Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Валеологические уровни здоровья




Для валеологов больных людей нет. Для них все люди здоровы, но качество здоровья — разное. Н.М. Амосов говорил: «Помогите мне подсчитать количество здоровья у людей!»

В зависимости от количества и качества здоровье всего населения можно разделить на 7 уровней.

Последний, седьмой валеологический уровень здоровья можно назвать «реанимационный». На этом уровне велики проблемы как физического, так и психического здоровья. Человека надо изолировать и спасать его жизнь.

Предпоследний, шестой уровень здоровья можно условно назвать «опасен для жизни». На этом уровне идет накопление болезней, некоторые даже будут сокращать жизнь. Например, острое респираторное заболевание «бьет» по почкам. Городское население по результатам обследований валеологов находится, в основном, на этом уровне.

Пятый уровень можно условно назвать «опасен для здоровья». Здесь накапливаются болезни, но и здоровье тоже накапливается. Человек обладает низкой работоспособностью. На этих низких уровнях наблюдается реакция на выживание по типу млекопитающих, у которых опасности вокруг, а значит, надо много видеть и слышать. У людей наблюдается подрагивание мышц, им трудно сохранить внимание, детям — трудно усидеть на месте. Так, например, отек носа — это реакция рептилий:


организм платит за ту ответственность, которую человек на себя возложил. Родители «бьют» на честолюбие, загружают детей, поднимают престиж образования, вовлекают их в более интенсивный процесс обучения и в результате — насморк.

Четвертый уровень — «уровень стабилизации». Это стадия ремиссии. Болезни есть, но они не проявляются. Организму хватает собственных сил, чтобы адаптироваться к окружающей среде. На этом уровне повышается работоспособность, велика антистрессовая защита. Цель исследований валеологов — вывести все население на этот четвертый уровень. Это реальный уровень. На этом уровне, например, живут спортсмены при грамотном тренере.

Третий уровень — это «уровень полнейшей реализации. планов и способностей человека». На этом уровне происходит адаптация к доминирующему роду деятельности.

Первые два уровня связаны с развитием у человека неординарных способностей, возможностей целительства и т.п.

Переход с более низкого уровня на более высокий возможен. Ориентация коры головного мозга на выживание идет через обучение, через самосовершенствование. Чем больше знаний,тем крепче здоровье. Прием повышения уровня здоровья — повышение культуры движения, проведение «минуток здоровья». Среди способов перехода на более высокий уровень здоровья, используемый грамотными тренерами, можно выделить следующие:

1. Очень строгий режим.

2. Регулярная физическая нагрузка.

3. Адекватное питание: оно включает расчет калорий, содержащихся в различных продуктах, нормирование белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.

4. Релаксация, т.е. снятие напряжения (спортсмены обучаются релаксации до и после соревнования, хороший пример релаксации — расслабление после зарядки).

5. Постановка цели, причем чем выше эта цель, тем лучше. Установлено, что те, кто ставил «планку» высоко, хоть чего-то да добился; поставившие цель стать олимпийским чемпионом, как минимум стали чемпионами города.


ЭМОЦИИ, ТВОРЧЕСТВО, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Эмоции

Личность формируется и проявляется во взаимоотношении с окружающей средой. Особое значение в этой отражательной и познавательной деятельности, регулировании ее поведения занимают эмоции. Это тот внутренний механизм, при участии которого внешние раздражители превращаются в мотивы; создаются оптимальные условия для приспособления организма к окружающей среде и нормального функционирования организма, направленного на познание среды и ее творческое преобразование. Вполне правомерно поэтому утверждение, что своеобразие личности в значительной степени определяется особенностями ее эмоционального реагирования.

Эмоции расцвечивают нашу жизнь, определяя степень активности человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, влияют на здоровье.

На характер эмоций влияют архитектура города, состояние жилых помещений, мебель, предметы обихода, одежда, окружающая нас природа, выполняемая нами работа, различные моральные и материальные факторы. Но особенно большое действие на эмоциональную сферу оказывают люди, среди которых мы живем, работаем, отдыхаем, наши взаимоотношения с этими людьми, умение активно корректировать состояние собственных эмоций.

Французское слово emotion произошло от латинского emoveo, что означает «потрясаю», «волную». Со временем значение этого слова несколько изменилось и сейчас можно сказать, что эмоция — обобщенная чувственная реакция, возникающая на разнообразные по характеру сигналы, обязательно влекущая за собой изменения в физиологическом состоянии организма. Эмоции — это реакции человека или животных на воздействие внутренних или внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную оценку и охватывающие все виды


412

чувственности и переживаний. Эмоциями, или чувствами, называют психические состояния, отражающие субъективное отнвшение индивида к окружающей среде в зависимости от возраста и внешних воздействий,

20.3.1.1. Приспособительный характер эмоций

Приспособительный характер эмоций не вызывает сомнений. Возникнув и развившись на заре человеческого существования, они несли несколько функций, общих с животным миром. Прежде всего имеется в виду приведение организма в состояние «боевой готовности». Эта роль наших чувств отражена в книге Ч. Дарвина «Выражение эмоций у животных и человека», вышедшей в свет в 1872 г., где он на большом фактическом материале показал общность внешних выразительных движений, возникающих в зависимости от внутренних и внешних причин: голод, ярость, жажда, страх и т.п. Особое внимание он уделил в этой книге оценке гибкой системы мотиваций, имеющих врожденный характер и названных им инстинктами. На разных ступенях эволюционной лестницы, с развитием и усложнением нервной системы, оценка ситуаций мозгом становится все более тонкой и дифференцированной.

