Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Стр 1 из 2Следующая ⇒ План. Основные компоненты современных теорий личности. Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера. Гуманистическая теория личности Эриха Фромма и Абрахама Маслоу. Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры.
Основные понятия темы: личность, теории личности, мотивация, верифицируемость, эвристика, гетеростаз, гомеостаз, детерминизм.
Основные компоненты современных теорий личности.
Теории личности выполняют 2 основные функции: они объясняют и предсказывают поведение. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как организованное определенным образом, следовательно, понятным для человека. Теория личности должна предсказывать будущее, т.е. обеспечивать основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не наступили. В психологии теории личности также выполняют разные функции: 1) они объясняют, что собой представляют люди, почему они ведут себя определенным образом; 2) они позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее. Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции (это набор относительно неизменных характеристик, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Они выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики). На другом уровне анализа структура личности может быть описана при помощи концепции типа личности. Тип личности – это совокупность множества различных черт, образующих самостоятельную категорию с четко очерченными границами. Любая теория личности должна отвечать на следующие вопросы:
· Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный? · Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности? · Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)? · Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Но большинство моделей являются умозрительными.
Прикладное значение различных теорий В разных сферах социального поведения
А. Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 года и был 3-им из 6-ти детей. Как и З. Фрейд, он был сыном еврея-торговца. Адлер воспринимал свое происхождение легко. В районе, где он рос, было мало еврейских детей, поэтому его акцент и кругозор был скорее венским, чем еврейским. Он пережил трудные и несчастные детские годы. Любовь матери окружала его до момента рождения младшего брата. Потом он вошел в доверие к отцу, чьим любимцем был долгие годы. В детстве он часто болел, в школе учился весьма посредственно. Более всего он не успевал по математике. Но узнав об угрозе отца отдать его в ученики к сапожнику, он стал лучшим учеником по математике в классе.
В 18 лет Адлер поступил в Венский университет (медицинский). В 1897 году он женился на студентке из России, Раисе Эпштейн, которая также училась в этом университете. В 1898 году он получил медицинскую степень. Затем, пройдя практику по общей медицине, он стал психиатром. В 1912 году образовал Общество индивидуальной психологии. В 1935 году он вместе с женой переезжает в Нью-Йорк и становится практикующим профессором медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк). Как лектор он пользовался большой популярностью среди студентов. 28 мая 1937 года во время лекции он внезапно скончался в шотландском городе Абердине. Узнав о его смерти, Фрейд написал одному из своих друзей: "Мне непонятна Ваша симпатия к Адлеру – для еврейского мальчика из пригорода Вены смерть в Абердине уже сама по себе – неслыханная карьера и доказательство того, как он преуспел. На самом деле мир его щедро вознаградил за старания на ниве опровержения психоанализа".
Основные тезисы индивидуальной психологии Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как «неофрейдиста». В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теорий, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом [Ellenberger, 1.970]. Более того, Адлер никогда не учился под руководством Фрейда и никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком (Orgler, 1972J. К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отношений в 19П году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.
Индивидуум как единое и самосогласующееся целое Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодинамического принципа. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|