Описание реализации проекта
Методическое портфолио на тему «Использование приемов здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности. Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы.
Авторский проект.
Проект «Дружи со спортом с малых лет» по внедрению здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Ухтышка» ДОУ ясли-сад № 165 г. Донецка МОН ДНР.
Автор проекта: воспитатель старшей логопедической группы Марченко Юлия Анатольевна.
Участники проекта: дети старшей группы «Ухтышка», их родители, воспитатели: Марченко Ю.А., Петрушина О.А., учитель-логопед Чепижко Т.Ф., музыкальный руководитель Коваленко Е.А..
Срок реализации проекта: с 10 сентября по 25 декабря 2015 года.
Вид проекта:
- по продолжительности: среднесрочный (4 месяца);
- по доминирующей линии в проекте: практический, познавательный;
- по содержанию: физкультурно-оздоровительный, социально-педагогический.
Цель проекта: создание системы работы по укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия через организованную роботу по здоровьесбережению воспитанников.
Актуальность проекта
Обеспечение гармоничного физического развития и формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни одна из главных задач дошкольного воспитания на современном этапе. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Проект «Дружи со спортом с малых лет» призван создать физкультурно-оздоровительную среду, единое воспитательно–образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений педагогов с детьми и их родителями, что позволит приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и регулярным занятиям физической культурой.
Задачи проекта
(с учетом образовательных областей Типовой образовательной программы “От рождения до школы”)
Область развития
| Задачи
|
«Физическое развитие»
| § Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни; о том, как нужно сохранять здоровье.
§ совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей:
- формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения, согласовывая свои действия с партнером по игре;
- развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, пространственную ориентировку; учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий;
· развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности;
· воспитывать самостоятельность и инициативность детей в организации знакомых игр.
|
«Социально-коммуникативное развитие»
| · Формировать основы безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности;
· развивать умение согласовывать действия с партнером по игровой деятельности, приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
· упражнять в парной и командной работе, воспитывать чувство сопереживания за успехи товарища, чувства товарищества.
|
«Познавательное развитие»
| · Развитие сенсорной культуры, расширение кругозора, в части представлений о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни;
· формирование представления о правилах и культуре правильного питания;
· формирование представлений о взаимосвязи между поведением человека и состоянием его здоровья.
|
«Речевое развитие»
| · Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни;
· формирование правильного речевого дыхания;
· использование художественных произведений и фольклора для обогащения представлений о здоровом образе жизни.
|
«Художественно-эстетическое развитие»
| · Упражнять в продуктивной деятельности: в изображении спортсменов, спортивного инвентаря;
· совместное составление упражнений (физических и художественных) в паре;
· использование музыкальных произведений для развития двигательного творчества детей.
|
В работе с детьми старшей группы, в рамках проекта внедряется комплекс здоровьесберегающих технологий определяющий пути реализации проекта.
Пути реализации проекта:
- организация физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные занятия, спортивные развлечения, физкультурные досуги, тематические интегрированные занятия, подвижные игры, эстафеты, конкурсы, спортивные соревнования; гимнастика пробуждения, закаливающие мероприятия и т.д.;
- использование здоровьесберегающих технологий: стретчинг, логоритмика, ритмопластика, гимнастика для глаз, музыкотерапия; корригирующая гимнастика для стоп и осанки; точечный самомассаж; игровой массаж в парах;
- валеологическо-познавательное направление работы: познавательные беседы валеологического направления, полилог; поисково-исследовательские проблемные ситуации, организация опытов и экспериментов, дидактические игры; экскурсии на спортивную площадку, стадион, ФОК ш-ты «Лидиевка», спортивный зал ОШ № 80;
-мониторинговые процедуры: исследования уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни ребенка, анкетирование родителей;
- работа с родителями: консультации для родителей, информационный стенд, газета для родителей; круглый стол по вопросам сохранения здоровья детей; физкультурные занятия совместно с родителями.
Планируя пути реализации учитывались требования Типовой образовательной программы “От рождения до школы”/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В.. Для всестороннего развития ребенка в рамках проекта предусмотрена интеграция различных видов деятельности в образовательных областях.
Ожидаемые результаты
Практические:
- создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
- повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
- повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
- повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в организации здоровьесбережения воспитанников;
- оформление выставки детских работ “Мы здоровью скажем “Да!”; создание «Пирамиды здоровья»; Проведение праздника «Физкульт-ура!», Дней здоровья.