20.3.1.2. Ориентировочный инстинкт эмоций

Другая биологически целесообразная функция эмоций заключается в оценке происходящего вокруг — это так называемый ориентировочный инстинкт эмоций. Сигнальный характер эмоций животного и человека позволяет оценить уровень энергетического потенциала (например, появление усталости, которая, однако, может исчезнуть под влиянием страха или ярости), и осознать угрозу организму (так, реакция боли может свидетельствовать о развивающемся воспалительном процессе).

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Эмоции по своему происхождению представляют форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Люди смогли разгадать тайну молнии и грома, вычислить расстояние до звезд, создали теорию относительности, проникли в


микромир, достигли Луны, но до сих пор не могут утверждать, что полностью познали самих себя, хотя всегда с упорством и настойчивостью стремились понять механизмы, определяющие возможность жить, чувствовать, мыслить. Одним из путей к самопознанию является изучение проблемы эмоций, к которым тысячи лет проявляли интерес представители самых различных профессий.

Высший продукт развития эмоций человека — это устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации, в процессе творчества. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор параметров общения и определяя его способы и средства.

20.3.1.3. Виды эмоций

Эмоции характеризуются широким спектром разнообразных форм и оттенков. Радость и печаль, тревога и разочарование, гнев и страх, тоска и удовольствие — все это различные эмоциональные состояния. По сути у человека всегда имеются те или иные эмоции.

Древние китайцы признавали 7 основных эмоций: радость, гнев, печаль, веселье, любовь, ненависть и желание.

Эмоции принято делить на:

■ стенические, т.е. тонизирующие, возбуждающие (радость, злость, гнев);

астенические, т.е. подавляющие активность человека, тормозящие, расслабляющие (тоска, тревога, благодушие).

И стенические и астенические эмоции могут быть и положительными и отрицательными в зависимости от того, как оценивает их сам человек, под каким знаком они воспринимаются его сознанием.

Стенические эмоции подготавливают организм к активности, способствуют мобилизации творческих возможностей. Это состояние иногда определяют как желание «сдвинуть горы».


414

Астенические эмоции, наоборот, препятствуют осуществлению целенаправленной сознательной деятельности. Такое подавленное состояние характеризуется как «все валится из рук».

Положительные и отрицательные эмоции — это такие разновидности эмоций, которые оцениваются по признаку доставленного удовольствия или неудовольствия. Первые из них — радость, блаженство, любовь, симпатия и т.п., содействуют, как правило, упрочению полезных навыков и действий. Вторые, к которым относятся горе, презрение, ненависть, зависть, разочарование, испуг, тревога, стыд, раскаяние, ревность и т.п., помогают уклониться от влияния неблагоприятных факторов.

Но такое альтернативное деление не всегда оправданно, так как и в отрицательных эмоциях заложено «рациональное» зерно. Это хорошо подметил К.Г. Паустовский: «Способность ощущать печаль — одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного».

В огромном спектре чувств человека можно также выделить и нейтральные переживания, к которым относятся состояния спокойного созерцания, удивления, любопытства, безразличия, равнодушия. Однако в нашей жизни все-таки преобладают положительные эмоции и даже такое проявление эмоций, как слезы, можно оценивать как весьма существенный компонент реагирования, необходимый в смягчении стрессовых реакций.

Без эмоций, как положительных, так и отрицательных, человек лишается побуждений к действительности. Если человек вытеснит из своего арсенала эмоции восторга и отвращения, любви и ненависти, радости и отчаяния, заменит категории добра и зла чистым «расчетом», то он превратится в «кибернетическое устройство», обезличит себя, утратит все человеческое, потеряет способность развиваться, расти, совершенствоваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Человек прекрасен лишь тогда, когда чувства и разум обогащают и дополняют друг друга.

В психологии принято разделять эмоции на низшие и высшие. К первым относятся эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическими потребностями —


чувством голода, жажды, оборонительным инстинктом. Именно благодаря этим простым эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, руководствуясь древним и универсальным критерием, свойственным всему живому, — «стремлением выжить».

Высшие эмоции. На их основе происходит формирование присущих лишь человеку социальных эмоций, которые иногда еще называют интеллектуальными. Они возникают в процессе познания личностью окружающей действительности. Высшие эмоции, в свою очередь, подразделяются на:

■ этические и

■ эстетические.

