Центральные исполнительные органы (министерства, агентства)
Структура центральных исполнительных органов и соответствующий перечень органов настолько часто меняется, что за этими изменениями не всегда прослеживается логика, объясняющая смысл подобных преобразований. В литературе и законодательстве относительно длительное время сохраняется стереотип, что всегда ведомство - собирательное понятие, характеризующее статус органа и руководимой им отрасли (Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1972, С. 67; Большой юридический словарь. М.: Инфра. М., 1997, С 72). Конституционный закон РК «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» содержит столько «новаций», которые, хотелось бы думать, послужат упорядочению тех органов, которые представляют исполнительную власть. Не привнес ясности и Закон «О государственной службе», необоснованно увеличив количество политических служащих, которые, по сути, возглавляют административные органы. Министерства входят в систему государственных органов исполнительной власти и осуществляют управление различными сферами (отраслями). 1.Министерство Республики Казахстан - центральный исполнительный орган, возглавляемый Министром, осуществляющим управление на основе единоначалия. 2.Министерство образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики по предложению Премьер-министра Республики. 3.Статус министерства определяется законодательными актами, его правовое положение оформляется соответствующим положением, утверждаемым постановлением Правительства. 4.Министерство - наиболее устойчивая организационная форма среди государственных органов, сложившимися отраслями (сферами) управления (оборона, финансы, юстиция, внутренние дела и др.).
5.Министерство построено не только по линейному (иерархичному) принципу, но и включает в себя общность организаций (казенных и других). 6.Министерства, как правило, являются правительственными органами и хотя управляют определенной отраслью, но могут иметь надведомственные полномочия. Акты министерств издаются в форме приказов министров, которые могут иметь нормативный характер, а также способны разрешать индивидуальные распорядительные вопросы. 8. Действие актов министерств может быть прекращено самим министерством, Правительством и Президентом, судом или сроком действия акта. Центральные исполнительные органы можно подразделить на правительственные (министерства) и неправительственные. Агентства - центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства. 1. Агентство образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики Казахстан по предложению Премьер-министра Республики. 2.Агентство осуществляет руководство отраслью (сферой) управления. В случаях, предусмотренных законодательством, может осуществлять межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции. 3.Структура агентства утверждается его руководителем и состоит из департаментов и управлении. 4.При председателе агентства образуется коллегия, являющаяся консультативно-совещательным органом. 5.Актами агентства являются приказы председателя агентства. 6.Действие актов агентства может быть прекращено самим агентством, Президентом, судом или сроком действия акта. В оценке статуса подобных органов, есть и не бесспорные суждения. Действительно, многие параметры органов исполнительной власти определяются актами. В контексте такого подхода можно понять череду изменений, которые можно объяснить сложившейся практикой закрепления статуса. Но нельзя исключить и того, что органы исполнительной власти обеспечивают правоприменение, которое не зависит от прихоти правоприменителя.4" Как бы не игнорировали подобное положение, но иерархия правовой системы не только вытекает, но и влияет на иерархичность правотворческих и правоприменительных органов. В соответствующем Законе РК «О нормативных правовых актах» говорится, что уполномоченный орган вправе принимать нормативные правовые акты в соответствии с его компетенцией, установленной Конституцией и законодательными актами.
Указанные пояснения в какой-то мере могут объяснить, что ведомство создается как орган (комитет) центрального исполнительного органа. 1.Ведомство выполняет функции комитета центрального исполнительного органа. В отличии от иных органов, ведомство также может иметь территориальные подразделения. 2.Ведомство образуется, реорганизуется и упраздняется Правительством по представлению руководителя соответствующего органа. 3.Ведомство правомочно осуществлять специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую координацию либо руководство подотраслью (сферой) государственного управления. 4.При всей значимости этих функций, структура, компетенция и порядок взаимодействия ведомства с иными государственными органами определяется Правительством. 5.Формой акта, издаваемого ведомством, является приказ руководителя ведомства. Особую роль в обеспечении деятельности Правительства, правительственных и иных органов выполняет Канцелярия Премьер-министра Республики Казахстан. Анализ законодательства свидетельствует о постоянном изменении и совершенствовании аппарата, обслуживающего работу Правительства и Премьер-министра. Фактически это всегда был орган при Правительстве и Премьер-министре, обеспечивающий их работу и способный выполнять координирующие функции по отношению к государственным органам, подведомственным Правительству. Основания для подобных выводов дают следующие положения. Во-первых, учредителем Канцелярии Премьер-министра (далее Канцелярия) является государство, которое и финансирует ее деятельность.
Во-вторых, статус Канцелярии, как и других органов, утверждается постановлением Правительства (Положение о Канцелярии Премьер-министра Республики Казахстан от 20 мая 1999 г. №592). В-третьих, Канцелярия уполномочена на выполнение координации деятельности государственных органов и функции контроля (Положение о Канцелярии). В-четвертых, как и Президент РК, Премьер-Министр имеет систему обеспечения своей деятельности, что и возложено на Канцелярию. В силу данных обязанностей Канцелярия выполняет информационно-аналитическое, правовое, организационное, протокольное и иное обеспечение Премьер-министра и Правительства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|