Познавательные: формирование у детей представлений о правилах здорового образа жизни: о пользе физических упражнений, о правильном питании, о соблюдении правил гигиены.
Теоретические:
- методические рекомендации по проведению игрового стретчинга, по организации совместных занятий с родителями;
- создание картотеки “Подвижные игры для детей дошкольников”.
Описание реализации проекта
В группе «Ухтышка» созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной. Участниками проекта разработана модель работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни (Приложение к проекту №1). Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволило разработать этапы работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни детей в рамках проекта «Дружи со спортом с малых лет».
Этапы реализации проекта « Дружи со спортом с малых лет»
Задачи этапа проектирования
| Содержание работы
| Ожидаемый результат
| Сроки
|
I этап - Аналитический
|
Анализ ситуации в группе (состояние здоровья детей, определение уровня знания детей о правилах ЗОЖ, уровень знаний родителей по данной проблеме)
| Изучение литературы, диагностика, беседа, анкетирование.
| Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей группы, о уровне сформированности представлений о ЗОЖ у детей старшей группы.
| 01-15 сентября 2015
|
II этап - Организационный
|
Задачи этапа проектирования
| Содержание работы
| Ожидаемый результат
| Сроки
|
Планирование и прогнозирование работы
| Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами по приобщению к ЗОЖ.
| Наличие планов:
- план организации спортивных досугов и развлечений.
- План проведения консультаций для родителей и педагогов.
| Сентябрь 2015г.
|
Разработка содержания развлечений и досугов.
| Конспекты спортивных развлечений и досугов
| 10 – 20 сентября 2015г
|
Подбор дидактического материала, литературы.
| Наличие разнообразных средств, необходимых для приобщения детей к здоровому образу жизни.
| 10 – 20 сентября 2015г
|
Обогащение предметной развивающей среды.
| Подбор и изготовление нестандартного оборудования.
| Наличие нестандартного оборудования физкультурном зале и группах.
| Сентябрь 2015г.
|
III этап - Практический (творческий)
|
Работа по формированию у детей основ ЗОЖ (здорового образа жизни)
| Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием здоровьесберегаю-щих технологий.
| -Формирование у детей основ ЗОЖ, укрепление здоровья воспитанников;
-создание системы физкультурно-оздоровительной работы;
- реализация задач коррекционной работы: развитие правильного речевого дыхания, профилак-тика плоскостопия и искривления позво-ночника.
|
Сентябрь-ноябрь 2015г.
|
Задачи этапа проектирования
| Содержание работы
| Ожидаемый результат
| Сроки
|
Просвещение родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям.
| Проведение мероприятий с детьми, родителями и педагогами.
| - Картотека подвижных игр.
- Выставка детских работ: «Мы здоровью скажем - “Да!”».
- Выпуск книжки-малышки «Я хочу здоровым быть!».
-Спортивный праздник “Физкульт-ура!”.
-Физкультурное развлечение с участием родителей.
– Презентация результатов проекта.
| Ноябрь – декабрь
2015г.
|
IV этап - Подведение итогов (рефлексия)
|
Этап рефлексии.
Подвести итоги проекта, определить дальнейшие перспективы работы по формированию у детей ЗОЖ. Распространить опыт в сфере здоровье-сбережения.
| - День здоровья в детском саду “Здоровым будь!”;
- проведение беседы-интервью с участниками проекта «Как мы учились сохранить свое здоровье».
| - Оформление выставки “Мы здоровью скажем - “Да”!»;
-выпуск стенгазеты «Хочу и буду здоровым!».
- анализ результатов проекта.
| Декабрь
2015г.
|
| | | | | |
На каждом этапе проекта работа строилась с учетом индивидуальных особенностей воспитанников старшей логопедической группы. В воспитательно-образовательный процесс были введены “Минутки стретчинга”, “Минутки логоритмики ” и “Зрительная гимнастика». При этом учитывалось, что устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: организация проветривания помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе.
На каждом из обозначенных этапов работы использовались здоровье- сберегающие технологии позволяющие решить в комплексе задачи укрепления и охраны здоровья воспитанников.
План мероприятий по реализации этапов проекта
“ Дружи со спортом с малых лет ”
№ п/п
| Содержание работы
|
| I этап - Аналитический
|
1.1
| Работа с детьми:
- Беседы о здоровье, о том, чем отличается больной человек от здорового; о причинах, по которым человек может заболеть; о способах предотвращения заболевания (с целью выявления уровня знаний детей по теме и мотивации к дальнейшему исследованию проблемы).