Этические эмоции формируются в процессе обучения и воспитания. Это своего рода регуляторы поведения человека в обществе. Среди них можно выделить:

нравственные и

моральные.

Если поведение не соответствует общепризнанным канонам, у человека возникает чувство неловкости или стыда. Интересно отметить, что Гегель назвал стыд «зачаточным, но резко выраженным гневом человека на самого себя». Люди сплачиваются в коллективы благодаря этическим эмоциям. К ним можно отнести чувство долга, ответственности, солидарности, патриотизма, товарищества, дружбы, творческого вдохновения.

Формирование эстетических чувств отражает способность человека к восприятию красоты и гармонии окружающего мира. Кроме природных задатков в их становлении существенное значение приобретает воспитание эстетического вкуса, который позволяет, как говорил Н.Г. Чернышевский, «живо сочувствовать прекрасному в сочетании с проницательным здравым смыслом».

В круг эстетических эмоций входит присущая человеку возможность оценивать возвышенное, прекрасное, способность различать оттенки трагического и комического в происходящем, получать удовлетворение от блестяще выполненного творческого труда.

20.3.1.4. Эмоции и общественное сознание человека

Формирование чувств во многом зависит от общественного сознания человека. Оно порождает многооб-


416

разие палитры человеческих эмоций, позволяющее говорить об их безграничности.

Все многоцветье эмоций также условно делят на:

Настроение — эмоциональное состояние, которое обычно не бывает чрезмерно ярким, но зато характеризуется относительной устойчивостью. По существу оно является фоновым эмоциональным состоянием. На настроение могут влиять самые разнообразные обстоятельства: погода, зубная боль, воспоминания, содержание прочитанного письма, реплика встреченного человека.

Страсть — сильное и глубокое, достаточно длительное эмоциональное состояние. Страсть подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека, целью которой является удовлетворение совершенно определенных желаний.

Аффекты — обычно кратковременные, но предельно яркие вспышки (восторг, гнев, ярость, ужас), состояние эмоционального возбуждения высшей степени. В состоянии аффекта человек действует под влиянием, главным образом, эмоций.

Таким образом, эмоции — это свойственные каждому человеку психологические реакции на хорошее и плохое, это тревоги и радости, отчаяние и наслаждение. Эмоции обеспечивают способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают интерес к жизни, окружающему миру. Они составляют часть нашей психической деятельности, влияют на работоспособность человека. Чем больше положительных эмоций, тем выше производительность, а значит, и работоспособность человека. Всеобщее стремление к поддержанию у себя и окружающих положительного эмоционального состояния — это залог здоровья, бодрости и счастья.

Творчество

Творчество — это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что ещё не открыто, и результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью или уникальностью. Изучение


различных свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности личности в раскрытии своих собственных возможностей.

Можно выделить два направления в осмыслении творчества:

1. Творить может любой человек, который имеет определенные знания, владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями, обстановкой. Согласно этой точке зрения, все люди рождены одинаковыми и начинают различаться воспитанием и т.п.

2. Человек творит неосознанно. Он — гений от природы. Таким образом, творчество — это создание на основе

того, что есть, того, чего еще не было.

Развитие культуры всегда означает творчество, новаторство. Однако если новатор пытается раскрыть сущность застоя, мракобесия, реакции в обществе, если ученый пытается выступить с новыми теориями, отрицающими старые, извечные догмы, он подвергается опасности преследования властными структурами. Преследовались и осмеивались творцы нового в живописи, музыке, литературе, архитектуре. Поэтому творец нового должен быть не только «сообразившим» или открывшим что-то новое, но и достаточно сильным и гибким человеком.

С психологической точки зрения, творец нового всегда обладает сильным воображением, отличается гибкостью ума, глубоким мышлением. Разносторонние потребности, высшая критичность, большая сила воображения позволяют ему преодолевать все препятствия на пути реализации творчества.

Работоспособность

Работоспособность — это потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Она зависит от внешних условий деятельности и психофизических ресурсов индивида.

Можно выделить следующие стадии работоспособности:

■ врабатывание;

■ оптимальная работоспособность;

■ некомпенсируемое и компенсируемое утомление;

■ конечный «порыв».

 


418

В зависимости от видов труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьироваться вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности — один из показателей организации процесса деятельности.

К. Маркс писал, что труд — это прежде всего процесс, совершающийся между человеком И природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Труд облагораживает человека. Работоспособным является человек, имеющий хорошее здоровье. Для того чтобы трудиться, человек должен иметь: средства производства, т.е. орудия труда; условия труда (дороги, здания, рабочее место); определенные знания и навыки; которые постоянно совершенствуются. В процессе труда человек, владея старыми знаниями, добавляет новые и тем самым развивает не только себя лично, но и человечество. В результате трудовой деятельности происходят общение людей, самореализация и самоутверждение личности. Таким образом, труд — это сознательная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособляемость видов природы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...