Второй учебный вопрос: Основные этапы истории Верховного Суда РФ
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права
УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права полковник вн.сл. ______________Л.И.Гаманенко _____»____________2010 г.
Правоохранительные органы Лекция Тема 2.3. «Верховный суд Российской Федерации»
Капитан внутренней службы Устинов А.А.
Обсуждены на заседании кафедры «____»__________20___г. Протокол №_______
Пермь, 2010
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Учебные вопросы: 1. Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции. 2. Основные этапы истории Верховного Суда РФ. 3. Судебные полномочия Верховного Суда РФ. 4. Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура. 5. Организация работы в Верховном Суде РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — ч. 1 ст. 104, ст. 126 и ч. 3 ст. 128. 2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ: — ст. 19 и 31. 3. О Дисциплинарном судебном присутствии. Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 г. №4-ФКЗ // СЗ РФ. – 2009. №45 (ч.1). Ст. 5261 4. О статусе судей: закон РФ от 26 июня 1992 г. №3132-1— ст. 4 и 16. 5. Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. — ст. 54, 56—68. 6. О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1998 года № 7-ФЗ — ст. 1, 6 и 8. 7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ — ч. 4 ст. 31, п. 2 и 3 ч. 3 ст. 355, п. 4 и 5 ст. 403, ч. 5 ст. 415, ст. 452 8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ —ст. 27. 9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР" от 22 апреля 1992 г. № 8 (СППВС, с. 8).
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. № 8 — п. 8 (СППВС, с. 11—19). 11. Положение о Научно-консультативном совете при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденное постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 1968 г. № 45, — п. 1, 2, 4 и 9 (СППВС, с. 6—8). 12. Регламент совместных заседаний Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утвержденный постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 июня 1999 г., — п. 1—3. 13. Положение о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. (СУ, 1922, № 69, ст. 902). 14. Закон СССР "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик" от 16 августа 1938 г. (ВВСС, 1938, № 11). 15. Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об образовании президиумов в составе Верховных Судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей" от 14 августа 1954 г. (ВВСС, 1954, № 17, ст. 360). 16. Учебник «Правоохранительные органы» под ред.проф. К.Ф.Гуценко, 2007 г. стр.154-170. 17. Учебник «Правоохранительные органы» под ред. А..В.Едольцевой, О.А.Галустьяна, А.П.Кизлыка, 2009 г.стр.83-109.
ВВЕДЕНИЕ Государственный стандарт подготовки специалистов по направлению «Юриспруденция» предусматривает тему «Верховный Суд Российской Федерации». В прошлой лекции нами были рассмотрены полномочия и структура судов основного и среднего звена. Высшим звеном российской судебной системы являетс я Верховный Суд Российской Федерации – высший судебный орган по делам, подсудным судам общей юрисдикции. Его полномочия и структура существенным образом отличаются от судов основного и среднего звена, главной его задачей является не рассмотрение и разрешение дел в качестве суда первой инстанции, а надзор за деятельностью судов и обобщение судебной практики, поэтому Верховный Суд РФ заслуживает для рассмотрения отдельной темы.
Первый учебный вопрос: Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции.
" Верховный Суд Российской Федерации, — говорится в ст. 126 Конституции РФ,— является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики ". Другими словами, данный суд призван выполнять, по меньшей мере, три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе Российской Федерации и системе других органов государственной власти. К ним относятся: · выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; · осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью таких судов; · дача разъяснений по вопросам судебной практики. Каждая из этих функций имеет конкретное содержание, которое будет раскрыто детально в последующих параграфах данной главы учебника. Здесь в связи с общей характеристикой Верховного Суда РФ, его положения в судебной системе и в целом в государстве достаточно отметить, что первая из названных функций этого суда проявляется в том, что он наделен полномочием рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов общей юрисдикции. К судам такого рода, как отмечено, относятся суды, уполномоченные рассматривать обычные, не требующие специальных процедур и особого подхода дела. Практически это все судебные дела, кроме тех, что подведомственны специализированным судам (соответственно эти суды иногда называют судами специальной юрисдикции) — Конституционному Суду РФ, арбитражным судам и конституционным (уставным) судам субъектов РФ.
