Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Культура древнего Египта




Периодизация культуры Древнего Египта и наиболее характерные черты древнеегипетской цивилизации. Цивилизационные изменения: возникновение городов, государственной иерархической структуры, права. Культ фараона, сакрализация власти. Концепция Вселенной.

Древнеегипетская мифология и религия. Роль заупокойного культа в развитии духовной культуры общества. Пантеон египетских богов. Эволюция религиозных представлений Религиозная реформа Эхнатона (Аменхотепа IV). Архетипы растительного и животного мира.

Христианство и Египет.

Искусство Древнего Египта, его особенности. Взаимосвязь пиктографической, иероглифической письменности и изобразительного искусства. Сакральный характер письменности.

Научные достижения древних египтян. Наследие Древнего Египта, его роль в мировой культуре.

Методические рекомендации по изучению темы

По данной теме необходимо изучить характерные черты древнеегипетской цивилизации, мифологию и религиозные воззрения древних египтян, особенности искусства и научные достижения египтян.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты и особенности культуры Древнего Египта; пользоваться понятийным аппаратом по теме;

уметь: определять типологические черты культуры

Литература: [8], [9], [18], [51], [53], [64]

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите периоды наибольших подъемов культуры Древнего Египта.

2. Характерные черты древнеегипетской цивилизации.

3. Причины устойчивости древнеегипетской культуры.

4. Древнеегипетская мифология и религия и их роль в развитии духовной культуры общества.

5. Религиозная реформа Эхнатона (Аменхотепа IV), её причины и следствия.

6. Охарактеризуйте особенности искусства Древнего Египта.

7. Научные достижения древних египтян.

Основные понятия к теме 6

Зооморфизм – наделение чертами животных образов реальных или воображаемых объектов. Зооморфными чертами наделялись образы духов, а затем богов. Так, например, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сохмет – с головой львицы и т.п.

Ка – согласно верованиям древних египтян духовный двойник человека, жизненная сила, которая дается ему при рождении и покидает его после смерти, продолжая заботиться о покойном.

Канон – система правил и норм в искусстве, являющаяся господствующей. Каноничность присуща общественному сознанию древности. В Древнем Египте канон был тесно связан с религиозными представлениями и выступал носителем основных идей культуры.

Клинопись – древнейший из известных вид письменности, разновидность идеографического письма, создан древними шумерами.

Культ – один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых обрядах, действиях священнослужителей и верующих. Содержание, значение и смысл культу придают соответствующие религиозные верования, мифы. Средства и способы культовой практики имеют символическое значение. В древнеегипетской культуре особое значение имели погребальный культ и земледельческий культ Осириса.

Политеизм – многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию).

Сакральное – священное, святое; совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул и т.п., входящих в систему религиозного культа. Сакральное противопоставляется мирскому, не относящемуся к сфере религии.

Теократия – форма управления государством, осуществляемая духовенством, церковью (например, в Древнем Египте, в европейских странах католической ориентации в средние века).

Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. В мировых религиях фетишизм сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» (ислам).

 

ТЕМА 7. ИНДО-БУДДИСТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

Основные виды религиозно-философских представлений, характерных для индийской культуры. Ведизм. Брахманизм. Буддизм. Индуизм.

Основные этапы развития культуры Древней Индии: цивилизация Хараппы, культура периода ведической литературы. Эпохи, отмеченные распространение буддизма (эпоха Маурьев, Кушанское царство). Эпоха распространения индуизма (Гуптская империя). Эллинистические и мусульманские влияния на культуру Индии.

Художественная культура Древней Индии. Эпос Древней Индии («Махабхарата», «Рамаяна»). Символический характер древнеиндийской скульптуры и архитектуры. Место вокальной музыки, танца, театра в художественной культуре Индии.

Научные достижения Древней Индии. Индо-буддистская традиция в культуре ХХ века.

Методические рекомендации по изучению темы

Освоение темы требует рассмотрения следующих вопросов: основные этапы развития Древней Индии; основные религиозно-философские направления, характерные для индийской культуры; символический характер древнеиндийской скульптуры и архитектуры; эпос Древней Индии.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты индо-буддийской культурной традиции;

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы

Литература: [12], [18], [26], [27], [53].

Вопросы для самопроверки:

1. Основные ценности индо-буддийской культуры.

2. Дайте толкование основных религиозно-философских идей, характерных для культуры Индии.

3. Философская культура Упанишад.

4. Назовите самые значительные периоды в развитии индийской культуры.

5. Научные достижения Древней Индии.

6. Приведите примеры наиболее характерных для индийского искусства символов.

7. Эпос Древней Индии («Махабхарата» и «Рамаяна») и его влияние на жизнь индусов в прошлом и настоящем.

Основные понятия к теме 7

Ахинса – один из важнейших принципов индийской философии и религии. Следование этому принципу означает запрещение нанесения вреда всему живому, существующему на Земле. Отражает идею родственности всего живого, неотделимости человека от окружающей природы.

Будда – в переводе на русский язык означает «просветленный», «пробужденный», – центральный персонаж буддизма.

Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в древней Индии (VI-V вв. до н.э.), ставшее одной из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Основу буддизма составляют «четыре благородных истины» Будды о страдании.

Дхарма – образец, которому надо следовать; вечный закон развития природы и общества, моральный по своему содержанию. В буддизме дхарма – вечные и неизменные элементы, из которых складывается все существующее.

Карма – сумма добрых и злых деяний, совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер нового рождения, т.е. дальнейшего существования. В узком смысле – это влияние уже свершившихся действий на характер настоящего и последующего существования. Карма выступает как невидимая сила, определяет благополучие или неблагополучие человека, указывает выход из бесконечного круга перерождений.

Мандала – в широком смысле – это все окружающее пространство, вмещающее в себя землю и галактику, человека и атом. С санскрита слово «мандала» переводится как «круг», «центр». В восточной культуре Мандала представляет собой круг как символ Вселенной, космоса в его бесконечности и вписанный в него квадрат как символ земли, мира, творимого человеком.

Нирвана – состояние отрешённости, приобщение индивидуального духа к Абсолюту. Достигается при жизни благодаря отказу от земных стремлений, в результате прекращается процесс перерождений.

Сансара – идея бесконечного перерождения. Предполагает родственность всего живого и переход между его формами (перерождение возможно не только в образе человека, но и богов, и животных).

Ступа – в индийской архитектуре буддийское символическое и мемориальное сооружение, хранилище реликвий. Полусферическая форма ступы, символ Неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду.

Тримурти – триединство основных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма – Творец мира, Вишну – Бог-охранитель, Шива – Бог-разрушитель.

Эзотерический (внутренний) – тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерического.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...