Реформы российского федерализма: с 2000 года по настоящее время
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Реформа федеративных отношений, проведенная под руководством и по инициативе Президента В. В. Путина, многосоставная и включает несколько измерений. Ее основными элементами являются: введение поста полномочного представителя Президента в семи созданных, согласно Указу Президента, федеральных округах; введение института федерального вмешательства в регионах; реформа Совета Федерации; наконец, гармонизация законодательства в смысле приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Федеральные округа. Указ Президента от 13 мая 2000 года о создании федеральных округов был первым шагом реформирования федеративных отношений в России. Появление подобного документа было вполне закономерным, поскольку идея федеральных округов оформилась в Администрации Президента еще в 1994 году. Фигура представителя Президента в регионах изначально задумывалась как практически равная губернатору по политическому статусу, между тем уже к 1995 году стало ясно, что в большинстве регионов представитель оказался полностью подавлен последним. Крупной проблемой стало и то, что федеральные службы в регионах были слабо координированы между собой и находились под влиянием региональной исполнительной власти, были фактически «приватизированы» ею. Таким образом, указ стал попыткой оторвать местные федеральные ведомства от региональной исполнительной власти, резко усилить присутствие Президента в регионах. Институт федерального вмешательства в регионах. Оформление этого института было проведено Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, принятым Государственной думой 19 июля 2000 года.
Закон предусматривает: ответственность органов государственной власти субъектов федерации за нарушение Конституции РФ и федерального законодательства; возможность роспуска регионального законодательного органа Президентом РФ (при условии одобрения со стороны Государственной думы); отрешение от должности главы исполнительной власти субъекта РФ указом Президента в случае издания главой исполнительной власти нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ и федеральному законодательству; временное устранение Президентом РФ главы региональной исполнительной власти от должности в случае мотивированного представления Генерального прокурора Реформа Совета Федерации. Принимается федеральный закон, согласно которому в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ. Гармонизация законодательства. Проблема противоречий в законодательстве разных уровней не нова, она активно обсуждается уже ряд лет. Подобные противоречия стали считать одной из характеристик российского федерализма. Масштаб противоречий действительно чрезвычайно велик, так что проявление политической воли Президента на этом направлении выглядело вполне оправданным. Второй срок президентства В. В. Путина ознаменовался дальнейшей централизацией и расширением мер федерального вмешательства. 13 сентября 2004 года на расширенном заседании правительства в качестве мер по борьбе с терроризмом он обозначил новые подходы к государственному управлению. Была провозглашена необходимость перехода к избранию глав исполнительной власти субъектов РФ законодательными собраниями регионов по представлению Президента РФ. Речь идет фактически о мягком варианте назначения губернаторов.
У Российской Федерации нет аналогов в мире по числу регионов - субъектов федерации. Административно-территориальное деление (АТД) России не было стабильным и многократно подвергалось реформированию. Мировой опыт свидетельствует о том, трансформации системы АТД в федерациях, т. е. увеличение и уменьшение числа субъектов, представляет собой весьма редкий случай для стабильно функционирующих федеративных политических систем. Подобные трансформации меняют институциональное равновесие политической системы, снижают степень ее стабильности, так что с большой долей вероятности можно предположить, что стабильные федерации будут избегать пересмотра структуры. Если же трансформации имеют место, то это объясняется либо особыми обстоятельствами, либо незрелостью федеративных отношений, когда преемственность институтов еще не сложилась. Начало процессов объединения относится к концу 2003 года. С тех пор объединительные референдумы прошли целом ряде субъектов РФ. 7 декабря 2003 года за объединение в Пермский край проголосовали жители Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Вслед за Прикамьем процесс объединения российских регионов получил развитие в Сибири и на Дальнем Востоке. 17 апреля 2005 года состоялся референдум по объединению Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского округов. 23 октября 2005 года - Камчатской области и Корякского округа, 16 апреля 2006 года - Иркутской области и Усть-Ордынского округа. В марте 2007 года состоялся референдум об объединении Агинского Бурятского автономного округа и Читинской области. В декабре 2007 года одновременно с думскими выборами прошел референдум в Республике Алтай и Алтайском крае, в марте 2008 года одновременно с выборами Президента - Ненецкого округа с Архангельской областью.
Заключение
Подведем итоги и выделим основные проблемы российского федерализма: - политическое неравноправие субъектов российской федерации - экономическое неравноправие субъектов РФ - обострение межнациональных отношений в россии.
- проблема суверенитета республик входящих в состав РФ Для того чтобы прекратить, конфликты и коллизии и отвести потенциальную угрозу распада Российской Федерации, улучшить благосостояние народа, необходимо, по крайней мере, решить две ключевые проблемы: . Проблема суверенитета республик и право свободного выхода из состава Федерации приобрела особую остроту, недооценивать и игнорировать ее весьма опасно. В соответствии с теорией конституционного права и международной практикой федерация не может состоять из суверенных субъектов. Это будет уже не федерация, а конфедерация. Общеизвестно, что конфедерация не имеет атрибутов государства (конституции, высших органов государственной власти, гражданства, единой системы правоохранительных органов и т.д.), субъекты ее сохраняют в полном объеме свой суверенитет. Конфедерация носит не государственно-правовой, а международно-правовой характер. Это - не государство, а союз государств, который образован для достижения определенных целей. Если федерация имеет суверенитет, то ее субъекты не имеют оного, и наоборот. Думается, что республики упорно не желают отказаться от закрепления в конституциях суверенитета скорее из-за далеко идущей политической перспективы, чем ради бессмысленных амбиций. Если дело дойдет до практической реализации суверенитета, то Россию ожидает участь СССР; угроза ее распада только отступила, а не канула в Лету. 2. Поскольку политические и экономические проблемы в Российской Федерации слиты воедино, то важнейшей для Экономического развития России является отказ от асимметричного устройства Российской Федерации.
Список используемой литературы 1.«Российский федерализм»; Л. В. Смирнягин, И. М. Бусыгина .«Конституционное право России»; Зиновьев А.В.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|