Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй учебный вопрос: Основные этапы истории Верховного Суда РФ




Кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

уголовного и уголовно-исполнительного права

полковник вн.сл.

______________Л.И.Гаманенко

_____»____________2010 г.

 

 

Правоохранительные органы

Лекция

Тема 2.3. «Верховный суд Российской Федерации»

 

Капитан внутренней службы

Устинов А.А.

 

 

Обсуждены

на заседании кафедры

«____»__________20___г.

Протокол №_______

 

 

Пермь, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Учебные вопросы:

1. Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции.

2. Основные этапы истории Верховного Суда РФ.

3. Судебные полномочия Верховного Суда РФ.

4. Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура.

5. Организация работы в Верховном Суде РФ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — ч. 1 ст. 104, ст. 126 и ч. 3 ст. 128.

2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ: — ст. 19 и 31.

3. О Дисциплинарном судебном присутствии. Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 г. №4-ФКЗ // СЗ РФ. – 2009. №45 (ч.1). Ст. 5261

4. О статусе судей: закон РФ от 26 июня 1992 г. №3132-1— ст. 4 и 16.

5. Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. — ст. 54, 56—68.

6. О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1998 года № 7-ФЗ — ст. 1, 6 и 8.

7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ — ч. 4 ст. 31, п. 2 и 3 ч. 3 ст. 355, п. 4 и 5 ст. 403, ч. 5 ст. 415, ст. 452

8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ —ст. 27.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР" от 22 апреля 1992 г. № 8 (СППВС, с. 8).

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществле­нии правосудия" от 31 октября 1995 г. № 8 — п. 8 (СППВС, с. 11—19).

11. Положение о Научно-консультативном совете при Верховном Суде Рос­сийской Федерации, утвержденное постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 1968 г. № 45, — п. 1, 2, 4 и 9 (СППВС, с. 6—8).

12. Регламент совместных заседаний Пленума Верховного Суда Россий­ской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Фе­дерации, утвержденный постановлением Пленума Верховного Суда Россий­ской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 июня 1999 г., — п. 1—3.

13. Положение о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. (СУ, 1922, № 69, ст. 902).

14. Закон СССР "О судоустройстве СССР, союзных и автономных респуб­лик" от 16 августа 1938 г. (ВВСС, 1938, № 11).

15. Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об образовании президи­умов в составе Верховных Судов союзных и автономных республик, крае­вых, областных судов и судов автономных областей" от 14 августа 1954 г. (ВВСС, 1954, № 17, ст. 360).

16. Учебник «Правоохранительные органы» под ред.проф. К.Ф.Гуценко, 2007 г. стр.154-170.

17. Учебник «Правоохранительные органы» под ред. А..В.Едольцевой, О.А.Галустьяна, А.П.Кизлыка, 2009 г.стр.83-109.

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственный стандарт подготовки специалистов по направлению «Юриспруденция» предусматривает тему «Верховный Суд Российской Федерации». В прошлой лекции нами были рассмотрены полномочия и структура судов основного и среднего звена. Высшим звеном российской судебной системы являетс я Верховный Суд Российской Федерациивысший судебный орган по делам, подсудным судам общей юрисдикции. Его полномочия и структура существенным образом отличаются от судов основного и среднего звена, главной его задачей является не рассмотрение и разрешение дел в качестве суда первой инстанции, а надзор за деятельностью судов и обобщение судебной практики, поэтому Верховный Суд РФ заслуживает для рассмотрения отдельной темы.

 

Первый учебный вопрос: Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции.

 

" Верховный Суд Российской Федерации, — говорится в ст. 126 Конституции РФ,— является высшим судебным органом по граждан­ским, уголовным, административным и иным делам, подсудным су­дам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федераль­ным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятель­ностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики ".

