Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе




1. Сущность проблемы самоорганизации в свете современной науки.

2. Механизмы самоорганизации.

3. Синергетика.

4. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации.

5. Механизм, обеспечивающий организационный процесс.

6. Характеристики процесса самоорганизации.

7. Понятие о гомеостазе.

8. Механизм обратной связи. Отрицательные и положительные обратные связи.

9. Теория двойственной обратной связи.

10. Роль и место информации.

11. Проблемы синергетики и глобальный эволюционизм. 12. Восточная философия о мировой гармонии.

Тема 17. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

1. Биосфера как живая самоорганизующаяся система.

2. Общие черты мирового эволюционного процесса.

3. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

4. Ноосфера как новое эволюционное состояние биосферы.


5. Ресурсная и биосферная модели предельной возможности Земли.

6. Модель устойчивой мировой системы.

Тема 18. Экология. Законы экологии

1. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии.

2. Экология и культура.

3. Законы экологии.

4. Применение второго начала термодинамики в области живого и экологии. Принцип ярусности.

5. Экология человека и взаимопронизывающие уровни метасистем.

6. Отходы и загрязнение биосферы.

7. Проблемы рационального природопользования.

8. Активная форма природопользования и правовое регулирование.

9. Биоэтика.

Тема 19. Социально-этические и биологические

Принципы биологического познания.

Генетика и эволюция

1. Познавательные возможности методов биологического исследования.

2. Возможности управления процессами жизнедеятельности человека.

3. Генетика и эволюция.

4. Законы генетики Менделя.

5. Мутации.

6. Генная инженерия как новый этап биологической эволюции.

7. Этические принципы науки и социальные факторы.

8. Социология и этика науки как единый комплекс.

Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность

1. Экология человека и медицина.

2. Природа человека и его взаимодействие с окружающей средой.

3. Психоэмоциональная адаптация. Требования к внутренним ресурсам человека.


4. Здоровье как состояние максимальной адаптации человека к окружающей среде.

5. Проблемы здоровья и болезней в общебиологическом плане.

6. Валеология — новая наука о здоровье души и тела. Уровни здоровья населения.

7. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь.

8. Мозг как орган сознания.

9. Неординарные способности и возможности человека.
10. Возникновение духовного мира человека как резуль
тат самоорганизации.

11 Принцип универсального эволюционизма. Путь к единой культуре. Единая картина мира.


ЛИТЕРАТУРА

1. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — 400 с.

2. Моисеев Н. Человек и ноосфера. — М: Мол. гвардия, 1990. — 551с.

3. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972. — 276 с.

4. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. - Л.: ЛГУ, 1970, 195 с.

5. Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20. С. 33-149.

6. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. соб. соч. Т. 18.

7. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма / Полн. собр. соч. Т. 45. С. 31.

8. Философские проблемы современного естествознания / Под ред. B.C. Готта. — М.: Высш. шк. 1974. — 264 с.

9. Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега-и микромире. — М.: Изд-во полит, лит., 1974. — 240 с.

10. Щербаков А. С. Самоорганизация материи в неживой природе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 112 с.

11. Кивенко Н.В. Отражение и его роль в организации живых систем. — Киев: Наукова думка, 1972. — 144 с.

12. Кивенко Н.В. Принципы познания живого. — Киев: Вища школа, 1991. — 144 с.

13. Человек и природа. — М.: Наука, 1980. — 256 с.

14. Акопян И.Д. Симметрия и асимметрия в познании. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР. - 1980. — 132 с.

15. Мякишев Г.Л. Динамические и статистические закономерности в физике. — М.: Наука, 1973. — 272 с.

16. Куликова О.Г. Экологическая ситуация и целостность биосистем. — Минск.: Наука и техника, 1989. — 110 с.

17. Дагенриш Г. Философское понятие материи и учение современной физики о строении материи. — Рига: ЛГУ им. П. Стучки, 1974. — 29 с.

18. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. — М.: Мысль, 1983. — 240 с.

19. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Мысль, 1981. — 278 с.

20. Гальперин С.В. Мое мировидение. — М.: Изд-во Моск. унта, 1992. - 208 с.

21. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюцион-ном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 96 с.


440

22. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление. — М.: Политиздат, 1980. — 234 с.

23. Никитин Д.В., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. — М.: Высш. шк., 1986. — 415 с.

24. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. — Новосибирск: Наука, 1989. — 248 с.

25. Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. Его философское и общенаучное значение. — М.: Наука, 1990. — 230 с.

26. Иванова Н.Л. Социально-культурные функции естественны наук. — Киев: — Наукова думка, 1977. — 168 с.

27. Мелюхин С.Т. Проблема конечного и бесконечного. — М.: Политиздат, 1968. — 220 с.

28. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. - 830 с.

29. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.

30. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.

31. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с.

32. Рузавин Т.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 320 с.

33. Красимое В.А. Охрана природы, принципы, проблемы, приоритеты. — М., 1992.

34. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. — М., 1995.

35. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. — М.: Наука, 1991.

36. Бутусов К.П. Золотое сечение в Сблнечной системе / В сб. Астрометрия и небесная механика. — М., 1978. — 500 с.


ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности,

Основные этапы, история, панорама и тенденции

Развития

1. Предмет естествознания. Основная терминология.

2. Основные закономерности развития естествознания.

3. Роль практики в развития естествознания.

4. Относительная самостоятельность в развитии естествознания.

5. Панорама и тенденции развития естествознания.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Сущность и предмет философских проблем естествознания.

2. Диалектико-материалистическая философия как адекватное обоснование современного естествознания.

3. Социальные функции естествознания.

4. Роль и взаимосвязь естественных наук и философских представлений.

5. Принцип неисчерпаемости материи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — С. 3-36, 169-183.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К и Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20.

3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. собр. соч. Т. 13.

4. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма / Полн. собр. соч., Т. 45.

5. Дагенриш Г. Философское понятие материи и учение современной физики о строении материи. — Рига, 1974.

6. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972.

7. Некоторые категории диалектики. М.: Росвузиздат, 1963. — С. 3-14.

8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.

9. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с.


Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

1. Научная теория. Содержание и структура естественнонаучной теории. Основные способы построения естественнонаучных теорий.

2. Критика и борьба мнений в науке. Преемственность в развития науки. Интернациональный характер развития науки.

3. Взаимодействие естественных наук. Научный метод.

4. Дифференциация и интеграция наук.

5. Культура. Типы трансляции культур. Триада «человек, человечество, человечность».

6. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Исторический опыт возникновения и развития фундаментальных физических теорий. Методология — основа формирования новых теорий, воззрения и принципов в естествознании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. — М.: Наука, 1967. - С. 11-83.

2. Кузнецов И.В. Преемственность, единство и минимизация знания — фундаментальные черты научного метода / В кн.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук. — М.: Наука, 1968. — 367 с.

3. Некоторые философские проблемы современного естествознания. — Кишинев: Штиинца, 1984.

4. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972.

5. Современные философские дискуссии по основам физики. - М., 1980.

6. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Наука, 1981. - С. 1-132.

7. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.

8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...