Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Психология восприятия кремового цвета.




ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЧЕЛОВЕКА.

Цвет.

В физическом мире нет цвета. Есть только световые волны разной длины. Когда вы смотрите на предмет, то видите его световое отражение. Глаз различает сотни волновых пучков, воспринимаемых сенсорными клетками сетчатки, благодаря чему мир приобретает цветность. Человек различает сотни волн, в зависимости от их длины, но его психологическое восприятие цвета субъективно. [1]

В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного. Ньютон ставил свой опыт следующим образом: солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, жёлтый, зелёный, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления. Существуют и другие физические пути образования цвета, например, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценции. Если мы разделим спектр на две части, например — на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберём каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет. Два цвета, объединение которых даёт белый цвет, называются дополнительными цветами. Если мы удалим из спектра один цвет, например, зелёный, и посредством линзы соберём оставшиеся цвета — красный, оранжевый, жёлтый, синий и фиолетовый, — то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удалённому нами зелёному. Если мы удалим жёлтый цвет, — то оставшиеся цвета — красный, оранжевый, зелёный, синий и фиолетовый — дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к жёлтому. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда. Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии. Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон: 1 микрон или 1 μ = 1/1000 мм = 1/1 000 000 м. 1 миллимикрон или 1 мμ = 1/1 000 000 мм.

Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, и соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого призматического цвета имеют следующие характеристики: Цвет — Длина волны в мμ (Частота колебаний в секунду)

Красный — 800…650 (400…470 млрд.) Оранжевый — 640…590 (470…520 млрд.) Жёлтый — 580…550 (520…590 млрд.) Зелёный — 530…490 (590…650 млрд.) Голубой — 480…460 (650…700 млрд.) Синий — 450…440 (700…760 млрд.) Фиолетовый — 430…390 (760…800 млрд.)

Отношение частот красного и фиолетового цвета приблизительно равно 1:2, то есть такое же как в музыкальной октаве.

Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом он распознаёт эти волны до настоящего времени ещё полностью не известно. Мы только знаем, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности.

Остается исследовать важный вопрос о корпусном цвете предметов. Если мы, например, поставим фильтр, пропускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зелёный, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут чёрный цвет или темноту. Красный цвет поглощает все лучи спектра, кроме лучей в том интервале, который отвечает красному цвету, а зелёный фильтр задерживает все цвета, кроме зелёного. таким образом, не пропускается ни один луч, и мы получаем темноту. Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются также вычитаемыми.

Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении. Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой. Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это впитывающие (поглощающие) краски, и при их смешивании следует руководствоваться правилами вычитания. Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета — жёлтый, красный и синий — смешиваются в определённой пропорции, то результатом будет чёрный, в то время как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой дает в результате белый цвет, поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания. [2]

Семантика цвета.

Любой цвет восхитителен. Живой и яркий или смешанный и мягкий, он обогащает нашу жизнь. Но чтобы до конца оценить цвет, следует познакомиться с его удивительной энергией. Ведь он оказывает мощное воздействие на всех нас, хотя это и не ощущается явно. Пытаться избежать влияния цвета бессмысленно. Цвет действует на настроение, усиливает эмоции, влияет на поведение и даже изменяет внешний вид. Узнав об эффектах воздействия цвета, мы сможем использовать его положительные свойства, открыть в себе творческие способности, улучшить окружающую действительность, самочувствие и свою жизнь. Цвет - мощный инструмент. Он влияет на физическое состояние, ум и эмоции, получая глубокие, хотя и незаметные ответы на подсознательном уровне. Даже если мы захотим, то просто не сможем не реагировать на цвет.

Частично реакция тела на свет, который проходит через глаза и стимулирует гипофиз (основную железу, контролирующую гормоны), зависит от индивидуальных психологических особенностей человека. Но в большой степени его восприятие формируется мыслями и воспоминаниями. Исследования показали, что у разных цветов разное психологическое воздействие. Красный, оранжевый и желтый оказывают бодрящее действие на тело. Они поднимают давление, стимулируют пульс и учащают дыхание. Эти теплые цвета выступают в роли тоника, оживляющего и пробуждающего.

