Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 10. Конституционный Суд Российской Федерации




Конституционный контроль является одним из средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое принято считать признаком демократичности государства. Основным назначением конституционного контроля в широком смысле признаётся, прежде всего, выявление правовых актов и действий государственных органов и их должностных лиц, противоречащим конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.

В РФ органом, осуществляющим такой контроль, является Конституционный Суд Российской Федерации (далее – КС РФ) – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 ФКЗ от 21.07.1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Базовые принципы деятельности КС РФ такие же, что и для других федеральных судов (гласность, состязательность, независимость судей, коллегиальность, законность и т.д.).

Полномочия КС РФ определены в ст. 3 ФКЗ о КС РФ :

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ КС РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия,

Компетенция КС РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в ФКЗ «О КС РФ».

КС РФ не осуществляет правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. Он осуществляет конституционный контроль и решает исключительно вопросы права.

 

При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности КС РФ принимает Регламент КС РФ.

Состав КС РФ:

КС РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком (ст. 4 ФКЗ о КС РФ). Полномочия судьи КС РФ также не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи КС РФ - 70 лет. Судья КС РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется 70 лет. Судья КС РФ, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

На Председателя КС РФ установленный настоящей законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется (ст. 12 ФКЗ о КС РФ).

Судья КС РФ несменяем. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным ФКЗ о КС РФ (ст. 14).

 

КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

 

Законом установлен определённый порядок внесения предложений Президенту РФ по кандидатурам на должность судей КС РФ.

Предложения по кандидатурам вносятся депутатами Федерального Собрания РФ, законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Внесённое Президентом РФ представление должно быть рассмотрено в Совете Федерации в 14-дневный срок. Порядок обсуждения кандидатур и принятия решения определён Регламентом Совета Федерации. Решения о назначении на должность судьи КС РФ принимается индивидуально путём тайного голосования большинством голосов членов Совета Федерации.

 

К кандидату на должность судьи КС РФ предъявляются определённые требования: возраст не моложе 40 лет; безупречная репутация; высшее юридическое образование; стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; признанная высокая квалификация в области права.

Соответствующие требования предъявляются и к судье КС РФ. Он не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов; занимать или сохранять за собой другие государственные и общественные должности; иметь частную практику, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи). Также судья КС РФ не вправе осуществлять защиту и представительство в судах и иных органах, кроме законного представительства; оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей; не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую агитацию или пропаганду и т.п.

Организационные формы конституционного судопроизводства

КС РФ рассматривает и разрешает дела в заседаниях КС РФ с проведением слушаний, а в установленных законом случаях и порядке - также без проведения слушаний.

 

Разрешение дел без проведения слушания предусмотрено в ст. 47.1 ФКЗ «О КС РФ». КС РФ может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции РФ указанных в п. 1 ч. 1 ст. 3 ФКЗ о КС РФ нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлением КС РФ, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением КС РФ, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение КС РФ неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

 

Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если:

1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции РФ принятого соответствующим органом нормативного правового акта;

2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.

Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании КС РФ. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.

В случае, если КС РФ предполагает разрешить дело о соответствии Конституции РФ указанных в п. 1 ч. 1 ст. 3 ФКЗ о КС РФ нормативных правовых актов, проверить по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверить по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, копии обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в КС РФ. Отзыв, представленный в КС РФ, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него.

 

Вопросы, рассматриваемые в заседаниях КС РФ (полномочия КС РФ) определены в ст. 3 ФКЗ о КС РФ.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ КС РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

4) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

5) дает толкование Конституции РФ;

6) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

7) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

8) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция КС РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в ФКЗ о КС РФ.

 

КС РФ конкретных гражданских, административных или уголовных дел не рассматривает, а решает исключительно вопросы права.

КС РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

 

По вопросам своей внутренней деятельности КС РФ принимает Регламент КС РФ.

 

На заседаниях присутствуют участники процесса: стороны (заявители и их оппоненты из государственных органов, деятельности или решение которых оспаривается в КС РФ), их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

На заседаниях КС РФ вправе присутствовать и излагать свою позицию по делу (независимо от того, являются ли они сторонами) Президент рФ, Председатели Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека, Министр юстиции РФ.

 

Руководит деятельностью КС РФ председатель КС РФ и его заместители (ст. 23).

Председатель КС РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей КС РФ.

Председатель КС РФ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей КС РФ.

Председатель КС РФ и его заместители по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель КС РФ и его заместители могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия, что констатируется решением КС РФ.

По инициативе не менее пяти судей КС РФ, считающих, что председатель КС РФ или его заместитель недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от должности. Решение о досрочном освобождении от должности соответствующего лица принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа судей КС РФ тайным голосованием.

В случае, если должность председателя КС РФ или его заместителя окажется вакантной, новые председатель КС РФ или его заместитель назначается на должность в указанном выше порядке не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии.

По истечении срока полномочий председатель КС РФ или его заместитель продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового председателя или заместителя.

 

Поводы и основания к рассмотрению дела в КС РФ:

Поводом к рассмотрению дела в КС РФ является обращение в КС РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ о КС РФ.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Общие требования к обращению в КС РФ изложены в ст. 37 ФКЗ о КС РФ.

 

Документы, прилагаемые к обращению:

К направляемому в КС РФ обращению прилагаются:

1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию;

2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в КС РФ в качестве представителя;

3) документ об уплате государственной пошлины;

4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание КС РФ, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в КС РФ с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.

 

Государственная пошлина:

Основания и порядок уплаты государственной пошлины при обращении в КС РФ, возврата или зачета государственной пошлины и предоставления льгот по уплате государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных ФКЗ о КС РФ.

КС РФ своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Запросы судов, запросы о толковании Конституции РФ, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются.

Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению, или в случаях прекращения производства по делу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...