Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рыночная структура и ее элементы

ТЕМА: РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. РЫНОК ТОВАРОВ


 

Рыночная инфраструктура - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Организационная база инфраструктуры включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, а также средние и мелкие коммерческие банки.

Элементами рыночной инфраструктуры являются базары, ярмарки, магазины, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале ХХ в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые ярмарки товаров широкого потребления с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену.

Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.

Рынок предстает собой как совокупность общественных актов обмена продуктами производства, объективно показывающими соотношение результатов и затрат труда и, тем самым, объем потребления при данном уровне производства.

Звенья инфраструктуры на товарном рынка заполняют экономическое пространство, своеобразными «полюсами» которого являются производители и потребители.

Рынок производителей – это организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства.

Потребительский рынок – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.

В рыночной инфраструктуре большую роль играет предприятие, т.к. – это огромный рынок сырья, комплектующих изделий, устройств, вспомогательного оборудования, предметов снабжения и деловых услуг. В США, например, закупками товаров и услуг занимаются более 16 млн. организаций.

Выделяют три разновидности рынка предприятий: рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных продавцов и рынок государственных учреждений.

Рынок товаров промышленного назначения – это совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям. Основными отраслями деятельности, составляющими рынок товаров промышленного назначения, являются: 1) сельское хозяйство, лесное и рыбное хозяйство; 2) горнодобывающая промышленность; 3) обрабатывающая промышленность; 4) строительство; 5) транспорт; 6) связь; 7) коммунальное хозяйство; 8) банковское, финансовое и страховое дело; 9) сфера услуг. По размерам товарной номенклатуры и денежного оборота рынок товаров промышленного назначения превосходит соответствующие показатели рынка товаров широкого потребления.

Другой разновидностью рынка предприятий является рынок промежуточных продавцов – совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

Промежуточные продавцы закупают как товары для перепродажи, так и товары и услуги, необходимые для бесперебойного функционирования их собственных предприятий.

Разновидностью рынка предприятий выступает также рынок государственных учреждений, который состоит из организаций федерального правительства (правительств штатов), местных органов, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти. Данный рынок имеет огромную емкость: приобретение товаров и услуг для целей обороны, образования, поддержания общественного благосостояния и других социальных нужд. Практика государственных закупок характеризуется ярко выраженной спецификой и наличием четких технических требований. При этом большая часть закупок осуществляется методом открытых торгов или методом заключения контрактов по результатам переговоров. За деятельностью правительственных закупщиков внимательно следят конгресс, бюджетное бюро и ряд частных групп по наблюдению и контролю.

Потребительский рынок – это особая сфера экономических отношений, складывающаяся по поводу формирования объема и структуры потребляемых благ и услуг.

Поскольку в социально-ориентированной рыночной экономике потребитель – это главная фигура производственных отношений, сфера потребления становится активной областью воспроизводства человека, дополняющей условия его развития непосредственно в сфере производства.

Потребительский рынок направлен на удовлетворение базовых потребностей человека, обусловленных необходимостью потребления продовольственных, непродовольственных товаров и жизненно важных услуг.

Рынок услуг – это относительно обособленная подсистема рыночных отношений, выполняющая функцию обеспечения эффективного использования ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей в невещественных благах – услугах. Реализация этой функции осуществляется в процессе взаимодействия рынка услуг с другими элементами рыночной системы, подсистемами и институтами общества(схема 1).

 

Схема 1.

Потребительский рынок

 ↓ ↓ ↓

Рынок продовольственных товаров (хлеб, молоко, мясо и пр.)     Рынок непродовольственных товаров     Рынок услуг (юридические и пр.)

 ↓ ↓

Рынок товаров среднесрочного срока службы (одежда, бытовая техника и пр.)     Рынок товаров длительного пользования (мебель, автомобили и пр.)

 


ТОВАРНАЯ БИРЖА

 

Одним из традиционных элементов инфраструктуры является биржа.

Слово «биржа» означает мешок, кошелек. В практике в разные периоды под биржей понимали: а) крупный торговый центр города; б) промежуток времени, когда были торги; в) непосредственно сами торги.

Зачатки товарной и валютной биржи появились в XV-XVI в.в. в Италии. В XV веке начала действовать Антверпенская биржа в Бельгии. В 1545 г. была создана Лионская биржа, а в 1566 году возникла Лондонская королевская биржа, которые были главным образом товарными и валютными. В 1608 году была организована Амстердамская биржа в Голландии, которая сохранила до наших дней характер универсальной биржи (фондовой, товарной и валютной). В Англии фондовая биржа возникла в 1773 г., а в США – в 1792 г. В Париже, Берлине и Вене фондовые биржи возникли в XVII в. Расцвет биржи приходится на вторую половину XIX века.

