Мирские привязанности подобны яду
Каждый день постоянно происходят изменения во всех объектах творения. Эти изменения не искусственны, не воображаемы, они естественны и заложены в самой природе этих объектов. Как только вы поймёте, что мир представляет собой сцену, где происходят постоянные естественные изменения, и что изменения заложены в самой природе объектов этого мира, вы освободитесь от страданий. Каждый, кто понимает, что в ядовитом зубе змеи содержится смертельный токсин, преднамеренно близко к ней не подойдёт. Если вы увидите приближающегося скорпиона с его ядовитым хвостом, поднятым вверх, готовым нанести удар, разве вы не убежите от него? Только маленький невинный ребёнок или абсолютно невежественный человек подойдёт близко, будет укушен и умрёт. Господь учит в Гите, что вместо того, чтобы проходить через все страдания, которые связаны с развитием привязанностей, а затем разочароваться, когда появятся неизбежные изменения, гораздо лучше с самого начала оставаться непривязанным к вещам и объектам этого мира. Но сейчас вы продолжаете многое планировать и ко многому себя привязываете, чтобы получить кратковременные радости. Вы изнуряете себя, думая и планируя: “Мне надо сделать это, мне надо сделать то” или “надо сделать это вместо того”, — и ввязываетесь в бесчисленные проекты и разного рода деятельность. Но в будущем вам придётся отвечать за последствия всех этих действий. Семена, которые вы посеяли своими действиями, созреют и вернут вам урожай, состоящий из последствий ваших действий. Если эти семена одного рода, нельзя ожидать получить последствия другого рода. В какие бы действия вы ни были вовлечены, вы получите от них соответствующие плоды в виде гирлянды, которая будет висеть у вас на шее. Когда вы рождаетесь из чрева матери, никакой гирлянды не видно. У вас на шее нет ни жемчужного ожерелья, ни ожерелья из золота или драгоценных камней; однако обязательно есть особая гирлянда. Эта гирлянда состоит из последствий ваших прошлых действий, которые вы совершили во время предыдущих рождений. Такая гирлянда, данная вам Создателем, будет украшать вашу шею, хотя её нельзя увидеть физическими глазами.
Человек, который признаёт ту истину, что результатом каждого действия является определённое последствие, будет совершать только благие действия, занимаясь в жизни только той деятельностью, которая принесёт ему добрые результаты. Гита учит этому как духовной задаче особой важности для преданных. В конце концов это приводит к развитию безразличия и непривязанности к вещам этого мира и в результате — к приобретению истинной мудрости. Вот пример, иллюстрирующий иллюзорную природу этого мира и ту непривязанность к нему, которой вам следует обладать. Сон царя Джанаки Царь Джанака добился выдающегося умения в Брам’а-джнане — познании Брам’ана. Его называли царём Видехой. Видеха значит “лишённый тела”, другими словами тот, у кого нет чувства осознания тела. Однажды вечером, после ужина, он обсуждал со своими министрами некие административные проблемы и пришёл в спальню позже обычного. Для него был накрыт стол, но он не дотронулся до еды. Он отдыхал на диване, пока царица массажировала его ноги. Вскоре царь Джанака уснул. Царица велела прислуге выйти из комнаты, сделав всё, чтобы не потревожить сон царя, который очень устал: она накрыла его покрывалом и убавила свет, оставаясь рядом с ним в тишине. Вскоре после этого царь Джанака совершенно неожиданно открыл глаза, сел и, посмотрев недоверчиво вокруг себя, очень странно стал спрашивать: “Это реально или то реально? Это истина или то истина?”
