Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Размещение розничной торговой сети




Виды розничной торговой сети.

Важнейший признак класс-ии яв-ся: хар-ер обслуживания – стационарная(совок-сть стационарных торг-х объектов, через к-ые реализ-ся основная масса т-ов нар-го потр-ия) и нестац-ая(совок-сть нестац-х торг-х объектов) РТС. Магаз -спец-о оборуд-ое торг-е здание, предназн-ое для продажи т-ов и оказания услуг и имеющая тор-ое помещение. Торг-й центр – комплекс взаимосвязаных предпр-й торговли, общепита, быт-го обслуживания. Преимущества РТС: широкий ассор-т,применение прогрессивных форм тов-го обслуживания, обеспеч-е условий сохран-ти т-ов, механ-ия торговых процессов, высокая культура торг-го обсл-ия. Недостатки: радиус размещения магаз-в,высоки первичные затраты капитала. Нестацион-я ТС вкл-ет в себя: мелкорозн-ую, передвижную и электроную ТС. Павильоны – оборуд-ое строение, имеющее торг-й зал или нет и помещения для хран-я запасов т-ов. Киоски – торг-ое строение не имеющее зала и складских помещений. Т-вы завозятся на 1 день, размещ-ся на раб-м месте. Палатки- сборно-разборные конструкции с прилавком без складов хранения. Преимущества: большая подвижность, небольшие первоначальные затраты, легко развертывается. Недостатки: узкий ассор-т, несобл-ие правил торговли, плохая орг-я труда работников, высокие экспл-ые затраты. Передвижная ТС: развозная, разносная.

Состояние и пути развития розничной торговой сети.

Одним из важнейших направлений явл.увеличение обеспеченности торговыми площадями, укрупнение торг.сети, увелич.средних размеров магазина. Важное место уделяется специализации и типизации розничной торг.сети(в непрод.узкая специализация, а в прод. – универсализация розничной торг.сети). Создается конкурентная среда за счет видового и типового разнообразия торг.организаций, форм и методов торговли. Улучшается размещение розничной торг.сети, проектирование и реконструкция действующей торг.сети. Развитие розничной тог.сети будет осущ.за счет развития сетевых технологий и расширения франчайзинга.


 

Специализация и типизация

Спец-ция —ф-ма разделения труда м/у тор­г. объектами по розн. продаже отд-х групп т-в для наиболее полного удовлетворения спроса нас-ия.Необх-сть спец-ции розн торг сети (РТС) вы­зыв-ся пост изменением ассортимента реализуемых т-в, к-ый нуждается в класс-ции на гр, под­гр и виды.

Спец-ция РТС оказывает влияние на все стороны организац-хоз деят-ти магазинов, особенно по торговле т-ми куль­т-быт назначения, хоз обихода и легкой пром.; способ-т знач расширению т-в, улуч­шению работы с поставщ, обеспечению более выс ур кул-ры продажи т-в, расширению допол услуг и повышению как эконом, так и соц эфф-ти продажи за счет знач снижения затрат времени покуп-й на поиск т-в.

Спец-ция РТС осущ-ся по 2 призн: товарно-отраслевому и комплекс­ности спроса.

По товарно-отраслевому пр дея­т-ть магаз огранич-ся продажей т-в опред-х гр или отр. Спец-ция магаз-в, осущ-ся по след товар-м отраслям:• предметы одежды, обувь, туалет принадл-ти;• пр культ-быт назн);• пр дом и хоз обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);• пр производ-хоз назн (строительные, химико-москательные товары, с/х инвентарь и т.д.);• прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.). По степени спец-ции магаз-в:• на узкоспециал-ые (реализуют отд то­вары опред тов группы);• специал-ые (осущ продажу т-в одной тов гр);• комбинир (имеют в ассортименте т-ры не­скольких тов гр, объед-х комплексностью спроса (напр. овощи— фрукты);• универсал(торгуют большинством тов гр (Дом торговли, универмаг, универсам);• неспец-ые (смешанные) магазины (реали­зуют отд виды прод или непрод т-в (магазин "Тов повседнев спроса").

При спец-ции по комплексности спроса ассортимент реал-х тов форм-ся по потреб ком­плексам (магазины, "Товары для дома", "Сделай сам", и др.). Преимущество:пок-ли лег­че ориент-ся в торг сети города, меньше затрачивают времени на поиск товаров, более полно удовл-ся спрос.Однако значительно ослож-­ся их деяте-ть по формир-ю ассортимента, воздей­ствию на поставщиков, орг-ции контроля качества.