Зеленый находится в центре спектра и действует как центр опоры, балансируя и регулируя различные свойства теплых и холодных тонов. С другой стороны находятся синий, индиго и фиолетовый, темные оттенки которых умиротворяют и действуют как успокаивающий бальзам. Из-за разных частот каждый цвет обладает индивидуальными свойствами. Как мы уже знаем, красный бодрит, а синий успокаивает. От оранжевого мы почувствуем радость, а синий обладает способностью привести нас в философское расположение духа. Человеку, любящему тихую жизнь, красный цвет может показаться слишком раздражающим. Точно так же энергичный молодой человек будет чувствовать, что дух веселья сводится на нет от холодного влияния темно-синего.[3]

Если постараться прислушаться к своим внутренним ощущениям, то цвет не может оставить нас равнодушными, вызывая те или иные воспоминания, ощущения, ассоциации. В нашей природе заложено стремление к прекрасному, поэтому многие практически безошибочно определяют гармонирующие между собой цвета и оттенки. Изучению цветовых гамм отведено особое внимание при обучении архитекторов и дизайнеров, так как они создавая интерьер могут не зная значения цветов создать «убийственную» атмосферу в помещении, негативно воздействуя на настроение и психику находящихся в нем людей. А если взять полученные знания на вооружение, можно просто создать шедевр, к которому будут непроизвольно все тянуться. Следует при создании интерьера помнить, что в зависимости от времени суток и освещения цвета могут по-разному «играть», приобретая различные оттенки, соответственно будет меняться и настроение и ощущения людей.[4]

Цвет в рекламе.

Мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет. Привычка видеть небо синим, траву – зеленой, а кровь – красной так сильна, что других сочетаний мы не можем себе представить без определенных интеллектуальных усилий. Однако, наше настроение, поведение, самочувствие тесно связаны с цветовой гаммой окружающей среды – цветом ландшафта, интерьера помещений, одежды.

Силу воздействия цвета на сознание и здоровье человека замечали еще жрецы древнейших религий и первобытные живописцы, но ученые стали изучать это относительно недавно. Интерес к этой проблеме настолько высок, что философы и физики, искусствоведы и этнологи, врачи и психологи занимаются ею в течение столетий, добывая знания часто на ощупь, интуитивно.

Существует три группы наук, изучающих влияние цвета на психику человека:

Физика цвета, изучающая физические законы цветового излучения, создающего цвет, и закономерности ощущения цвета.

Психофизика цвета, изучающая воздействие цвета на психику человека при его восприятии.

Психология цвета, изучающая законы воздействия цвета на поведение человека, его эмоции и мышление, на сознание и подсознание.

Возрастающее использование красок и растущая повсюду конкуренция между предпринимателями, стремящихся добиться все более высоких оборотов, привели к быстрому использованию психологии цвета в области маркетинга, хотя, поначалу, это было ничем иным, как разнообразными пробами.

Производитель сахара, например, догадывается, что ему не следует продавать свой продукт в зеленой упаковке; косметика в коричневых банках стоит еще на полках, а упакованная в розовые, уже давно продана.

Предприниматели должны знать мотивы, приводящие к покупке, чтобы быть уверенными, что потребители предпочтут его продукт другому. Если он производит сахар, то он должен предлагать его покупателю в голубых упаковках. В любом случае ему не следует делать упаковку зеленой, но почему, это ему не известно. Голубой цвет психологически связан с ощущением мягкого, нежного и «сладкого».

Обычно рекомендуется применять в рекламных целях не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить за счет родственных им оттенков, поскольку такое родство создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения.

Среди примеров удачного использования цветовых культурных ассоциаций – IKEA. Компания, использующая в рекламной коммуникации по всему миру голубой и желтый, для Дании выбрала красный цвет (цвет национального флага). Более известный пример – Greenpeace – организация, включившая цвет даже в свое название. Зеленый – наиболее «экологичный» цвет из всего цветового спектра. При этом зеленый цвет символизирует природу, окружающую среду практически во всех культурах и странах. Это означает, что Greenpeace как за счет названия, так и за счет широкого использования зеленого цвета в коммуникации легко достигает эффекта привлечения внимания к экологическим проблемам.

