Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры.




 

Альберт Бандура (Albert Bandura) родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в 1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению, он посе­щал объединенную начальную и среднюю школу, в которой было только 20 уче­ников и два учителя. Вынужденный заниматься самообразованием, как и его од­ноклассники, Бандура вспоминает, что фактически каждый выпускник сделал ус­пешную профессиональную карьеру. Летом он ремонтировал автомагистрали на необжитом Юконе. Опубликовано очень мало сведений о его детстве.

После средней школы Бандура посещал Университет провинции Британская Колумбия в Ванкувере, где получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1949 году. После этого он продолжал обучение в Университете Айовы, где полу­чил в 1951 году степень магистра гуманитарных наук и в 1952 году — степень доктора философии. Затем он прошел годовую клиническую интернатуру в Кон­сультативном центре Уичиты, штат Канзас, и занял пост на факультете психоло­гии в Стэнфордском университете.

На протяжении своей профессиональной деятельности Бандура активно зани­мался развитием социально-когнитивного подхода к изучению и пониманию лич­ности. Он опубликовал несколько книг и бесчисленное множество научных ста­тей, сделав огромный вклад в развитие гуманитарных наук. Его ранние книги «Подростковая агрессия» (1959) и «Социальное научение и развитие личности» (1963) были написаны в соавторстве с Ричардом Уолтерсом (Richard Walters), его первым студентом после получения степени доктора философии. Затем он опуб­ликовал «Принципы модификации поведения» (1969), обширный обзор психосо­циальных принципов, которые регулируют поведение. В 1969 году Бандура был назван действительным членом Центра углубленного изучения поведенческих наук в Стэнфордском университете. В это время он пишет книгу «Агрессия: ана­лиз с позиции социального научения» (1973) и по собственному желанию рабо­тает над изучением субкультуры ежедневных волейбольных игр сотрудников Центра. Он также опубликовал работу под названием «Теория социального на­учения» (1971), краткое толкование ключевых концепций, которые помогают объяснить поведение. В двух своих недавних книгах «Социальная теория науче­ния» (1977) и «Социальные основы мышления и поведения» (1986) Бандура дает обзор современных теоретических и экспериментальных достижений, касаю­щихся социально-познавательной модели личности.

Заслуги Бандуры в области развития психологии были высоко оценены. Он был избран президентом Американской психологической ассоциации в 1973 году. В 1980 году он получил награду Американской психологической ассоциации за выдающиеся научные достижения и за «новаторские эксперименты во многих на­правлениях, включая нравственное развитие, научение через наблюдение, овладе­ние страхом, лечебные стратегии, самоконтроль... процессы самоотношения и ког­нитивную регуляцию поведения... Его бодрость, сердечность и личный пример вдохновили многих его студентов на активную деятельность».

После почти 40 лет преподавательской и исследовательской деятельности Бандура занял специально для него созданный пост в Стэнфордском университе­те. Он и его жена Вирджиния получают наслаждение от оперы и симфонической музыки, любимое развлечение в пятницу — посещение одного из прекрасных ресторанов Сан-Франциско. Бандура также любит прогулки в горах Сьерры.

Сегодня Бандура — ведущий социально-когнитивный теоретик, признанный пионер модификации поведения и ведущий авторитет в том, что касается агрес­сивности и полоролевого развития.

 

Социально-когнитивная теория — теория личности второй половины XX в., разрабатываемая в трудах Бандуры. Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимо­влияние среды, поведения и личностных факторов, в которых особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэф­фективность личности. Среда или окружение в С.-к. т. оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность. Это непрерывное взаимодействие сил создает некое равновесие между сво­бодой и детерминизмом в С.-к. т.

Человеческое поведение, согласно С.-к.т., по большей части усваивается прежде всего путем овладения паттернами поведения. Социальное поведение личности фор­мируется путем наблюдения за поведением других или на основании примера. Именно в ходе наблюдения личность научается имитировать поведение и моделиро­вать себя по выбранной модели. Бандура полагает, что такое научение избавляет личность от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения.

В С.-к. т. предполагается, что научение происходит только тогда, когда включаются детерминанты регуляции индивидуального поведения в форме двух видов подкреплений — «косвенного (внешнего) подкрепле­ния» и «самоподкрепления».

