки.

Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений кредитования. Реализуют эти отношения специальные учреждения, образующие кредитную систему в институциональном её понимании.

Центральные банки — это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в ней осо­бое место и являются, как правило, государственными учреждениями.

К основным функциям центрального банка относятся сле­дующие:

-эмиссионная функция, сохраняющая свое значение, поскольку на­личность по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств.

-функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для ком­мерческих банков, то есть каждый банк, — член национальной кредитной системы обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно Цен­тральный банк по традиции является хранителем официальных золотова­лютных резервов страны (официальные валютные резервы России в 1993 г. составили 4 млрд. долл. и около 300 т золота).

-функция кредитования коммерческих банков, характерная для со­циалистической экономики при государственной монополии на кредит­ную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов. Менее про­является она в развитой рыночной экономике, где подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей.

-предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, так как в бюджетах различного уровня акку­мулируется до половины и более ВВП стран. Данные средства накапли­ваются на счетах в центральных банках и расходуются с них. При этом центральные банки ведут счета правительственных учреждений и органи­заций. Кроме того, они осуществляют операции с государственными цен­ными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных обли­гаций. Центральные банки также проводят по поручению правительст­венных органов операции с золотом и иностранной валютой.

-клиринговая функция или функция проведения безналичных рас­четов. Так, в ряде стран центральный банк ведет операции по общена­циональному клирингу, выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных районах страны. Примером общена­циональной расчетной палаты может служить Федеральная резервная система Соединенных Штатов.

Коммерческие банки представляют собой частные и государ­ственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредито­ванию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.

Выделяют несколько их функций:

-аккумулирование бессрочных депозитов, или ведение текущих счетов, и оплата чеков, выписанных на эти банки.

-предоставление кредитов предпринимателям.

Особая заслуга коммерческих банков также состоит в осуще­ствлении расчетов в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

Специализированные кредитно-финансовые институты включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования. Так, внешнеторговые банки спе­циализируются на кредитовании экспорта и импорта товаров, а ипотеч­ные банки и компании — на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений).

К системе кредитно-финансовых институтов относятся:

-инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно - учредительской деятельностью, то есть проводящие операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на это доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. На сегодняшний день в России они немногочисленны.

-обширная группа сберегательных учреждений, занимающая важное место в кредитной благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.

-страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств — продажа страховых полисов. Полученные доходы, они вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других ком­паний, государственные ценные бумаги.

-пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и структуре активов. Так, имеются застрахованные пенсион­ные фонды, (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности — банками), фун­дированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундиро­ванные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и многие другие.

-инвестиционные компании, размещающие среди мелких дер­жателей свои обязательства (акции) и использующие полученные сред­ства для покупки ценных бумаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, так как из-за значительной диверсификации (вложение средств в различные предпри­ятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опас­ность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен ка­питал. Так, инвестиционные чековые фонды в России являются, в сущно­сти, тоже инвестиционными компаниями.

Таким образом, кредитная система в России состоит, во-первых, из банковской системы, имеющей обычно два уровня:

-центральный банк;

-коммерческие банки.

Но иногда банковская система бывает и трехуровневой (например, в США):

-Казначейство;

-12 окружных федеральных резервных банков;

-5000 банков-членов.

И, во-вторых, из кредитно-финансовых институтов, зани­мающих третий и четвертый ее этажи.

Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутри данной структуры создает возможности для ее широкого использования, позво­ляет своевременно вводить в дествие большой набор различных кре­дитно-денежных рычагов регулирования, воздействовать на экономиче­ский механизм как на систему. Из чего следует комплексный характер кредитной политики.

 

Роль банковской системы в СССР.

 

До 1987 года в СССР существовало четыре банка: Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк, Гострудсберкассы. Эмиссионные, управленческие и контрольные функции, а также краткосрочное кредитование, расчетно-кассовое обслуживание выполнял Госбанк СССР. В нем автоматически аккумулировались свободные денежные средства, распределяемые между экономическими субъектами по заранее утвержденному кредитному плану. Госбанк был, ориентирован в основном на выполнение этого плана своей филиальной сетью и нёс ответственность только перед вышестоящими органами, а не клиентурой.

Предельная централизация банковской системы имела и свою притягательную сторону, по крайней мере, для отдельных экономических субъектов. Денежная система находилась в единых руках, что позволяло подавлять инфляцию, стабилизировать денежное обращение, сдерживать рост государственного внутреннего и внешнего долга. Удавалось осуществлять практически беспроцентное банковское кредитование государственных предприятий, и в особенности совхозов и колхозов, в ряде случаев долги государственному банку просто не возвращались и превращались в дотации.

В период господства командно-административной системы в нашей стране роль банков была предельно сужена. Их функции сводились к проведению безналичных расчетов между предприятиями, кассовому об­служиванию, а также финансированию капитального строительства за счет средств госбюджета и специальных целевых фондов. Будучи состав­ной частью государственного аппарата, банки при централизованном об­щегосударственном планировании осуществляли кредитные операции в рамках строго регламентируемых направлений использования денежных средств и лимитируемых фондов кредитования. Внеплановые операции допускались только по решениям партийно-правительственных органов. Для руководителей предприятий и для самих банковских работников фак­тически не было существенной разницы между бюджетным и кредитным финансированием, кредитование проводилось из того же бюджета по ус­ловным процентам. Государственный банк постоянно занимался воспро­изведением через кредит финансового образа директивного государст­венного народнохозяйственного плана и дополняющих его правительст­венных программ и постановлений. По сути дела Госбанк являлся кассой правительства, осуществляя денежную и кредитную эмиссии для финан­сирования во многом дефицитных, расточительных, и часто, просто не­нужных правительственных программ. Введение в дополнение к государ­ственному сети специализированных банков не меняло дела по существу, поскольку они стали разделенным централизованным банком, в котором прибавилось число вертикальных структур. Подобная банковская система лишь тормозила развитие товарно-денежных отношений.

В связи с взятым КПСС в середине 80-х годов курсом реформ, возникла необходимость в реформировании и банковской системы. Считалось, что банковский сектор призван обеспечивать максимальную устойчивость денежной системы в период реформ, содействовать стабильному функционированию предприятий.

В 1987 году началась 2-х этапная организация.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...