В России первая официальная биржа была открыта в 1703 году в Санкт-Петербурге. В отстроенном специально для нее в 1705 году здании Петр 1 лично установил часы биржевых собраний. Будучи введенной сверху, принудительно и при существовавшей тогда неразвитой феодальной основе экономических отношений, биржа бездействовала почти 100 лет. Оживление на ней наступило лишь в 20-х годах XIX века, когда в обращение поступили облигации государственных займов, а с 1827 года и акции. К 1914 году в России действовало 115 бирж.

В начале первой мировой войны официальные биржи были закрыты, но действовали «черные» биржи. Декретом Совнаркома от 23 декабря 1917 года были запрещены сделки с ценными бумагами, а декрет ВЦИК от 21 января 1918 года аннулировал все обязательства по облигациям государственных займов.

В период НЭПа биржевая торговля была возобновлена. Товарные биржи возникли по инициативе местных кооперативных организаций. В 1926 году функционировало 114 товарных бирж. Советские товарные биржи были многопрофильными. Например, при организации Московской товарной биржи было создано 6 секций: сырьевая, хлебо-продуктовая, текстильная, строительная, металлическая и электротехническая, химическая, а позднее и лесная секция.

Однако отход от рыночных отношений вызвал уменьшение количества бирж до 14, а в 1930 году принимается закон об их ликвидации.

16 октября 1990 г в России была создана первая товарно-сырьевая биржа, слово «спекуляция» стало прочно входить в наш лексикон и обозначать одну из разновидностей торговых операций. Сейчас в России более 600 товарных бирж. Наиболее крупными являются Московская товарная биржа и Российская товарно-сырьевая биржа. На этих биржах заключаются сделки купли-продажи по широкому ассортименту сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, автомобильной и вычислительной техники, других видов товаров.

Биржа представляет собой особую форму организации рынка, имеющую свою систему управленческих органов и специальные правила ведения торговли.

В современном представлении биржа понимается, с одной стороны, как объединение коммерческих посредников, организующих и способствующих проведению крупных торговых операций, и, с другой, - как место проведения торгов, предшествующих заключению торговых сделок. В широком смысле слова товарная биржа - воплощение крупного рынка разнообразных товаров, реализуемых посредством оптовой торговли. Биржевым товаром считаются продукты массового производства, обладающие качественной однородностью, сопоставимостью основных характеристик, взаимозаменяемостью отдельных партий, что позволяет вести торговлю без представления товаров, по образцу описания качества. Важная роль здесь принадлежит стандартам, которым данная продукция должна соответствовать.

Основными биржевыми товарами являются сельскохозяйственная продукция, минеральное сырье и продукты их переработки. Мировая практика в настоящее время насчитывает примерно 60-65 наименований биржевых товаров. Ведущие из них - нефть, мазут, соевые бобы, пшеница, кукуруза, масло, живой крупный рогатый скот, золото, никель, хлопок, каучук и т.д. На бирже регулярно устанавливаются биржевые цены на основе сложившегося на данный момент спроса и предложения на них.

Биржа не торгует товаром в прямом смысле слова, а соединяет спрос и предложение.

Товарные биржи действуют во всех цивилизованных странах. Каждая из них специализируется на каком-то одном товаре. Например, Лондонская биржа металлов торгует цветными металлами, Парижская товарная биржа - сахаром, Индонезийская - каучуком.

Товарные биржи выполняют следующие функции:

- сбор и публикации информации о ценах, состоянии производства, страховании от колебания цен;

- оказание посреднических услуг по заключению сделок;

- упорядочение торговли товарами, осуществление торговых операций и разрешение торговых конфликтов;

- согласование планового и фактического спроса и предложения.

Как организованный рынок биржа характеризуется строго регламентированным временем биржевых торгов (собраний, сессий). Строго определяется и место проведения торгов.

Биржа - это место торга и одновременно организация, учреждение, через посредство которого можно заключить сделку об оптовой продаже и покупке товара по рыночной цене, определяемой взаимодействием спроса и предложения. Можно выделить типичные организационно-структурные признаки построения товарных бирж.

Прежде всего, выделяются центральные, внутренние органы биржи и периферийные, внешние. Первые обычно расположены в самом здании биржи и представляют ее основной рабочий аппарат, непосредственно организующий и проводящий торги, направляющий и оформляющий сделки. Периферийные органы в отличие от центральных выполняют не основные, а вспомогательные функции предпродажного и послепродажного сервиса, обслуживания клиентов биржи, продавцов и покупателей товара на местах. Они могут находиться в любом уголке страны, где возникает первичный спрос и предложение товара. Такие внешние органы представлены обычно местными отделениями, филиалами бирж и брокерских контор. Они работают на центральную биржу, собирают и принимают заказы на биржевое обслуживание. Работников таких периферийных отделений принято называть брокерами - приемщиками заказов.