Косвенное подкрепление предполагает учет при имитации поведения выбранной модели поведения, наблюдаемых последствий поведения модели и подкреплений извне за награждаемое и эффективное ее по­ведение — если поведение выбранной модели награждается, а не наказывается, то его целесообразно имитировать.

Самоподкрепление в С.-к. т. означает, что личность сама награждает себя поощ­рениями, которые способна контролировать. Оно используется ею всякий раз, ког­да она достигает установленной ею нормы поведения. Системы самоподкрепле­ния усваиваются, по мнению Бандуры, на основе тех же принципов научения, которые отвечают за усвоение других типов поведения.

Важное место в С.-к. т. занимают понятия «саморегуляция», «самоконтроль» и «самоэффективность» личности. Выделя­ются три компонента саморегуляции поведения: самонаблюдение, самооценка и самоответственность. Поведение человека регулируется с помощью самонаблюдения, оценива­ется посредством самооценки как достойное одобрения и, следовательно, поощ­ряемое либо как неудовлетворительное и наказуемое, в зависимости от того, с позиций каких личностных требований и норм оно оценивается. Поступки, соответ­ствующие внутренним нормам личности, рассматриваются как позитивные, а несоответ­ствующие — как негативные. Адекватность или неадекватность поведения опре­деляется в С.-к. т. в терминах стандартных норм или ценностей эталонной группы. Позитивная самооценка поведения приводит к поощряющему типу реагирова­ния, а негативная — к наказывающему. Самооценка приобретает и сохраняет выработанные критерии поощрения и наказания в зависимости от реальных по­следствий.

Самоэффективность личности в С.-к. т. подразумевает осознанную способность человека справляться со специфическими и сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности и функционирования личности в целом.

Важное место в обеспечении саморегуляции поведения занимает менталь­ный самоконтроль, определяемый в С.-к. т. как обоснованное когнитивное сред­ство достижения более желаемых паттернов поведения. Он не существует исклю­чительно в рамках только внутренних (напр., сила воли) или внешних (напр., стимул— подкрепление в бихевиоризме) сил, а проявляется в тщательно планируемом вза­имодействии личности с окружением.

С.-к. т. выделяет пять основных программных ступеней процесса самоконтроля: определение формы поведения, на которое необходимо воздействовать, сбор основных данных, разработку программы, выполнение программы, оценку и завершение. Программа самоконтроля в С.-к. т. включает механизмы самоподкрепления, са­монаказание и планирование окружения.

Представителями С.-к. т. проведены многочисленные исследования, подтвер­ждающие важность научения посредством наблюдения детей за родителями (напр., в приобретении и модификации ими агрессивного поведения, в полоролевом развитии, формировании навыков общения, формировании самоэффективности как важнейшей составляющей личностного роста).

В С.-к. т. разработана единая концепция управления поведением личности посред­ством формирования умений и навыков самоэффективности и самоконтроля. Повышение уровня самоэффективности способствует избавлению от специфических и иррациональных страхов и фобий (напр., боязнь змей, инъекций, страх перед экзаме­нами), избавлению от зависимостей (курение, алкоголь, наркотики), содействует ста­билизации и укреплению психофизического потенциала личности, изменению стиля жизни, формированию позитивной жизненной установки в целом.

"Теория поля" Курта Левина.

Теория поля рассматривает личность как сложное энергетическое поле, которое мотивируется психологическими силами, ведет себя избирательно и креативно.

Данная теория была разрабоана в первой половине 20 века. В данной теории для построения структуры личности используется один из разделов математики – топология (изучает свойства геометрических фигур и взаимное расположение этих фигур).

Теория – это "жизненное пространство", т.е. психологическая реальность, которая включает события, способные повлиять на поведение человека. Поведение человека определяет актуальные потребности.

В теории поля выделяются несколько свойств среды:

- близость-удаленность;

- твердость-слабость;

- "текучесть" – "ригидность".

("текучая среда" быстро реагирует на любое воздействие, а "ригидная среда" сопротивляется изменениям).

Курт Левин считал, что личность – это сложная энергетическая система, а тип энергии, осуществляющий психологическую работу, называется психической энергией.

Конечная цель активности личности – вернуть человеку состояние равновесия. Для этого нужно высвободить психическую энергию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...