Царица немного испугалась его смущённого взгляда и странного вопроса; она попыталась выяснить поточнее, о чём он спрашивает, но он не объяснял и не отвечал на её вопросы. Он просто продолжал говорить: “Это истина или то истина?” Она позвала министров, советников и другие важные официальные лица. Все они собрались и стали спрашивать царя: “Махараджа, в чём твои сомнения? Что именно ты хочешь знать?” Но Махараджа ничего не отвечал. В конце концов министры привели во дворец великого мудреца Вашишту. Вашишта спросил царя: “О чём ты спрашиваешь? В чём твои сомнения? Позволь мне их развеять”. На все вопросы царь отвечал всё тем же вопросом: “То истинно или это? Это реальность или та реальность?” Мудрец Вашишта, будучи всеведущим, закрыл глаза и некоторое время медитировал, чтобы выяснить причину странного поведения царя. Вашишта понял, что царь Джанака вдруг пробудился от очень реального сна, в котором он потерял своё царство и бродил по лесу одинокий, подавленный и потерянный. Он чувствовал себя очень голодным, а также очень усталым и всеми забытым. Бродя по лесу, он громко повторял: “Я голоден, я голоден”. Случилось так, что в лесу оказались грабители. Недалеко на поляне они сели ужинать, используя листья вместо тарелок. Сжалившись над Джанакой, грабители подошли к нему и пригласили его присоединиться к ним, поделившись с ним едой. В тот самый момент появился тигр, и они убежали, спасая свою жизнь. Тигр съел всю пищу. И снова Джанака оказался один в лесу; он шёл, шатаясь и восклицая: “О, я так голоден. Я так сильно проголодался”. Когда он проснулся, то увидел, что лежит на софе рядом с царицей в своём дворце и что серебряный поднос, полный изысканной пищи и лакомств, стоит на столе рядом с ним. Тогда он начал спрашивать, является ли он тем голодным и всеми забытым несчастным, который просил пищу у грабителей в страшном лесу, или он император, живущий в великолепном дворце и окружённый всевозможной роскошью: “Это правда или то правда?” Махариши Вашишта, сразу же поняв смятение души царя, сказал: “Царь Джанака, ни одна из этих ролей не истинна. Ты один истинен. Ты сам есть Истина. Тот, кто присутствовал как чистое сознание в состоянии сна и в состоянии бодрствования, тот, кто стал свидетелем этих двух состояний, и есть истинная реальность. Жизнь в дневное время есть дневной сон, в ночное время — ночной сон. Оба они — иллюзия. Они наполнены несовершенством и недостатками, потому что постоянно меняются; поэтому они не могут быть реальностью. Только ты, кто остаётся во всех этих состояниях неизменным, реален и свободен от перемен и иллюзий”.
На это обращается внимание и в Гите, где Кришна указывает на важную истину, что мир постоянно меняется и что только “Я” реально и неизменно. Тоска расставания с Богом Свами упоминал ранее, что непривязанность не значит оставить всё, уйти в лес и вести жизнь саньясина. Тапас или отречение не относится к определённым позам или телесным пыткам. Тапас связан с интенсивной сердечной тоской, которую вы испытываете, когда понимаете, что расстались с Богом. Когда вы чувствуете в себе эту боль разделения, где бы вы ни были, — вы находитесь в тапасе. Когда вы испытываете эту боль от сильного стремления достигнуть Бога, вы не попадаете под чары трёх гун, трёх атрибутов или качеств: тамас, раджас и саттва (пассивность, активность и чистота или уравновешенность). В этот период все эти гуны сливаются и становятся едиными. Такое единение трёх гун можно описать как тапас. При этом вы испытываете невыразимую радость, которая есть само блаженство, ананда. Таким образом, истинный тапас — это та точка, где три гуны сливаются в одно, и в результате появляется Ананда или вечный восторг и блаженство. Чтобы лучше это понять, рассмотрим такой пример из повседневной жизни. Каждый день вы наслаждаетесь благами электричества. У вас в комнате может быть электрический вентилятор. К мотору вентилятора прикрепляются три лопасти. Если бы они вращались в три противоположные стороны, вы не получили бы достаточной прохлады. Но когда они вращаются в унисон как одна лопасть, тогда вы можете наслаждаться приятным потоком воздуха от вентилятора. Таким образом удовольствие от прохладного ветерка можно получить только, если все три лопасти работают вместе и вращаются как одно целое. Точно так же, когда три гуны сливаются вместе и действуют как одна, вы можете получить истинное блаженство.
В этой иллюстрации ваше сердце можно сравнить с комнатой, в которой находится вентилятор. Три гуны можно сравнить с тремя лопастями вентилятора. Ваш интеллект или будд’и можно считать электрическим выключателем. Вашу духовную силу, энергию, исходящую из Атмы, можно считать электричеством, которое питает энергией вентилятор. Сад’ана — это процесс очищения вашего интеллекта, то есть включение электрического света. Когда эти три гуны работают вместе в гармонии точно так же, как вращаются вместе три лопасти вентилятора, вся ваша боль преобразуется в блаженство. Таким образом вы можете преобразовать свою жизненную силу и всю свою духовную энергию в тапас или блаженство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|