Но положение высшего судебного органа требует еще и того, чтобы он проверял законность, обоснованность и справедливость приговоров и иных судебных решений всех возглавляемых им судов (гражданских и военных). За ним окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным гражданскими и военными судами, в первую очередь теми, которые относятся к судам среднего уровня. "Верховный Суд Российской Федерации,— говорится в ч. 4 ст. 19 Закона о судебной системе,— является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов...". Вторая из названных функций Верховного Суда РФ тесно связана с первой. Осуществлять судебный надзор за деятельностью судов — это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки. Как подчеркнуто в Конституции РФ, делаться это должно только в процессуальных формах, т. е. с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполнение данного требования — важное средство, призванное обеспечивать независимость судов общей юрисдикции, законность и обоснованность принимаемых ими решений. Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществление ее позволяет Верховному Суду РФ активно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами. Разъяснения, даваемые Пленумом этого Суда, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для правильного применения соответствующих законов в будущем. Наряду с названными функциями Верховный Суд РФ имеет также предоставленное ему ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы. Это важное средство обратной связи нашего законодателя с практикой применения издаваемых им законов. Именно на практике выявляются как достоинства законов и других правовых актов, так и их недостатки. Верховный Суд РФ — один из органов, который располагает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую информацию, он способен активно содействовать законотворчеству, при влекая внимание к пробелам и иным недостаткам действующего законодательства. Влиять на содержание действующего законодательства ему дает возможность и предоставленное ст. 125 Конституции РФ право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии конституционным предписаниям федеральных законов и иных нормативных актов.
Второй учебный вопрос: Основные этапы истории Верховного Суда РФ Решение о том, что в Российской Федерации должен быть свой Верховный Суд, состоялось в ноябре 1922 г. Ранее в России не было органа, именовавшегося Верховным Судом. До октября 1917 г. функции высшего судебного органа выполнялись учреждением, называвшимся Правительствующим Сенатом. В ноябре 1917 г. Декретом о суде № 1 этот орган был упразднен без создания какого-либо аналогичного учреждения. Судоустройственные акты первых лет советской власти основное внимание уделяли организации и деятельности местных судов и судов чрезвычайных (революционных и военно-революционных трибуналов). Изложенный в Декрете о суде № 3 (июль 1918 г.) замысел о создании единого для всей республики Кассационного суда в Москве в то время практически реализован не был. В период гражданской войны и иностранной военной интервенции высшими судами в РСФСР считались Верховный трибунал при ВЦИК, действовавший как суд первой инстанции по важнейшим делам, и существовавший наряду с ним Кассационный трибунал при ВЦИК — кассационная инстанция для революционных трибуналов. Кроме того, до 1921 г. действовали: · Революционный военный трибунал при Реввоенсовете Республики, · Главный железнодорожный военно-революционный трибунал при Народном комиссариате путей сообщения. Эти органы возглавляли системы соответствующих трибуналов. Но высшего судебного органа, возглавлявшего систему всех судов, до 1922 г. создано не было. Отсутствие высшего судебного органа приводило к разобщенности в деятельности всех судов, не позволяло складываться единой судебной практике. Обеспечению этого единства в некоторой степени послужило создание после слияния Верховного трибунала с Кассационным трибуналом Отдела высшего судебного контроля в составе Народного комиссариата юстиции РСФСР, который получил право пересмотра дел в порядке надзора в отношении народных судов, советов народных судей и революционных трибуналов. Однако практически этот орган так и не стал руководящим и надзорным центром» всех судов, хотя и сыграл свою роль в деле установления единой судебной практики в республике.
Лишь по Положению о судоустройстве РСФСР 1922 г. вместо Верховного трибунала при ВЦИК и Высшего судебного контроля при НКЮ РСФСР был организован Верховный Суд РСФСР. В его компетенцию входило осуществление надзора за судебной деятельностью всех судов республики. Он рассматривал дела по кассационным жалобам и протестам на решения губернских судов и был судом первой инстанции по важнейшим гражданским и уголовным делам. Судьи Верховного Суда РСФСР утверждались Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. К 1924 г. Верховный Суд РСФСР действовал в составе: 1) Президиума; 2) Пленарного заседания; 3) Кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам; 4) Судебной коллегии; 5) Военной и Военно-транспортной коллегии; 6) Дисциплинарной коллегии. Отделения Верховного Суда были образованы в автономных республиках и областях РСФСР. После создания в 1924 г. Верховного Суда СССР структура Верховного Суда РСФСР изменилась, поскольку из него в состав союзного суда была передана Военная и Военно-транспортная коллегия. Компетенция Верховного Суда РСФСР подробно регламентировалась Положением о судоустройстве РСФСР 1926 г. В нем, в частно сти, отмечалось, что Пленарное заседание Верховного Суда ведает истолкованием законов по всем вопросам судебной практики в области процессуального и материального права. Это значительно повысило роль Верховного Суда в выработке единой судебной практики на территории РСФСР. Существенное влияние на организацию и деятельность Верховного Суда РСФСР оказал Закон " О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик" 1938 г. В нем было указано, что Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом республики. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судов Российской Федерации. Изменился порядок выборов судей и народных заседателей Верховного Суда РСФСР. Этот порядок стал таким, каким был вплоть до принятия упомянутого выше Закона от 1 декабря 1988 г. Изменилась и структура Суда: из его состава были исключены специальные коллегии, Президиум и Пленум. Верховный Суд стал действовать только в составе Коллегии по уголовным делам и Коллегии по гражданским делам, что, безусловно, снижало его значение. В этом же Законе в угоду централистским тенденциям построения судебной системы было указано на то, что верховным судам союзных республик не предоставляется права давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Президиум Верховного Суда РСФСР восстановлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. На него было возложено рассмотрение дел в порядке надзора. После принятия Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве на их базе в октябре 1960 г. был принят Закон о судоустройстве РСФСР, который в настоящее время действует в редакции от 8 июля 1981 г. (со многими последующими изменениями и дополнениями). Этот Закон разрешил многие вопросы, связанные с организацией и деятельностью Верховного Суда РФ в его современном виде. Распад Союза ССР в декабре 1991 г., а вместе с ним и существо вавшей до этого судебной системы не мог не отразиться на организации и полномочиях Верховного Суда РФ. Это проявилось, в частности, в том, что уже 28 декабря того же года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановлени е " О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР", которым в составе данного Суда образована Военная коллегия, осуществляющая непосредственно надзор за судебной деятельностью всех военных судов, действующих в составе Вооруженных Сил РФ. Принятие Конституции РФ 1993 г. тоже отразилось на Верховном Суде РФ. Были несколько уточнены его основные функции (см. ст. 126) и изменен порядок формирования. Судей этого суда теперь назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ. Первая группа членов Верховного Суда РФ с соблюдением такого порядка назначена в июне 1994 г.
Третий учебный вопрос: Судебные полномочия Верховного Суда РФ Как уже отмечалось выше, Верховному Суду РФ принадлежат широкие полномочия по судебному разбирательству уголовных и гражданских дел. Он рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, Такие широкие ПОЛНОМОЧИЯ вызывают к жизни различные формы судебной деятельности, которые осуществляются структурными подразделениями Верховного Суда РФ. Значительное место в деятельности Верховного Суда РФ занимает рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции. В наши дни большую часть дел, рассматриваемых этим судом по первой инстанции, составляют дела гражданские. В соответствии с перечнем, предусмотренным ч. 1 ст. 27 ГПК, к ним отнесены следующие дела: · об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ; · об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти в случаях, когда такие акты затрагивают права, свободы и законные интересы граждан и организаций; · об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки; · о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; · об обжаловании во многих случаях решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ; · по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ. Круг уголовных дел, рассматриваемых Верховным Судом РФ по первой инстанции, значительно уже. Согласно ч. 1 ст. 31 и ст. 452 УПК он может принять к своему производству и рассмотреть по существу, как правило, дело о преступлении, · совершенном членом Совета Федерации, · депутатом Государственной Думы · и судьей федерального суда, при условии заявления такого рода лицом ходатайства о том, чтобы его дело было передано для рассмотрения в Верховный Суд РФ. Разбирательство дел по первой инстанции в данном суде производится по общим правилам гражданского и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ, являясь кассационной инстанцией · для гражданских и военных судов среднего звена, · рассматривает дела по кассационным жалобам и представлениям прокуроров на не вступившие в законную силу приговоры, решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, а также окружных (флотских) военных судов. · проверяет законность и обоснованность приговоров и иных решений, постановляемых судебными коллегиями самого Верховного Суда РФ.
Возглавляя систему судов общей юрисдикции (гражданских и военных), Верховный Суд РФ является надзорной инстанцией. В качестве такой инстанции он уполномочен проверять законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров, решений по гражданским делам, определений и постановлений, вынесенных любым судом общей юрисдикции. При этом он вправе руководствоваться процедурой, установленной для производства, как в порядке надзора, так и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. Проверка Верховным Судом РФ приговоров и иных решений служит важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса, неукоснительного соблюдения законов при досудебном производстве и осуществлении судебных разбирательств. Она способствует устранению следственных и судебных ошибок, обеспечивает тем самым единообразие судебной практики и практики других государственных органов, призванных обеспечивать законность и охрану прав и свобод граждан.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|