Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Денежно-кредитная политика Центрального банка.




Денежно-кредитная политика - проводимый государством курс и осуществляемые меры в области де­нежного обращения и кредита, направ­ленные на обеспечение устойчивого, эф­фективного функционирования экономи­ки, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы.

Денежно-кредитное регулирование - одно из основных средств воздействия государства на эконо­мические процессы. Денежно-кредитное регулирование экономики РФ осуществляется Банком России. В порядке такого регулирования Банк России опре­деляет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавли­вает экономические нормативы для ком­мерческих банков, проводит операции с ценными бумагами. Целями денежно-кредитной политики являются: достижение финансовой стабилизации; снижение темпов инфляции; укрепление курса на­циональной валюты; обеспечение устойчивости платежного балан­са страны; создание условий для стимулирования экономическо­го роста.

Основными составля­ющими такой политики являются политика открытого рынка, учетная политика, наличие обязательных минимальных ре­зервов, рефинансирование банков, установление роста денежной массы, валютное ограничение, прямые количественные ограничения.

 

 

         
Установление роста денежной массы.   Валютное регулирование.   Прямые количественные ограничения.
   
           
    Денежно-кредитная политика    
                 
Политика обязательного резервирования   Политика открытого рынка   Учетная политика   Рефинансирование банков.
             
                   

Схема. Денежно-кредитная политика Центрального банка.

Политика обязательного резервирования. Под политикой понимается часть привлеченных денежных средств, перечисляемая (храни­мая) в Центральном банке. Норму такого отчисления регулирует сам центральный банк, что и дает ему возможность влиять на сумму предоставляемых кредитов.

В условиях раз­вития безналичного оборота денежная масса имеет возможность мультиплицироваться, т.е. увеличиваться или сокращаться в оп­ределенных размерах. Величина мультипликатора определяется как 1/г (г — норма обязательных резервов). С помощью описанной политики Центральный банк регулирует количество ресурсов банков, которые предназначены для кредитования хозяйственных субъектов населения.

Политика открытого рынка. Под политикой понимается покупка – продажа государственных ценных бумаг для увеличения или уменьшения денежной массы в экономике. При спаде экономики центральный банк заинтересован в росте денежной массы, для этого он увеличивает денежные средства коммерческих банков путем выкупа у банков ценных бумаг. В следствие коммерческие банки увеличивают количество предоставляемых кредитов, а также снижают процентную ставку. При подъеме экономики Центральный банк продает свои ценные бумаги, тем самым изымает денежные средства коммерческих банков, в результате предложения кредитов падает, а процентная ставка за кредит растет.

Учетная политика. В данной ситуации Центральный банк изменяет уровень ставки рефинансирования. Учетная политика направлена на установления лимита кредитов для кредитных учреждений банков. При необходимости увеличения денежной массы Центральный банк создает благоприятные условия для учета векселей, что приводит к увеличению ВНП. Но возможна и ситуация, когда коммерческие банки выкупают векселя у Центрального банка., тем самым количество денежной массы снижается у коммерческих банков, а следовательно и уменьшается ВНП.

Рефинансирование банков. Изменяя уровень ставок по рефинансированию, Центральный банк влияет на величину денежной массы. При снижении ставки рефинансирования денежно-кредитная масса увеличивается, а при увеличении – снижается за счет сокращения спроса на кредит. В таблице приведем процентные ставки денежно-кредитного рынка.

Установление роста денежной массы. Данная политика подразумевает регулирование количества денге в обращении. Данные изменения устанавливаются исходя их основных направлений денежно-кредитной политики, а также из уровня инфляции и скорости обращения денег.

Валютное регулирование. Центральный банк покупает за счет золотовалютных резервов или продает иностранную валюту на валютном рынке для воздействия на курс рубля, а также на спрос и предложение денег. В политики используются следующие методы: регулирование операций с валютой у коммерческих банков; установление валютного надзора; сохранение официальных золотовалютных резервов.

Прямые количественные ограничения. В данном случае имеет место установление максимальных уровней ставок по отдельным операциям, ограничение кредитования, регулирование кредитов для банков.

В зависимости от состояния экономики и целей выделяют два типа денежно-кредитной политики:

§ Рестрикционная политика – ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок.

§ Экспансионистская политика – увеличение объемов кредитования, уменьшение контроля над денежной массой, понижение процентных ставок.

 

На сегодня в России денежно-кредитная политика обусловлена притоком капитала. Центральный Банк указывает, что в настоящее время имеется переход от постоянно избыточной ликвидности банковского сектора к изменчивой и трудно прогнозируемой. В зависимости от обстоятельств ликвидность может попеременно быть как избыточной, так и недостаточной. Соответст­венно меняются функции Банка России — от стерилизации избыточ­ной ликвидности к регулированию денежного предложения (то есть к предоставлению недостающей ликвидности или к стерилизации избыточной ликвидности в зависимости от обстоятельств). Поэтому повышается значение процентных ставок и механизмов рефинанси­рования Банка России.