Другими словами, данный суд призван выполнять, по меньшей мере, три основные социальные функции, реализация которых опре­деляет его роль и место в судебной системе Российской Федерации и системе других органов государственной власти. К ним относятся:

· выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

· осуществление в предусмотренных федеральным законом про­цессуальных формах судебного надзора за деятельностью таких су­дов;

· дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Каждая из этих функций имеет конкретное содержание, которое будет раскрыто детально в последующих параграфах данной главы учебника. Здесь в связи с общей характеристикой Верховного Суда РФ, его положения в судебной системе и в целом в государстве доста­точно отметить, что первая из названных функций этого суда про­является в том, что он наделен полномочием рассматривать по су­ществу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции.

К судам такого рода, как отмечено, относятся суды, уполномоченные рассматривать обычные, не требующие спе­циальных процедур и особого подхода дела. Практически это все судебные дела, кроме тех, что подведомственны специализированным судам (соответственно эти суды иногда называют судами специаль­ной юрисдикции) — Конституционному Суду РФ, арбитражным судам и конституционным (уставным) судам субъектов РФ.

Но положение высшего судебного органа требует еще и того, что­бы он проверял законность, обоснованность и справедливость при­говоров и иных судебных решений всех возглавляемых им судов (граж­данских и военных). За ним окончательное слово по конкретным су­дебным делам, рассмотренным гражданскими и военными судами, в первую очередь теми, которые относятся к судам среднего уровня. "Верховный Суд Российской Федерации,— говорится в ч. 4 ст. 19 За­кона о судебной системе,— является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам во­енных округов, флотов...".

Вторая из названных функций Верховного Суда РФ тесно свя­зана с первой. Осуществлять судебный надзор за деятельностью су­довэто значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки. Как подчеркнуто в Конституции РФ, делаться это долж­но только в процессуальных формах, т. е. с соблюдением установлен­ных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполне­ние данного требования — важное средство, призванное обеспечивать независимость судов общей юрисдикции, законность и обоснованность принимаемых ими решений.

Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществле­ние ее позволяет Верховному Суду РФ активно влиять в нужном на­правлении на практику применения конкретных законов не только су­дами, но и другими органами государственной власти, общественны­ми объединениями, должностными лицами. Разъяснения, даваемые Пленумом этого Суда, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражают ее суть и дают ориенти­ры для правильного применения соответствующих законов в будущем.

Наряду с названными функциями Верховный Суд РФ имеет также предоставленное ему ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы. Это важное средство обратной связи нашего законодате­ля с практикой применения издаваемых им законов. Именно на прак­тике выявляются как достоинства законов и других правовых актов, так и их недостатки. Верховный Суд РФ — один из органов, который располагает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую ин­формацию, он способен активно содействовать законотворчеству, при влекая внимание к пробелам и иным недостаткам действующего зако­нодательства. Влиять на содержание действующего законодательства ему дает возможность и предоставленное ст. 125 Конституции РФ пра­во обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии конституционным предписаниям федеральных законов и иных нор­мативных актов.

Второй учебный вопрос: Основные этапы истории Верховного Суда РФ

Решение о том, что в Российской Федерации должен быть свой Верховный Суд, состоялось в ноябре 1922 г. Ранее в России не было органа, именовавшегося Верховным Судом. До октября 1917 г. функ­ции высшего судебного органа выполнялись учреждением, называв­шимся Правительствующим Сенатом.

В ноябре 1917 г. Декретом о суде № 1 этот орган был упразднен без создания какого-либо аналогичного учреждения. Судоустройственные акты первых лет советской власти основное внимание уделяли организации и деятельности местных судов и судов чрезвычайных (ре­волюционных и военно-революционных трибуналов). Изложенный в Декрете о суде № 3 (июль 1918 г.) замысел о создании единого для всей республики Кассационного суда в Москве в то время практичес­ки реализован не был.

