Тема 8. Китайско-конфуцианская культура
Специфические основы духовной культуры Китая: рациональный характер, социально ориентированная этика, традиционализм, сакрализация политической власти, отсутствие установок на социальный прогесс и на покорение природы, церемониальность. Религиозно-философские учения. Представления о Дао, Инь, Янь, материи и первоэлементах. Гармония мира. Эстетизация и поэтизация природы. Культ Неба и культ предков. Конфуцианство и его значение для становления и развития культуры Китая. Проблема управления государством. Возврат к прошлому как способ решения социальных проблем. Ритуализированная этика конфуцианства: ритуал как условие человеческого общежития. Идеал совершенного человека. Нравственные принципы: гуманность, исполнение долга, сыновья почтительность. «Срединный путь» и значение нравственного примера. Картина мироздания в даосизме. Учение о Дао и Дэ. Идея недеяния и мягкости как принцип отношения к миру. Воздействие на китайскую культуру идей буддизма. Отражение особенностей миросозерцания в китайской художественной культуре. Каллиграфия. Иероглиф в китайской художественной традиции. Пейзажная живопись и её символика. Литература. Архитектура. Театральное искусство и его особенности. Декоративно-прикладное искусство. Китайская наука и технические изобретения (порох, бумага, фарфор, компас, шёлк). Культурные традиции Китая и современность. Методические рекомендации по изучению темы По данной теме необходимо изучить специфические основы духовной культуры Китая; религиозно философские учения (конфуцианство, даосизм, буддизм); искусство Древнего Китая; научные и технические достижения древних китайцев.
По данной теме необходимо: знать: характерные черты китайско-конфуцианского типа культуры; уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы Литература: [15], [37], [71], [80].
Вопросы для самопроверки: 1. Назовите некоторые особенности китайской духовной культуры. 2. Оценка Конфуция как мыслителя-гуманиста. 3. Сравните основополагающие принципы конфуцианства и легизма. 4. Интерес к каким проблемам характерен для даосизма. 5. Назовите наиболее значительные научные технические достижения китайской цивилизации. Основные понятия к теме 8 Дао – в даосизме Путь Вселенной, вечной изменчивости мира. Мир подчинён естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию двух противоположных немал – ян и инь. Идея недеяния – идея невмешательства в естественный ход вещей в даосизме. Человек должен следовать природе, нельзя нарушать естественные законы Вселенной, так как это ведёт к нарушению гармонии, наступлению хаоса и гибели. Эти представления способствовали формированию созерцательного отношения к миру. Каллиграфия – искусство красивого и чёткого письма. В китайской культуре рассматривается как средство самовыражения личности, как способ постижения и выявления сущности мира. Легизм – философско-политическая доктрина, в основу которой положена идея Закона, сила и авторитет которого должны держаться на системе круговой поруки, доносительстве и жестоких наказаниях. Ритуал (ли-этикет) – канонизированные определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в обществе. В понимании Конфуция, ли – руководящий принцип, призванный устанавливать гармоничные отношения между людьми. Человек должен сдерживать себя с помощью ли, это предотвратит совершение неправильных поступков.
Сатори – в дзэн-буддизме неожиданное просветление, заключающееся во внезапном обнаружении мудрости Будды в индивидуальном сознании человека. Миг постижения истины и достижения совершенства.
ТЕМА 9. АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ Культура античности как исток европейской культуры. Полис и его влияние на культуру Средиземноморья. Полисная система ценностей. Становление и основные периоды развития античной культуры. Агональный характер греческой культуры. Человек в античном мире. Культурный идеал античной Греции и его проявления в искусстве. Понятие «калокагатия» (прекрасное – доброе) и «гармония». Космоцентризм как характеристика мировоззрения. Антропологический и космологический характер мировосприятия. Основные категории: эйдос, тэхне, число, пропорция, симметрия, мера, канон, золотое сечение, красота, совершенство, мимесис, катарсис и другие. Древнегреческая религия. Античная мифология, и её влияние на последующее развитие европейской художественной культуры. Рождение театра. Возникновение и развитие философии. Исторический путь Рима и особенности римской культуры. Идея мирового господства как доминанта культуры. Искусство Рима: заимствования и новаторство. Римская зрелищная эстетика. Достижения римской цивилизации. Кризис античного мировоззрения и возникновение христианства. Завершение античного опыта образного освоения действительности, его значение для мировой культуры. Методические рекомендации по изучению темы Освоение дано темы требует изучения вопросов: формирование греческой культуры; основные периоды культуры Древней Греции; основные ценности греческой культуры; мифология и религия Античности; формирование и этапы развития римской культуры и цивилизации; система ценностей римской культуры и цивилизации; кризис античного мировоззрения, возникновение христианства; искусство Античности; римское культурное наследие. По данной теме необходимо: знать: характерные черты античного типа культуры уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы Литература: [5], [7], [13], [21], [28], [42], [46], [76]
Вопросы для самопроверки: 1. Основные периоды складывания античной культуры.
