Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы государственной системы здравоохранения




1.Государственный характер — выделение из государственного бюджета средств на здравоохранение, плановость, развитие материально-технической базы, кадровое обеспечение и финансирование здравоохранения

2.Бесплатность и общедоступность

3.Профилактическая направленность: а) Организация социально-экономических и медицинских мероприятий по предупреждению заболеваемости. б)Контроль за соблюдением гигиенических норм и правил. в)Санитарное просвещение и формирование здорового образа жизни.д)Широкий охват населения динамическим наблюдением

4.Единство науки и практики, лечения и профилактики. 5.Преемственность в оказании медицинской помощи

6.Общественный характер. 7.Интернационализм

Система здравоохранения в России существует на основании ряда законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность и качество стандартов оказания медицинской помощи.

Здравоохранение основывается на оценках, которые пронизывают все управление, являясь неотъемлемыми и незаменимыми элементами.

В системе управления здравоохранением мы понимаем под объектом социального управления (в том числе здравоохранением региона) такую управляемую подсистему, которая взаимодействует с субъектом для достижения намеченной цели (в частности, повышения качества медицинской помощи). Субъектами управления в здравоохранении являются отраслевые органы управления, общественные организации и объединения (профсоюзы, ассоциации), независимые финансовые органы (федеральный и территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации).

Система здравоохранения исходит в своем управлении именно из принципов социального управления. Так, основными принципами охраны здоровья граждан являются: принцип гласности и прозрачности управления; принцип независимости врачебного сообщества от государства при принятии решений в рамках врачебного самоуправления; принцип договорного или законодательного разделения функций между государственными и общественными структурами управления; принцип социального партнерства; принцип обеспечения правосубъектности – участие врача в возникающих правоотношениях как полноправного участника этих отношений, соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; принцип законности – механизмы подготовки и принятия управленческих решений основываются на разработанной и функционирующей законодательной базе, ответственность органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от пола, расы, социального статуса граждан, должностного положения, уровня их доходов и места жительства, отношения к религии, убеждений и другие.

Реализация принципов социального управления осуществляется путем применения различных методов. В теории социального управления принято различать осн. методы управления: организационно-административные, экономические и социально-психологические.

Что касается управления здравоохранением, то для отраслевых органов присущи в основном административные методы, поскольку они соответствуют выполняемым ими задачам: определять перечень и порядок проведения медицинских мероприятий, согласовывать работу всех служб, проводить контроль за качеством оказания медицинской помощи. Кроме того, наличие большого числа источников финансирования (бюджет, обязательное медицинское страхование, доходы от предпринимательской деятельности, целевые средства) требует экономических методов управления, в том числе проведения экономического анализа деятельности не только учреждения в целом, но и его структурных подразделений. Для руководства лечебно-профилактическими учреждениями важным является выяснение того, насколько эффективно работает каждый вложенный рубль. Отраслевые органы управления объединяют, по сути, все функции управления и, соответственно, используют все управленческие методы, в том числе планирование стратегии развития, особенно при изменении структуры медицинских учреждений, появлении новых служб. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации используют в первую очередь экономические методы управления. Ассоциации медицинских работников и аналогичные органы наряду с задачей защиты интересов медицинских работников решают и задачи контроля за качеством оказания медицинской помощи, подбора и аттестации кадров.

Одним из методов в системе здравоохранения для эффективного управления человеческими ресурсами по предоставлению качественных медицинских услуг является мотивация работников, в том числе применение новых форм оплаты труда и решение различных социальных проблем. Медицинские учреждения решают три основные задачи: предоставление заданных объемов конкретных видов медпомощи; соблюдение определенных качественных показателей; достижение установленных показателей при наиболее рациональном использовании всех ресурсов. Соответственно решаемым задачам используются различные методы управления: существует определенный набор видов лечения, которые должны производиться определенной категорией медицинского учреждения в соответствии со специализацией вне зависимости от их экономической эффективности, здесь необходим в первую очередь административный контроль; должны выполняться стандарты качества лечения, достигаться другие объективные показатели оценки здоровья, уровня медицинской помощи; с экономической точки зрения, качественное лечение далеко не всегда самое эффективное; здесь должен осуществляться экспертный контроль, опирающийся на определенные медицинские критерии с использованием как административных, так и экономических методов управления; достижения желаемых объемов оказываемых медицинских услуг лучше всего добиваться экономическими методами.

Для управления в здравоохранении применяется также разнообразный набор социальных и правовых методов. К первой группе методов относится регулирование через формирование и использование бюджетных средств, предназначенных для покрытия нужд всей системы охраны и укрепления здоровья максимального числа граждан страны, включая затраты, связанные с подготовкой медицинских кадров, создание государственных ведомственных служб здравоохранения: военной, транспортной, судебно-медицинской и другие. Правовые методы – это разработка, принятие и реализация законов, иных нормативных документов, устанавливающих порядок и регламентирующих социально-экономическую деятельность в здравоохранении, ее механизмы.

Стратегические методы являются прерогативой всей системы здравоохранения, федерального уровня, здесь определяются перспективные цели и результаты; тактические методы позволяют оптимально определить конкретные задачи, организацию и поэтапное их выполнение, контроль результатов. Оперативные методы находятся в приложении к лечебно-профилактическому учреждению, обеспечивают эффективное выполнение производственных процессов.

Состав функций социального управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение ее состояния. К конкретным функциям здравоохранения относят анализ, оценку и прогнозирование состояния здоровья людей; формирование национальной стратегии здравоохранения и организацию оказания массовых видов помощи населению; контроль за соблюдением стандартов качества медицинских услуг, финансирование и материально-техническое обеспечение и другие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...