Вплоть до настоящего времени спрос на предоставление ликвид­ности был довольно ограниченным и связан в основном со спецификой нашей налоговой системы: большинство налоговых платежей прихо­дится на конец месяца, именно в этот период появляется спрос на ресурсы Банка России. Тем не менее достаточно быстро повышается объем предоставленных ломбардных кредитов: в 2006 г. он составил 6,1 млрд руб. и почти в 5 раз превысил соответствующий показатель 2005 г. В первом квартале 2007 г. рост объемов ломбардных кредитов продолжился, хотя его темпы заметно снизились вследствие значи­тельного притока ликвидности по финансовому счету. В целом же на сегодняшний день Банк России имеет хорошо отрегулированные механизмы предоставления краткосрочной банковской ликвидности.

Банком России разработаны механизмы рефинансирования (кре­дитования) банков, различающиеся по качеству залогов и степени оперативности принятия решения о предоставлении кредита. Один из них — кредитование под блокировку или залог ценных бумаг из Лом­бардного списка Банка России, в который включены государственные федеральные облигации, облигации Банка России, а также долговые обязательства наиболее надежных субъектов Российской Федерации и российских компаний. Другой — кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы матери­ального производства и (или) поручительства кредитных организаций.

Для предотвращения инфляции Центральный банк РФ начинает принимать меры по стерилизации избыточного денежного предложения или стерилизации притока капитал.

Поскольку в России имеются крупные притоки капитала, то существует множество опасностей связи с этим:

— быстрое укрепление национальной валюты, снижающее кон­курентоспособность отечественных производителей, как на между­народных рынках, так и на внутреннем рынке;

— появление в стране «горячего» краткосрочного капитала, ха­рактеризующегося повышенной мобильностью и чувствительностью к реальным или мнимым изменениям на мировых финансовых рынках;

— существенный приток капитала может «перегреть» финансовые рынки небольших размеров, характерные для стран с переходной экономикой;

— ослабление самостоятельной денежно-кредитной политики. В условиях свободного движения капитала практически невозможно выдержать целевые установки по основным денежно-кредитным пока­зателям, поскольку они будут полностью зависеть от непредсказуемого поведения потоков капитала.

В сложившейся ситуации Центральный банк может использовать следующие меры для проведения денежно-кредитной политики:

1. удорожание выдачи Центральным банком ликвидности коммерческим банкам.

2. повышение нормы обязательного резервирования. Так, 14 мая 2007 г. Центральный Банк повысил норму резервирования с 3,5% до 4% по обязательствам перед физическими лицами в рублях и до 4,5% по остальным обязательствам.

3. введение норматива капитализации банков по отношению к обязательствам перед нерезидентами, то есть увязать внешние заимствования коммерческих банков с размером их собственных средств.

4. повышение депозитных ставок центрального банка. Он способствует стерилизации притока капитала лишь до тех пор, пока депозитные ставки не сравняются с процентными ставками по свободно обращающимся государственным облигациям.

5. использование валютного свопа. В рамках валютного свопа центральный банк соглашается продать валюту по текущему курсу и одновременно обязуется выкупить ее в определенный момент вре­мени по заранее согласованному форвардному курсу. Это позволяет центральному банку «передвинуть» избыточную ликвидность в буду­щее.

6. привлечение иностранных и международных организаций к размещению своих ценных бумаг на внутреннем рынке.

7. введение депозитных требований на внешние заимствования. Суть этого требования состоит в обязанности заемщика заморозить на некоторое время на счету центрального банка часть привлекаемых им средств в иностранной валюте.

Не все перечисленные меры применимы в современных российских условиях.

В предстоящие три года основной задачей единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. является последовательное снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 г.
Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса.
Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2009-2011 гг., три из которых основываются на прогнозах Правительства Российской Федерации.
В рамках первого варианта, который рассмотрен дополнительно к вариантам прогноза Правительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2009 г. среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долларов США за баррель.

В этих условиях сальдо счета текущих операций может стать отрицательным. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 8,1%, инвестиции в основной капитал - на 10%, а объем ВВП - на 5,7%.

В рамках второго варианта в 2009 г. предусматривается развитие российской экономики в условиях снижения на мировом рынке цены на нефть сорта "Юралс" до 90 долларов США за баррель. В этих условиях положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса может сократиться более чем в 3 раза. Прирост валютных резервов существенно замедлится.

При ухудшении внешних условий темпы роста основных экономических показателей в 2009 г. будут ниже, чем в предшествующем году. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 9,9%. Предполагается замедление темпов прироста инвестиций в основной капитал до 14%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 6,4%.
В качестве третьего варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2009 г. цена на российскую нефть снизится до 95 долл. США за баррель.
Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет практически таким же, как в 2008 г., а импорт увеличится. Профицит счета текущих операций платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютных резервов замедлится, но в меньшей степени, чем во втором варианте.
По этому варианту предполагается реализация мероприятий по переходу на инновационную модель развития, что будет способствовать сохранению высокой инвестиционной активности - в 2009 г. темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 14,5%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти примерно на 10,5%. Темпы экономического роста в этих условиях ожидаются на уровне 6,7%.
Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2009 г. составит 115 долларов США за баррель. В этом случае положительное сальдо счета текущих операций и прирост валютных резервов будут больше, чем в третьем варианте.
На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей будут выше, чем в третьем варианте. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения ожидается на уровне 11,1%, инвестиций в основной капитал - 15,2%. Прирост ВВП в этом случае может составить 7,1%.
В соответствии с прогнозом на среднесрочную перспективу предполагается, что цена на российскую нефть в 2011 г. может составить: по первому варианту 60 долларов США за баррель; по второму - 75 долларов США за баррель; по третьему - 88 долларов США за баррель; по четвертому - 122 доллара США за баррель. Эти условия будут благоприятными для развития российской экономики. В зависимости от варианта ВВП может расти в 2010 и 2011 гг. темпами 5,5-7,1%, что выше ожидаемых темпов роста мировой экономики.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 г. и период 2010 и 2011 гг. правительство России и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 г. до 7,5-8,5%, в 2010 г. - 5,5-7,0%, а к 2011 г. выйти на уровень инфляции 5,0-6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,7-8,0% в 2009 г., 4,5-6,2% в 2010 г. и 4,5-6,1% в 2011 г.

В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.

В условиях, заданных основными макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению.

В 2009-2011 гг. Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином России как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 г. Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита.

Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

Пример. С 14 июля 2008 года ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации составляет 11,00 %, основание - Указание ЦБ РФ от 11.07.2008 № 2037-У "О размере ставки рефинансирования Банка России". Это уже пятая ставка рефинансирования за 6,5 месяцев 2008 года и 4-е изменение в сторону стремительного роста.

С начала года и по 03 февраля 2008 г. действовала ставка рефинансирования в 10 %, введенная еще 19 июня 2007 года на основании Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У. С 04 февраля по 28 апреля 2008 г. ставка рефинансирования составила 10,25 %, с 29 апреля по9 июня 2008 г. ставка уже составляла 10,50 %, а с 10 июня 2008 года по 14 июля 2008 г. – ставки рефинансирования еще подросла на 0,25%. С 14 июля 2008 года ставка рефинансирования уже 11,00 %. Повышение уровня ставки рефинансирования Банком России проводится с целью сдерживания темпа роста инфляции и снижения динамики денежного предложения. Так, путем ужесточения денежно-кредитной политики, ЦБ рассчитывает удержать инфляцию до конца года на заданной отметке в 10,5 %, хотя на середину года, инфляция по расчетам Первого Зам. Председателя ЦБ Алексея Улюкаева составляет 15 % (Источник - Ведомости) Рост инфляции подтверждает и Росстат, в соответствии с расчетом которого, за период с начала года по 14 июля потребительские цены выросли в стране на 9,1 %, что на 2,8 % выше цен соответствующего периода 2007 года.

Ставка ЦБ России является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам юридических и физических лиц и на процентные ставки по кредитам, предоставляемым кредитными организациями. В своей процентной политике, коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку ЦБ, при установлении процентов на свои кредитные и депозитные продукты, предлагаемые населению.

Ставка рефинансирования Банка России на начало 2008 года (10%) оказалась ниже уровня инфляции конца 2007 года (около 12%) на 2 пункта. Так, Министр финансов РФ Алексей Кудрин подтвердил, что инфляция в 2007 году составит в России 11,9-12,0%, при запланированных 8,0%. Министр финансов РФ Алексей Кудрин в интервью телеканалу "Вести" также заверял, что в 2008 году Россия выйдем на уровень инфляции в 8,5%. (Источник - РИА Новости). Но неоднократные изменения ставки рефинансирования в сторону увеличения говорят сами за себя.

Устанавливая ставку рефинансирования, ЦБ обычно придерживается уровня, который оказывается на 1-2 пункта выше запланированной инфляции. Однако в конце прошлого года, когда фактическая инфляция вышла за пределы планируемой, никаких корректировок или существенных мер не последовало. «Благодаря» такой работе органов власти, к концу прошлого года многие вклады (депозиты), размещенные в банках существенно обесценились. Зато обычная пропорция соотношения планируемой инфляции и ставки рефинансирования Центробанка на начало 2008 года оказалась восстановленной.

 

Коммерческие банки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...