В период гражданской войны и иностранной военной интервен­ции высшими судами в РСФСР считались Верховный трибунал при ВЦИК, действовавший как суд первой инстанции по важнейшим де­лам, и существовавший наряду с ним Кассационный трибунал при ВЦИК — кассационная инстанция для революционных трибуналов. Кроме того, до 1921 г. действовали:

· Революционный военный трибу­нал при Реввоенсовете Республики,

· Главный железнодорожный воен­но-революционный трибунал при Народном комиссариате путей со­общения.

Эти органы возглавляли системы соответствующих трибу­налов. Но высшего судебного органа, возглавлявшего систему всех су­дов, до 1922 г. создано не было.

Отсутствие высшего судебного органа приводило к разобщеннос­ти в деятельности всех судов, не позволяло складываться единой су­дебной практике. Обеспечению этого единства в некоторой степени послужило создание после слияния Верховного трибунала с Кассаци­онным трибуналом Отдела высшего судебного контроля в составе На­родного комиссариата юстиции РСФСР, который получил право пе­ресмотра дел в порядке надзора в отношении народных судов, сове­тов народных судей и революционных трибуналов. Однако практичес­ки этот орган так и не стал руководящим и надзорным центром» всех судов, хотя и сыграл свою роль в деле установления единой су­дебной практики в республике.

Лишь по Положению о судоустройстве РСФСР 1922 г. вместо Вер­ховного трибунала при ВЦИК и Высшего судебного контроля при НКЮ РСФСР был организован Верховный Суд РСФСР. В его компе­тенцию входило осуществление надзора за судебной деятельностью всех судов республики. Он рассматривал дела по кассационным жа­лобам и протестам на решения губернских судов и был судом первой инстанции по важнейшим гражданским и уголовным делам. Судьи Верховного Суда РСФСР утверждались Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

К 1924 г. Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

1) Прези­диума;

2) Пленарного заседания;

3) Кассационных коллегий по уго­ловным и гражданским делам;

4) Судебной коллегии;

5) Военной и Военно-транспортной коллегии; 6) Дисциплинарной коллегии. Отде­ления Верховного Суда были образованы в автономных республиках и областях РСФСР.

После создания в 1924 г. Верховного Суда СССР структура Вер­ховного Суда РСФСР изменилась, поскольку из него в состав союзно­го суда была передана Военная и Военно-транспортная коллегия.

Компетенция Верховного Суда РСФСР подробно регламентиро­валась Положением о судоустройстве РСФСР 1926 г. В нем, в частно­ сти, отмечалось, что Пленарное заседание Верховного Суда ведает ис­толкованием законов по всем вопросам судебной практики в области процессуального и материального права. Это значительно повысило роль Верховного Суда в выработке единой судебной практики на тер­ритории РСФСР.

Существенное влияние на организацию и деятельность Верховно­го Суда РСФСР оказал Закон " О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик" 1938 г. В нем было указано, что Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом республики. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судов Российской Федерации. Изменился порядок выборов судей и народных заседате­лей Верховного Суда РСФСР. Этот порядок стал таким, каким был вплоть до принятия упомянутого выше Закона от 1 декабря 1988 г.

Изменилась и структура Суда: из его состава были исключены специ­альные коллегии, Президиум и Пленум. Верховный Суд стал действо­вать только в составе Коллегии по уголовным делам и Коллегии по гражданским делам, что, безусловно, снижало его значение. В этом же Законе в угоду централистским тенденциям построения судебной системы было указано на то, что верховным судам союзных респуб­лик не предоставляется права давать руководящие разъяснения по воп­росам применения законодательства.

Президиум Верховного Суда РСФСР восстановлен Указом Прези­диума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. На него было возложено рассмотрение дел в порядке надзора.

После принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве на их базе в октябре 1960 г. был принят Закон о судоустройстве РСФСР, который в настоящее время действу­ет в редакции от 8 июля 1981 г. (со многими последующими измене­ниями и дополнениями). Этот Закон разрешил многие вопросы, свя­занные с организацией и деятельностью Верховного Суда РФ в его современном виде.