Нормальную работу бирж обеспечивает ее функциональная структура, включающая ряд подразделений в виде комитетов или комиссий, выполняющих определенные функции по организации биржевого процесса. Так, комитет по правилам биржевой торговли занимается составлением, изменением, ознакомлением продавцов и покупателей с порядком осуществления торговых операций на бирже. Комитет по стандартам и качеству ведает экспертизой товаров на предмет их соответствия требованиям стандартов и нормам качества. Котировальный комитет фиксирует складывающиеся на бирже цены на товары, устанавливает их верхние и нижние уровни, выявляет, прогнозирует цены на будущие периоды. Установление ожидаемого объективного уровня цен на бирже, исходя из анализа их в прошлом и складывающейся конъюнктуры рынка, называют котировкой цен. Котировальный комитет выпускает биржевой бюллетень. В нем публикуют цены предыдущих торгов.

Регистрационный комитет фиксирует результаты сделок, а расчетная палата проводит финансовые денежные расчеты по заключенной сделке.

Информационные службы биржи фиксируют сведения о ходе биржевого процесса и сообщают ее участникам торгов. Данные о предлагаемом товаре, поступающие на него запросы выводятся на специальное информационное табло, доступное для обозрения участникам торга.

Биржи формируются преимущественным образом в виде акционерных обществ. В то же время это могут быть и товарищества, общества с ограниченной ответственностью, смешанные товарищества и даже частные предприятия. Чаще всего товарные биржи представляют собой акционерные общества закрытого типа. Их акции не подлежат свободной открытой продаже. Тем самым руководящие органы биржи имеют возможность отбирать желающих стать акционерами по своему усмотрению, не допускать проникновение в акционерное общество случайных лиц.

В соответствии с организационно-правовыми формами хозяйствования биржи не относятся к государственным организациям, а представляют собой коммерческие предприятия негосударственных форм собственности. Их доходы формируются в основном за счет поступлений от клиентов, участников оптовой торговли, проводимой биржей.

Членами биржи могут быть не только свои, но и иностранные граждане и организации, которым в законодательном порядке разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Однако не любой человек и не любая организация могут стать членами биржи. Для этого надо соответствовать требованиям ее устава и иметь достаточный стартовый капитал, чтобы уплатить весьма крупный паевой взнос и купить почти столь же дорогое брокерское место на бирже. Так, на Нью-Йоркской фондовой бирже брокерское место стоит 1 млн. 400 тыс. долларов. Средний брокер получает в год 70-100 тыс. долларов дохода.

Главный принцип работы товарных бирж - обеспечение ликвидности рынка, т. е. быструю реализацию товаров без значительных потерь в цене. Это достигается постоянством товарных сделок, поддержанием узкого разрыва между ценой продавца и ценой покупателя и другими способами.

Для всех бирж присуща трехзвенная структура органов управления: 1) общее собрание членов; 2) биржевой комитет; 3) исполнительная дирекция.

Высшим органом управления является общее собрание членов-участников биржи, проводимое, как правило, один раз в год. В функцию собрания входит принятие биржевого устава и других крупных учредительских документов, внесение в него изменений и дополнений, избрание Биржевого комитета, рассмотрение и утверждение годовых отчетов.

Высшим исполнительным органом биржи является Биржевой комитет. Численность и персональный состав Биржевого комитета определяется общим собранием членов биржи. Биржевой комитет собирается обычно не менее одного раза в месяц или даже еженедельно. Это контрольно-распорядительный орган, осуществляющий текущее управление делами биржи.

В число функций, непосредственно выполняемых биржевым комитетом, относятся подготовка материалов к проведению общего собрания членов биржи, руководство работой Исполнительной дирекции, регулирование финансовых дел, установление временного режима работы биржи и проведение торгов, наблюдение за котировкой цен, организация отбора и регистрация брокеров.

Для оперативного руководства повседневной административно-хозяйственной и коммерческо-финансовой деятельностью биржи комитет назначает Исполнительную дирекцию. В ее функции входит организация исполнения решений Биржевого комитета, решение текущих проблем, возникающих в процессе деятельности биржи, налаживание взаимодействия между подразделениями, быстрое вмешательство при возникновении сбоя, повседневное и ежечасное регулирование биржевых процессов.

Кроме того, в структуре биржи обычно представлены справочные и консультационные бюро, работают нотариусы, оформляющие сделки, и аукционисты, ведущие и координирующие процесс труда.

Арбитражные комиссии разрешают возникающие в ходе сделок споры между членами биржи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...