Под воздействием цветовых ощущений в подсознании человека формируется набор понятий, вызывающих определенные реакции в его поведении.

Эти закономерности, открытые швейцарским ученым М. Люшером в середине прошлого века, получили название цветового типа поведения. Изначально проводивший свои исследования по заказу рекламного агентства, Люшер исходил из того, что на протяжении веков разные цвета создавали в сознании человека ощущения, которые закреплялись в определенных архетипах. Скажем, синий олицетворял сумерки, ночной покой, умиротворение; желтый – активность, ежедневные заботы; красный – огонь, кровь и т.д. Люшер установил, что цвет в значительной степени формирует эмоции человека.

Для рекламистов результаты исследований Люшера очень важны, поскольку позволяют с помощью правильного выбора цветовой гаммы управлять отношением потребителя к товару.

Например, в рекламах кофе преобладают коричневые тона. Рекламные ролики молочных продуктов – оттенки белого цвета; для рекламы детской одежды и средств гигиены используются нежные пастельные тона; для предложения освежающих лимонадов – для передачи жизненной силы воды – холодные жемчужные светлые тона, а для серьезной музыки – праздничное созвучие трех цветов: красного, золотого и черного.

В рекламе поп-музыки используют шокирующие цвета, такие как розовый, оранжевый, лиловый, красный, для отопительных средств – теплые красно-коричневые цвета. Золотой цвет может встречаться только там, где предлагается что-то особенно ценное и дорогое.

Различные аспекты цвета используются в рекламе, чтобы внушить доверие к тому или иному продукту:

качества свежести, натуральности, искристости минеральной воды передаются светлым, прозрачным бирюзовым цветом;

качества мягкости, нежности используются для рекламы детской одежды или средств гигиены;

прохлада, прозрачность и чистота – в рекламе алкогольных напитков;

благородство, аристократичность, эксклюзивность передается в рекламе сигарет, страховых компаний и виски при помощи насыщенного ярко-синего цвета;

свобода, связанная с отпуском в южных широтах, куда можно отправиться и на самолетах, курортные места и кремы от и для загара связываются в нашем представлении с небесно-голубым цветом;

протест, молодость, свобода выражается голубым джинсовым цветом в рекламе джинсов и сигарет;

мечта, тайна, романтика, тоска, свойственны рекламе фильмов, книг и осветительных приборов – все это отражается в темно-синем цвете ночного неба.[5] У каждого народа есть универсальные цвета, можно сказать, занимающие главенствующие позиции, но если говорить об определенных целевых группах потребителей разных стран, то чтобы добиться эффективности рекламы, необходимо исследовать уровень жизни, характер, и в каждом конкретном случае делать вывод о цвете, который будет более выигрышным. Символика цветов разных стран.

Красный: в Америке - любовь; в Китае - доброта, праздник, удача; Россия - высокая активность, агрессия, борьба; Индия - жизнь.

Жёлтый: Америка - процветание; Россия - солнечность и разлука; Сирия - траур, смерть; Индия - великолепие; Бразилия - отчаяние.

Зелёный: Америка - надежда; Китай - роскошная жизнь; Индия - мир и надежда.

Голубой: Америка - вера; Индия - правдивость; Китай - один из траурных цветов.

Синий: Россия - ночной покой.

Фиолетовый: Индия - печаль и утешение; Бразилия - печаль.

Белый: Америка - чистота и мир; Китай - подлость, опасность, траур; Европа - молодость.

Чёрный: Америка - сложная, чрезвычайная ситуация; Китай - честность.

Цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств: мы чувствуем вкус "сладкого розового цвета", слышим "кричаще-красный", ощущаем "воздушно-белый", слышим запах "зелени". Сфера использования цветов сильно расширилась в последнее время. Воздействие отдельных цветов и их оттенков были протестированы и теперь используются более целенаправленно: в сфере моды, на телевидении, в журналах и фотографии, но, прежде всего, в рекламе. [1] Функции цвета в рекламе: -привлечение внимания к объявлению (проспекту, каталогу); -создание образа марки;

-передача основного качества товара (способного удовлетворить потребность человека);

-воплощение рекламного обращения (слоган)

-придание товару дополнительного качества (надежность, свежесть и тд.)

Обобщая разнородный опыт цветовых исследований выделяют струтктуру цветового воздействия, условно разделенную на шесть уровней: Физиологический. В основном воздействие основных базовых цветов лежат какие-то физиологические механизмы восприятия (например, красный более активно воздействует на глаз, нежели бледно-желтый). Первобытный. Связан с последовательной адаптацией человека к среде. Цветовая семантика определяется первоначальными стихиями, с которыми ассоциируются цвета(голубое небо, зеленая трава). Исторический. Появление новых цветов, не встречающихся в природе (синтетическое красящее вещество фталоцианин, придающие изделиям бирюзовый цвет). Историко-культурный. В различных культурах на определенных этапах исторического развития появляется своя цветовая семантика (красный цвет в Советской России ассоциировался с коммунизмом, борьбой) Индивидуальный. Цветовое воздействие, которое испытывает каждый человек, будет зависеть от уровня его образования, культуры и многих личных пристрастий. Необходимо учитывать все уровни этой схемы для эффективности каждого конкретного цветового воздействия. [6]

 

 

ГЛАВА 2.ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ КРЕМОВОГО ЦВЕТА.

Кремовый цвет - роскошь, изящество, яркость, традиции.Кремовыйоказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.

Кремовый цвет очень светлый, поэтому его оттенки еле уловимы. Он может отдавать розовым, желтым, зеленым и серым. Кремовый, или цвет взбитых сливок, - это нейтральный белый с легким желтоватым оттенком без малейшей примеси серого или розового, в отличие от цвета магнолии.

Он относится к «сладким» цветам. Существует палитра «сладких» оттенков(рис 1):

 

 

 

Характер цвета:

Все цвета сладкой палитры теплые. К ним не относятся холодный бежевый, ярко-белый, сероватый какао и другие холодные цвета.

Все цвета спокойные, мягкие, не интенсивные. Темный горький шоколад уже не будет входить в эту гамму, как и насыщенный желтый.

Они приятны для глаза, на них можно смотреть долго, глаза не устают от них. Энергетика у этих цветов слабая, не насыщенная, не напористая.

Их не назвать глубокими. Но при этом они не сухие и не глухие, а слегка светящиеся. Все эти цвета отчетливо натуральные.

Восприятие:

Цвета «вкусные», «сладкие», и поэтому воспринимаются большей частью людей позитивно. Они создают атмосферу теплоты, приязни, спокойствия.

Кроме того, это «приближающие» цвета – любой объект в этом цвете кажется чуть ближе, чем на самом деле.

Они простые, понятные, «бесспорные». Это очень контактные цвета, они расслабляют, успокаивают.

Кроме того, у этой палитры есть приятная особенность – она делает нас на несколько лет моложе. Теплое освещение в этой гамме (не розовое, как иногда думают, а именно «сладкое») визуально смягчает черты лица, делает менее заметными морщины и освежает цвет лица.

Кремовый способен придавать обстановке изысканность. В современном интерьере, с его минимализмом, он привносит теплоту. Интерьер, построенный на кремовом цвете, выглядит как воздушное пирожное – нежный, легкий и чистый. Кремовый цвет хорош тем, что прекрасно сочетается практически со всеми цветами. Для современного стиля, с его акцентом на пространстве, свете, комфорте, натуральных материалах и неожиданных формах, это идеальный цвет. Кроме того, кремовый – один из любимых цветов в западном дизайне для украшения стола. Он прекрасно сочетается с золотом, серебром, всеми фруктовыми цветами, с цветом шампанского и глубокими винными оттенками, на его фоне выигрышно выглядит любая еда.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...