Распад Союза ССР в декабре 1991 г., а вместе с ним и существо­ вавшей до этого судебной системы не мог не отразиться на организа­ции и полномочиях Верховного Суда РФ. Это проявилось, в частно­сти, в том, что уже 28 декабря того же года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановлени е " О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР", которым в составе данно­го Суда образована Военная коллегия, осуществляющая непосредствен­но надзор за судебной деятельностью всех военных судов, действую­щих в составе Вооруженных Сил РФ.

Принятие Конституции РФ 1993 г. тоже отразилось на Верховном Суде РФ. Были несколько уточнены его основные функции (см. ст. 126) и изменен порядок формирования. Судей этого суда теперь назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ. Пер­вая группа членов Верховного Суда РФ с соблюдением такого поряд­ка назначена в июне 1994 г.

 

 

Третий учебный вопрос: Судебные полномочия Верховного Суда РФ

Как уже отмечалось выше, Верховному Суду РФ принадлежат ши­рокие полномочия по судебному разбирательству уголовных и граж­данских дел. Он рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, Такие широкие ПОЛНОМО­ЧИЯ вызывают к жизни различные формы судебной деятельности, ко­торые осуществляются структурными подразделениями Верховного Суда РФ.

Значительное место в деятельности Верховного Суда РФ занима­ет рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой ин­станции.

В наши дни большую часть дел, рассматриваемых этим судом по первой инстанции, составляют дела гражданские. В соответствии с перечнем, предусмотренным ч. 1 ст. 27 ГПК, к ним отнесены следую­щие дела:

· об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ;

· об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти в случаях, когда такие акты затраги­вают права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

· об оспаривании постановлений о приостановлении или прекра­щении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

· о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объедине­ний, о ликвидации централизованных религиозных организаций, име­ющих местные религиозные организации на территориях двух и бо­лее субъектов РФ;

· об обжаловании во многих случаях решений (уклонения от при­нятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ;

· по разрешению споров между федеральными органами государ­ственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.

Круг уголовных дел, рассматриваемых Верховным Судом РФ по первой инстанции, значительно уже. Согласно ч. 1 ст. 31 и ст. 452 УПК он может принять к своему производству и рассмотреть по су­ществу, как правило, дело о преступлении,

· совершенном членом Со­вета Федерации,

· депутатом Государственной Думы

· и судьей федераль­ного суда, при условии заявления такого рода лицом ходатайства о том, чтобы его дело было передано для рассмотрения в Верховный Суд РФ.

Разбирательство дел по первой инстанции в данном суде произво­дится по общим правилам гражданского и уголовного судопроизвод­ства.

Верховный Суд РФ, являясь кассационной инстанцией

· для гражданских и военных судов среднего звена,

· рассматривает дела по кассационным жалобам и представлениям прокуроров на не вступившие в законную силу приговоры, решения и определения вер­ховных судов республик, краевых, областных судов, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автоном­ных округов, а также окружных (флотских) военных судов.

· проверяет законность и обо­снованность приговоров и иных решений, постановляемых судебны­ми коллегиями самого Верховного Суда РФ.

 

Возглавляя систему судов общей юрисдикции (гражданских и во­енных), Верховный Суд РФ является надзорной инстанцией. В качестве такой инстанции он уполномочен проверять законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров, ре­шений по гражданским делам, определений и постановлений, выне­сенных любым судом общей юрисдикции. При этом он вправе руко­водствоваться процедурой, установленной для производства, как в по­рядке надзора, так и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. Проверка Верховным Судом РФ приговоров и иных решений слу­жит важной гарантией защиты прав и интересов участников процес­са, неукоснительного соблюдения законов при досудебном производ­стве и осуществлении судебных разбирательств. Она способствует ус­транению следственных и судебных ошибок, обеспечивает тем самым единообразие судебной практики и практики других государственных органов, призванных обеспечивать законность и охрану прав и свобод граждан.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...