- Составление листка здоровья группы (статистический мониторинг здоровья детей группы).
- Анализ знаний детей основ ЗОЖ, обследование уровня сфрмированности физических качеств детей).
- Экскурсия в медицинский кабинет.
- Рассматривание серии плакатов «Если хочешь быть здоров…».
|
1.2
| Работа с родителями:
1. Анкетирование: «Что мы понимаем под терминов ЗОЖ? Роль родителей в формировании ЗОЖ ребенка».
2. Консультации: «Как организовать двигательную активность ребенка», «Играем с ладошками – пальчики развиваем».
3. Буклеты «Это интересно знать»: «Дыхательная гимнастика», «Внимание! Телевизор».
|
1.3
| Работа с педагогами:
1.Тест для воспитателей на тему “Физическое воспитание дошкольников – требования ГОС ДО”.
2. Консультации для воспитателей: «Физкультминутки и их место в режиме дня», «Использование нестандартного оборудования».
|
2.
| II этап - Организационный
|
2.1
| Работа с детьми: -Составление схемы «Что поможет нам сохранить свое здоровье?».
- Рассматривание книг, в которых решаются проблемы сохранения здоровья («Айболит», «Мойдодыр» – К.И.Чуковский, Детская энциклопедия; «Книга о вкусной и здоровой пище»)
- Решение проблемных ситуаций, основанных на анализе действий детей и прогноза последствий: «Что будет, если...?»
- Использование пиктограмм для обозначения состояния здоровья (эмоциональное состояние); упражнение «Какими мы бываем?».
|
| - Составление правил сохранения здоровья на основе выводов, из полученной информации: «Если хочешь быть здоров, то...»; дидактическая игра «Наша пирамида здоровья».
- Формирование комплексного представления о сохранении здоровья:
• Советы «Гантельки» – физическая активность;
• Советы «Капельки» – соблюдение культурно-гигиенических правил;
• Советы «Витаминки» – правильное питание.
- Проведение физкультурных занятий.
|
2.2
| Работа с родителями:
- Информирование родителей о проведении проекта: работа информационного родительского бюро по теме проекта;
- Круглый стол с участием родителей «Сохранение здоровья ребенка».
- Консультативный пункт: «Здоровье ребенка – вопросы и ответы».
|
2.3
| Работа с педагогами:
- Составление перспективного плана реализации задач проекта «Дружи со спортом с малых лет»;
- практический семинар «Технология игрового стретчинга»;
- разработка плана проведения дня открытых дверей на тему «Растем здоровейками»;
- консультация «Знакомство с методикой проведения гимнастики для глаз».
|
3.
| III этап - Практический (творческий)
|
3.1
| Работа с детьми
Социально-коммуникативная деятельность:
§ полилог «Хорошо или плохо быть спортсменом? Как влияет спорт на нашу жизнь?»;
§ беседы из опыта детей «Что я делаю, чтобы быть здоровым», «Мои советы для моих друзей»; «Как меня лечат дома?»
§ составление в парах «Пирамиды здоровья»;
§ коммуникативный тренинг «Идем проведывать больного товарища»;
§ решение проблемных ситуаций в паре с товарищем на тему: «Почему Стобед заболел?».
Речевая деятельность:
§ речевое исследование: «Когда мы желаем своему собеседнику здоровья?» (раскрытие понятия приветствия «Здравствуйте», прощания «Будь те здоровы»).
§ «Звуки, которые лечат» - упражнение в звукопроизношении с правильным речевым дыханием. Артикуляционная гимнастика.
Познавательная исследовательская деятельность:
- «Зуб и кариес – причины заболевания зубов» (Рассматривание макета
|
|
| кариозного зуба);
- эксперимент с расческой, ватой и зубной щеткой: «Как нужно чистить зубы?»;
- рассматривание через увеличительное стекло лекарственных трав;
- практическое исследование: готовим соки – лимонный, калиновый.
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
- внедрение комплекса здоровьесберегающих технологий: стретчинг в парах, логоритмика, ритмопластика, гимнастика для глаз;
- целевая прогулка по участкам ДОУ «В здоровом теле – здоровый дух»;
- Спартакиада «Донецкому спорту – физкульт-ура!»;
- Пеший переход к стадиону ДК ш-ты «Лидиевка»;
- Занятие с участием родителей «Мы с мамой – спортсмены».
