Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
1. Сущность проблемы самоорганизации в свете современной науки. 2. Механизмы самоорганизации. 3. Синергетика. 4. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации. 5. Механизм, обеспечивающий организационный процесс. 6. Характеристики процесса самоорганизации. 7. Понятие о гомеостазе. 8. Механизм обратной связи. Отрицательные и положительные обратные связи. 9. Теория двойственной обратной связи. 10. Роль и место информации. 11. Проблемы синергетики и глобальный эволюционизм. 12. Восточная философия о мировой гармонии. Тема 17. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере 1. Биосфера как живая самоорганизующаяся система. 2. Общие черты мирового эволюционного процесса. 3. Учение В.И. Вернадского о биосфере. 4. Ноосфера как новое эволюционное состояние биосферы. 5. Ресурсная и биосферная модели предельной возможности Земли. 6. Модель устойчивой мировой системы. Тема 18. Экология. Законы экологии 1. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии. 2. Экология и культура. 3. Законы экологии. 4. Применение второго начала термодинамики в области живого и экологии. Принцип ярусности. 5. Экология человека и взаимопронизывающие уровни метасистем. 6. Отходы и загрязнение биосферы. 7. Проблемы рационального природопользования. 8. Активная форма природопользования и правовое регулирование. 9. Биоэтика. Тема 19. Социально-этические и биологические Принципы биологического познания. Генетика и эволюция 1. Познавательные возможности методов биологического исследования. 2. Возможности управления процессами жизнедеятельности человека. 3. Генетика и эволюция. 4. Законы генетики Менделя. 5. Мутации.
6. Генная инженерия как новый этап биологической эволюции. 7. Этические принципы науки и социальные факторы. 8. Социология и этика науки как единый комплекс. Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность 1. Экология человека и медицина. 2. Природа человека и его взаимодействие с окружающей средой. 3. Психоэмоциональная адаптация. Требования к внутренним ресурсам человека. 4. Здоровье как состояние максимальной адаптации человека к окружающей среде. 5. Проблемы здоровья и болезней в общебиологическом плане. 6. Валеология — новая наука о здоровье души и тела. Уровни здоровья населения. 7. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь. 8. Мозг как орган сознания. 9. Неординарные способности и возможности человека. 11 Принцип универсального эволюционизма. Путь к единой культуре. Единая картина мира. ЛИТЕРАТУРА 1. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — 400 с. 2. Моисеев Н. Человек и ноосфера. — М: Мол. гвардия, 1990. — 551с. 3. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972. — 276 с. 4. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. - Л.: ЛГУ, 1970, 195 с. 5. Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20. С. 33-149. 6. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. соб. соч. Т. 18. 7. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма / Полн. собр. соч. Т. 45. С. 31. 8. Философские проблемы современного естествознания / Под ред. B.C. Готта. — М.: Высш. шк. 1974. — 264 с. 9. Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега-и микромире. — М.: Изд-во полит, лит., 1974. — 240 с. 10. Щербаков А. С. Самоорганизация материи в неживой природе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 112 с. 11. Кивенко Н.В. Отражение и его роль в организации живых систем. — Киев: Наукова думка, 1972. — 144 с.
12. Кивенко Н.В. Принципы познания живого. — Киев: Вища школа, 1991. — 144 с. 13. Человек и природа. — М.: Наука, 1980. — 256 с. 14. Акопян И.Д. Симметрия и асимметрия в познании. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР. - 1980. — 132 с. 15. Мякишев Г.Л. Динамические и статистические закономерности в физике. — М.: Наука, 1973. — 272 с. 16. Куликова О.Г. Экологическая ситуация и целостность биосистем. — Минск.: Наука и техника, 1989. — 110 с. 17. Дагенриш Г. Философское понятие материи и учение современной физики о строении материи. — Рига: ЛГУ им. П. Стучки, 1974. — 29 с. 18. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. — М.: Мысль, 1983. — 240 с. 19. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Мысль, 1981. — 278 с. 20. Гальперин С.В. Мое мировидение. — М.: Изд-во Моск. унта, 1992. - 208 с. 21. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюцион-ном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 96 с. 440 22. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление. — М.: Политиздат, 1980. — 234 с. 23. Никитин Д.В., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. — М.: Высш. шк., 1986. — 415 с. 24. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. — Новосибирск: Наука, 1989. — 248 с. 25. Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. Его философское и общенаучное значение. — М.: Наука, 1990. — 230 с. 26. Иванова Н.Л. Социально-культурные функции естественны наук. — Киев: — Наукова думка, 1977. — 168 с. 27. Мелюхин С.Т. Проблема конечного и бесконечного. — М.: Политиздат, 1968. — 220 с. 28. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. - 830 с. 29. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с. 30. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с. 31. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с. 32. Рузавин Т.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 320 с. 33. Красимое В.А. Охрана природы, принципы, проблемы, приоритеты. — М., 1992. 34. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. — М., 1995. 35. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. — М.: Наука, 1991. 36. Бутусов К.П. Золотое сечение в Сблнечной системе / В сб. Астрометрия и небесная механика. — М., 1978. — 500 с.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности, Основные этапы, история, панорама и тенденции Развития 1. Предмет естествознания. Основная терминология. 2. Основные закономерности развития естествознания. 3. Роль практики в развития естествознания. 4. Относительная самостоятельность в развитии естествознания. 5. Панорама и тенденции развития естествознания. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Сущность и предмет философских проблем естествознания. 2. Диалектико-материалистическая философия как адекватное обоснование современного естествознания. 3. Социальные функции естествознания. 4. Роль и взаимосвязь естественных наук и философских представлений. 5. Принцип неисчерпаемости материи. ЛИТЕРАТУРА 1. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — С. 3-36, 169-183. 2. Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К и Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20. 3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. собр. соч. Т. 13. 4. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма / Полн. собр. соч., Т. 45. 5. Дагенриш Г. Философское понятие материи и учение современной физики о строении материи. — Рига, 1974. 6. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972. 7. Некоторые категории диалектики. М.: Росвузиздат, 1963. — С. 3-14. 8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с. 9. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с. Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры 1. Научная теория. Содержание и структура естественнонаучной теории. Основные способы построения естественнонаучных теорий. 2. Критика и борьба мнений в науке. Преемственность в развития науки. Интернациональный характер развития науки. 3. Взаимодействие естественных наук. Научный метод. 4. Дифференциация и интеграция наук. 5. Культура. Типы трансляции культур. Триада «человек, человечество, человечность».
6. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ Исторический опыт возникновения и развития фундаментальных физических теорий. Методология — основа формирования новых теорий, воззрения и принципов в естествознании. ЛИТЕРАТУРА 1. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. — М.: Наука, 1967. - С. 11-83. 2. Кузнецов И.В. Преемственность, единство и минимизация знания — фундаментальные черты научного метода / В кн.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук. — М.: Наука, 1968. — 367 с. 3. Некоторые философские проблемы современного естествознания. — Кишинев: Штиинца, 1984. 4. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972. 5. Современные философские дискуссии по основам физики. - М., 1980. 6. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Наука, 1981. - С. 1-132. 7. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с. 8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|