2. Расскажите о социально-государственном устройстве Греции Охарактеризуйте особенности античного полиса. Расскажите о формах правления – олигархии, тирании, демократии. Дайте определение понятиям «ареопаг», «архонт», «стратег». 3. Назовите элементы полисной системы ценностей, общие для древнегреческой и древнеримской культур. 4. Сопоставьте в культурном отношении два города-государства – Афины и Спарту. 5. Определите значение принципа состязательности для развития древнегреческой культуры. 6. Проявление в культуре Древней Греции идеала калокагатии. 7. Космоцентризм как характеристика мировоззрения 8. Объясните особую роль театра в культуре Древней Греции. 9. Расскажите о происхождении Олимпийских игр и их судьбе. 10. Истоки и начало римской культуры и цивилизации. 11. Подведите итоги. Назовите особенности и систему ценностей римской культуры и цивилизации. Основные понятия к теме 9 Агон – состязание, соревнование. Отличительная черта греческой культуры – стремление к любым состязаниям почти во всех сферах общественной жизни. Античность – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима. Дионисийское и апполонийское начала в художественной культуре – в соответствии с культурфилософией Ф. Ницше – две первичные стадии существования художественной культуры, постоянно противоборствующие и взаимодействующие. Золотое сечение («правило золотого деления») – геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Формулируя правило золотого сечения в качестве непреложного закона архитектуры, скульптуры и живописи, многие теоретики и художники эпохи Возрождения пытались найти идеальную (абсолютную) геометрическую основу искусства. Калокагатия – характерная для греческой античности идея о существовании в единстве как совершенного телесного сложения, так и благородного духовного склада человека. Наряду с красотой и силой калокагатия заключает в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Как идеал физического и нравственного совершенства калокагатия получила отражение в искусстве (скульптура, поэзия и литература), а также в принципах организации древнегреческой системы образования.
Катарсис – согласно воззрениям греков очищение души средствами искусства. Искусство освобождает душу человека от вредных страстей (гнев, вожделение, ревность и т.п.), восстанавливает разрушенную гармонию духовного мира человека. Под влиянием музыки, трагедийного действия человек испытывает сильное эмоциональное напряжение, пережив которое, испытывает чувство облегчения и очищения. Космос – в античной культуре мир, понимаемый как организованное и упорядоченное целое. Косное – порядок вещей, высшее благо и совершенство; гармония космоса – это красота. Человек живет в соответствии с мерой и красотой, присутствующими в космосе. Космополитизм – идеология т.н. мирового гражданства. В философии стоицизма (III в. до н.э. – II в. н. э.) все люди являются гражданами единого мирового государства – Космополиса. В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций – от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям. Линейно-слоговое письмо – одна из ранних форм письменности, использовавшаяся на Крите и в Микенах. Мимесис – принцип творческой деятельности художника в античной культуре, основанный на идее подражания (природе, животным, «гармонии небесных сфер» и т.п.). Цель мимесиса в искусстве – получение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познания предмета. Пайдейя – в древнегреческой культуре понятие, обозначающее как непосредственно воспитание, обучение, так и, в более широком смысле, образование. Греческое воспитание (пайдейя) являлось способом формирования не профессионала в определенной области, а самостоятельной личности, готовой к осуществлению гражданских обязанностей. Полис – «город-государство», особая политическая структура, типичная для Древней Греции. Характерными признаками полиса являлись право земельной собственности и наличие гражданских прав у его жителей. Полисная организация способствовала формированию особой системы ценностей, которыми руководствовались все сограждане (сочетание индивидуального и коллективного интересов, идея верховной власти народа, уважение к полисным традициям и богам и т.п.).
Стоицизм – направление в древнегреческой этике, основанное Зеноном из Китиона около 300 г. до н.э.; устойчивая теоретическая и нормативная традиция; нравственный принцип. Согласно стоицизму, задача мудреца – освободиться от страстей и влечений. Высшая норма поведения – бесстрастие, апатия, повиновение разуму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|