- День здоровья в ДОУ “ Мы – юные спортсмены!”.
Художественно-эстетическая деятельность
- Выставка детских работ: «Я и спорт».
- Выпуск книжки-малышки «Я хочу здоровым быть!».
- Составление герба своей спортивной семьи; участие в выпуске книжки малышки «Я хочу здоровым быть!».
|
3.2
| Работа с родителями:
- Вовлечение в работу по реализации основных задач проекта:
• посещение ДОУ в день открытых дверей «Мы – юные спортсмены!»;
• участие в открытых часах физкультуры - совместные физкультурные занятия «Мы с мамой – спортсмены» (работа родителя с ребенком в паре);
• составление герба своей спортивной семьи, участие в выпуске книжки малышки «Я хочу здоровым быть!».
- Родительское собрание «Вопросы иммунизации ребенка».
- Участие в Спартакиаде «Донецкому спорту – физкульт-ура!»;
|
3.3
| Работа с педагогами:
Координация действий педагогов-участников проекта по реализации основных задач проекта.
|
| IV этап - Подведение итогов (рефлексия)
|
4.1
| Работа с детьми:
• Игра «Машина времени» (- Какими мы были до того, как стали Неболейками - Здоровейками?);
Выступления-презентации детей «Мои спортивные достижения – минута славы!»
- День здоровья в детском саду “Если хочешь быть здоров - постарайся!”;
- проведение беседы-интервью с участниками проекта «Как мы учились сохранить свое здоровье».
- рисование на тему: «Мы здоровью скажем - “Да”!»;
- Выпуск семейных стенгазет «Мы спортивная семья!»;
- Оформление родителями книги отзывов и предложений о дальнейшей работе по теме проекта.
|
4.2
| Работа с родителями:
- Оформление выставки “Мы здоровью скажем - “Да”!»
- Выпуск стенгазеты «Хочу и буду здоровым!»;
- Оформление родителями книги отзывов и предложений о дальнейшей работе по теме проекта.
|
4.3
| Работа с педагогами:
1. Диагностическое определение уровня знания детей о правилах ЗОЖ. Анализ результатов проекта. Планирование дальнейшей работы.
2. Оформление материалов проекта.
3. Презентация проекта “Дружи со спортом с малых лет” (опыт работы по организации проекта).
|
Итоги проекта.
Предложенная в работе система взаимодействия педагога с детьми и их родителями на основе применения комплекса инновационных здоровьесберегающих технологий, позволила получить практические результаты по улучшению состояния здоровья детей.
Уровень сформированности представлений детей о здоровом образе жизни выявлялся по следующим критериям: представления о здоровье, о работе организма, отношение к вредным привычкам и борьба с ними, участие в оздоровительных мероприятиях. Оценивание умений ребенка происходило в соответствии с требованиями к организации работы по формированию физической культуры детей Типовой образовательной программы «От рождения до школы». Данные диагностики показаны в таблицах №2,№3.
Таблица №2
Уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни
у детей группы №5 «Ухтышка» (сентябрь 2015г.)
Критерии
| Уровни(%)
|
Низкий
| Средний
| Высокий
|
Представления о функционировании организма и правилах сохранения здоровья
|
|
|
|
Формирование культурно-гигиенических навыков (правила соблюдения)
|
|
|
|
Развитие физических качеств. Уровень их применения.
|
|
|
|
Таблица №3
Уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни
у детей группы №5 «Ухтышка» (январь 2016г.)
Критерии
| Уровни(%)
|
Низкий
| Средний
| Высокий
|
Представления о функционировании организма и правилах сохранения здоровья
|
|
|
|
Формирование культурно-гигиенических навыков (правила соблюдения)
|
|
|
|
Развитие физических качеств. Уровень их применения.
|
|
|
|
Мониторинг проводился в начале учебного года, когда дети только знакомились с новыми требованиями старшей группы, на протяжении реализации задач проекта «Дружи со спортом с малых лет!» внедрялись оздоровительные технологии. В конце проекта, когда проводились контрольные занятия, диагностические беседы для закрепления знаний о здоровом образе жизни, был проведен заключительный этап мониторинга. Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития, повысилось на 10% и составляет 28%. Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 14% и составляет 39%. Увеличилось на 20% количество детей имеющих высокий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, основой которого является самостоятельное соблюдение детьми правил гигиены.
Сравнительный анализ результатов представлен в диаграммах №1,№2.
Диаграмма №1
Воспользуйтесь поиском по сайту: