Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управленческие отношения как особая сфера социальной реальности. Управление как система социальных отношений и вид социального взаимодействия.




Общество в целом и каждая из его подсистем вплоть до отдельной личности в процессе своего функционирования и развития нуждаются в осуществлении управления, закономерности которого призвана выявить наука. Законы, которые формулирует социология и психология управления, регулируют поведение людей и их групп, определяют отношения между личностями и/или общностями, проявляются в деятельности людей и их объединений.

Основные признаки социального закона: а) любой из них может вступать в действие только при наличии определенных условий; б) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; в) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

Классификация законов социологии и психологии: по степени общности различают законы, определяющие функционирование и развитие всей социальной системы как целого, и специфические законы, характерные для определенного этапа развития общества или его части: отдельного элемента социальной системы, сферы, структуры, общности, института и т.д.

Социология и психология управления рассматривает под особым углом зрения законы жизнедеятельности, общие для различных типов социальных систем, анализирует важнейшие параметры всех социально-экономических формаций и цивилизаций. К компетенции социологии и психологии управления относятся также и законы преобразовательной деятельности, которые направлены на совершенствование конкретного социального процесса, социальной структуры или социальных отношений.

Целесообразно также разграничивать законы развития социальных систем и законы их функционирования. Однако развитие является не только эволюцией в пределах данного социального организма при сохранении его основных особенностей, но и превращением из одного качественного состояния в другое, иначе говоря, коренной перестройкой социальной системы, иногда даже гибелью конкретного общественного организма, когда на его обломках складывается новый социальный строй.

Законы функционирования (организации, строения, структуры) выражают существенные взаимодействия элементов (частей) субъекта социального процесса или субъекта как целого со средой обитания. Результатом этих взаимодействий становится единство, целостность социального субъекта, устойчивое воспроизводство самой его организации и структуры.

Законы же развития характеризуют основные особенности процесса изменений социального субъекта. Результатом этих изменений является постоянное обогащение содержания рассматриваемого социального явления.

В социологии и психологии управления выделяют законы статистические и динамические. С татистические законы выступают в качестве тенденций и выражают направленность изменений за определенный промежуток времени или свойства системы как целого на основе вероятностной связи её элементов, раскрывают внутренние, необходимые связи массовых явлений случайного характера, имеющих общее основание (процессы демографии, товарного производства и др.).

Динамические же законы вскрывают причинные связи явлений и выступают предельным случаем статистических законов в условиях, когда вероятность фактически становится достоверностью (зависимость производительности труда от квалификации работника и уровня используемой техники, определение положения человека или группы характером распределения условий труда в обществе).

Социология и психология управления изучает законы функционирования и развития общества как социальной системы. При этом под социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность явлений и процессов, которые стали реальностью в результате действий групп людей или отдельных индивидов. Эти явления и процессы могут быть более или менее тесно связаны друг с другом, способны взаимодействовать между собой и образуют единое целое.

Во-первых, процессы функционирования и развития социальных систем совершаются через возникновение и разрешение внутренних и внешних противоречий.

Во-вторых, социология и психология управления особое внимание обращает, прежде всего, на специфические характеристики взаимодействия различных сторон жизни общества (экономики, политики, права, морали, религии и др.) и составляющих его общностей (социально-классовых, профессиональных, религиозных, этнонациональных, половозрастных, территориально-поселенческих, культурно-мировоззренческих, социально-политических и др.). Анализируя каждый конкретный процесс, социология и психология управления рассматривает его с позиции общей теории социологии, в связи со всеми другими сферами жизнедеятельности субъекта общественной жизни.

В-третьих, в социологии и психологии управления большое значение придается взаимосвязи и взаимодействию общественного бытия и общественного сознания, материальной и духовной сторон деятельности индивидов во всех ранее указанных областях совместной жизни людей. В-четвертых, важно иметь в виду, что определенный способ связи (взаимодействия) элементов, то есть индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статусы) и выполняющих определенные социальные функции (роли) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей, образуют структуру социальной системы, которая рассматривается в социологии и психологии управления в трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных аспектах – структурном, функциональном и динамическом.

Существует сложная иерархия социальных систем, качественно различающихся между собой. Суперсистемой является общество, важнейшими элементами которого выступают его экономические, социальные, политические и идеологические структуры, взаимодействие элементов которых институализирует их в соответствующие социальные системы. Каждая из этих систем (экономическая, социальная, политическая, идеологическая, управленческая и др.) занимает определенное место в суперсистеме, с большей или меньшей степенью эффективности выполняет определенные функции и, в свою очередь, включает в собственную структуру бесконечное множество социальных систем менее общего порядка.

Системообразующими качествами социальной системы являются: цель, структурная иерархия и управление. Социология и психология управления способна анализировать социальную систему под специфическим углом зрения в пяти ракурсах: 1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; 2) как социальное взаимодействие, следствием которого становится формирование социальных отношений и образование группы; 3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат определенные общие обстоятельства, связанные с возникновением и функционированием конкретной социальной общности; 4) как иерархия социальных статусов (которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы) и социальных ролей (функций), которые выполняют люди на основе данных социальных позиций (в рамках конкретной организации); 5) как совокупность социальных ценностей и норм, определяющих характер и содержание деятельности элементов данной системы (в рамках конкретного социального института).

Содержание управленческой деятельности складывается из четырех элементов: 1) организационно-административные усилия, связанные с приемом и передачей информации, доведением принятых решений до исполнителей и контролем их выполнения; 2) аналитический и конструктивный труд, предполагающий правильное восприятие и оценку соответствующих решений; 3) информационно-технические процедуры, то есть документационные и формально-логические операции; 4) воспитательная деятельность, включающая в себя не только профессиональное обучение каждого из работников и всего персонала организации, формирование некоего «корпоративного духа» (лояльности к собственной фирме, её достижениям, планам, программам развития), но и, прежде всего, создание коллектива и ориентация его на ценности, идеалы и нормы гуманистической культуры.

В связи с этим в системе управления можно выделить три основные подсистемы. В первую, структурно-функциональную подсистему входят следующие три блока: 1) управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления; 2) интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности; 3) информация и информационное обеспечение коммуникации в системе управления.

Во вторую, информационно-поведенческую подсистему включаются четыре элемента: 1) управленческие теории; 2) формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения; 3) информированность персонала, носители информации, методы распространения информации; 4) уровень развития организационной культуры объекта и субъекта управления и самоуправления (как федерации, региона, муниципального образования или фирмы в целом, так и отдельных работников управленческого звена).

Третья, подсистема саморазвития должна содержать такие компоненты, которые способны решить три задачи: 1) разработка, практическое применение и постоянное выявление степени эффективности стимуляторов, побуждающих систему управления к самосовершенствованию; 2) регулярный анализ характера функционирования системы управления с точки зрения соответствия реальных ресурсов её потенциальным возможностям оптимального решения тех новых задач, которые возникают в связи с изменениями в окружающей среде; 3) изучение и реализация новых тенденций и направлений развития (опыта, методов, форм и т.д.) систем управления в мировой практике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...