Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Центральные исполнительные органы (министерства, агентства)

 

Структура центральных исполнительных органов и соответствующий пе­речень органов настолько часто меняется, что за этими изменениями не всегда прослеживается логика, объясняющая смысл подобных преобразований.

В литературе и законодательстве относительно длительное время со­храняется стереотип, что всегда ведомство - собирательное понятие, ха­рактеризующее статус органа и руководимой им отрасли (Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1972, С. 67; Большой юридический словарь. М.: Инфра. М., 1997, С 72). Конституционный закон РК «О внесении из­менений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имею­щий силу Конституционного закона, «О Правительстве Республики Казахстан» содержит столько «новаций», которые, хотелось бы думать, послужат упорядочению тех органов, которые представляют исполнитель­ную власть. Не привнес ясности и Закон «О государственной службе», необоснованно увеличив количество политических служащих, которые, по сути, возглавляют административные органы.

Министерства входят в систему государственных органов исполнитель­ной власти и осуществляют управление различными сферами (отраслями).

1.Министерство Республики Казахстан - центральный исполнитель­ный орган, возглавляемый Министром, осуществляющим управление на основе единоначалия.

2.Министерство образуется, реорганизуется и упраздняется Президен­том Республики по предложению Премьер-министра Республики.

3.Статус министерства определяется законодательными актами, его правовое положение оформляется соответствующим положением, утвер­ждаемым постановлением Правительства.

4.Министерство - наиболее устойчивая организационная форма сре­ди государственных органов, сложившимися отраслями (сферами) управ­ления (оборона, финансы, юстиция, внутренние дела и др.).

5.Министерство построено не только по линейному (иерархичному) прин­ципу, но и включает в себя общность организаций (казенных и других).

6.Министерства, как правило, являются правительственными органа­ми и хотя управляют определенной отраслью, но могут иметь надведомственные полномочия.

Акты министерств издаются в форме приказов министров, которые могут иметь нормативный характер, а также способны разрешать индиви­дуальные распорядительные вопросы.

8. Действие актов министерств может быть прекращено самим мини­стерством, Правительством и Президентом, судом или сроком действия акта.

Центральные исполнительные органы можно подразделить на прави­тельственные (министерства) и неправительственные.

Агентства - центральные исполнительные органы, не входящие в со­став Правительства.

1. Агентство образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики Казахстан по предложению Премьер-министра Республики.

2.Агентство осуществляет руководство отраслью (сферой) управле­ния. В случаях, предусмотренных законодательством, может осуществ­лять межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции.

3.Структура агентства утверждается его руководителем и состоит из департаментов и управлении.

4.При председателе агентства образуется коллегия, являющаяся кон­сультативно-совещательным органом.

5.Актами агентства являются приказы председателя агентства.

6.Действие актов агентства может быть прекращено самим агентством, Президентом, судом или сроком действия акта.

В оценке статуса подобных органов, есть и не бесспорные суждения. Дей­ствительно, многие параметры органов исполнительной власти определяют­ся актами. В контексте такого подхода можно понять череду изменений, которые можно объяснить сложившейся практикой закрепления статуса. Но нельзя исключить и того, что органы исполнительной власти обеспечива­ют правоприменение, которое не зависит от прихоти правоприменителя.4" Как бы не игнорировали подобное положение, но иерархия правовой систе­мы не только вытекает, но и влияет на иерархичность правотворческих и правоприменительных органов. В соответствующем Законе РК «О норма­тивных правовых актах» говорится, что уполномоченный орган вправе при­нимать нормативные правовые акты в соответствии с его компетенцией, установленной Конституцией и законодательными актами.

Указанные пояснения в какой-то мере могут объяснить, что ведомство создается как орган (комитет) центрального исполнительного органа.

1.Ведомство выполняет функции комитета центрального исполнитель­ного органа. В отличии от иных органов, ведомство также может иметь территориальные подразделения.

2.Ведомство образуется, реорганизуется и упраздняется Правитель­ством по представлению руководителя соответствующего органа.

3.Ведомство правомочно осуществлять специальные исполнитель­ные и контрольно-надзорные функции, а также межотраслевую коорди­нацию либо руководство подотраслью (сферой) государственного управления.

4.При всей значимости этих функций, структура, компетенция и поря­док взаимодействия ведомства с иными государственными органами оп­ределяется Правительством.

5.Формой акта, издаваемого ведомством, является приказ руководи­теля ведомства.

Особую роль в обеспечении деятельности Правительства, правитель­ственных и иных органов выполняет Канцелярия Премьер-министра Рес­публики Казахстан. Анализ законодательства свидетельствует о постоянном изменении и совершенствовании аппарата, обслуживающего работу Правительства и Премьер-министра. Фактически это всегда был орган при Правительстве и Премьер-министре, обеспечивающий их ра­боту и способный выполнять координирующие функции по отношению к государственным органам, подведомственным Правительству. Основания для подобных выводов дают следующие положения. Во-первых, учредителем Канцелярии Премьер-министра (далее Кан­целярия) является государство, которое и финансирует ее деятельность.

Во-вторых, статус Канцелярии, как и других органов, утверждается постановлением Правительства (Положение о Канцелярии Премьер-министра Республики Казахстан от 20 мая 1999 г. №592).

В-третьих, Канцелярия уполномочена на выполнение координации де­ятельности государственных органов и функции контроля (Положение о Канцелярии).

В-четвертых, как и Президент РК, Премьер-Министр имеет систему обеспечения своей деятельности, что и возложено на Канцелярию. В силу данных обязанностей Канцелярия выполняет информационно-аналитичес­кое, правовое, организационное, протокольное и иное обеспечение Премьер-министра и Правительства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...