Сущ-т 3 осн м-да определения ур спец-ции РТС. 1) ур спец-ции К1 опр-ся как отношение количества специал маг Кс к общ их кол-ву К0 1 = (Кс / К0) 100 %.). не в полной мере отражает пр-сс спец-ции, т. к. иссле­дуемые магазины неоднородны по размерам торговых площа­дей и товарообороту.

2.отношение товарооборота спец-х ма­г Тс к общему товарообороту Т0 2 = (ТС0) 100 %.)

3)более точный, отно­ш торг площади специи-х маг и секций Пс к общ торг площади П03 = (ПС0) 100 %.)

На ур спец-ции влияет ряд факторов:• хар-р покуп спроса (твердосформирован-ный или импульсивный спрос);• степень сложности ассортимента;• размеры торг предприятий;• местные условия развития товарооборота;• размеры помещений магазина;• численность нас городов и т.д.

Типизация – процесс унификации торг объектов с учетом их специализации и размера торг S. Типизация имеет соц-экон значение для рацион организации розн торг сети и позволяет обеспечить лучшую управляемость торг сетью. Процесс типизации заключ в след: на основе передового опыта опред-ся предприятия торговли, наиб успешное с экон т.зр. эти предприятия служат основой для создания новых, более соврем типов с учетом последн достижение. Тип торг предприятия опр-ют след признаки:*ассортиментный профиль магазина(опред-ние конкретных тор групп, реализ в магаз(=универсальные, специализиров, комбиниров, комплексного ассортим магазины), *мощность магазина(выраженная в размерах торговых и подсобных S, выявленного объемоа товарооборота или численности обслуж населения)=400,650,1000,1500,2000 кв м, *формы и методы торг обслуживания(заключ в выборе наиб opt форм обслуживания при реализ опред тов группи обслуживании опред контингентов нас-ния=самообслуживание, продажа по заказам, образцам и тд), *район деят-ти магаз(опред-ся на основе спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту и культуры торговли=1)магазины, реал-щие товары первой необ-ти(размещ-ся в жилой зоне) 2) магаз, реал-щие товары сложного ассортим(общегородское значение). Все типы магазнинов внесены в номенклатуру типов магазинов(118 типов). Они делятся на основные(для нового строительства) и дополнительные(в районах старой застройки, при реконструкции или расширении действующей торг сети.


 

Размещение розничной торговой сети

При размещении маг-в необходимо учитывать след факторы:

градостроит-е — величина города, плотность нас, размещение админ и культзданий и т.д.;• транспорт-е — осно напр-ия и интенсивность трансп потоков, наличие остановок обществ транспорта;• соц-е — демогр состав, сни­жение затрат времени на приобретение т-в, создание усл для выс культуры обслуж;• эконом-е — обеспеч эффе-ти исп-ия торг и склад помещений, повышение доходно­сти маг и материальных стимулов их персонала. Осн задачами рац размещения РТС яв­л:• макс приближение РТС к покуп-м, оптим соотношение ее разл видов;• обеспеч необход ассортимента т-в в маг, его реализация;• гарантирование каждому предприятию необход объема товарооб и ур рентабельности;• четкое разграничение районов деят-ти однотип маг, рацион-ция торг пр-ссов за счет внедре­ния прогресс-х форм обсл-ния. Пр-пы размещения РТС: 1. пр равномерного размещения РТС (важн): на каждый р-н города с опред числ-ью нас приходится опред кол-во маг. Так, в районах жилой заст­ройки покупатель должен тратить < 7—10 мин на дорогу, значит радиус обслуживания должен быть около 500 м. Данный прин­цип для однотип маг и прод торг. 2. пр децентрал-го, или рассредоточ размещения: торг предпр макс при­ближено к жилой застройке и обслуж-т огранич кол-во нас, проживающего в радиусе его обслуживания. Это позволяет избежать скопление покуп-й и пе­рекрещивающихся потоков их движения.Недостаток: рассредоточение препятствует спец-ции торг сети, т.к. осн типом маг в этом случае должен быть маг смеш ассорти­мента. 3. функцион-ое (ступенчатое или концентрическое) раз­мещение: вся торг сеть города делится на 2 гр: магазины жилой зоны и общегородского значения. 4. для централ, или группового, разм ха­рактерна группировка всех торг и бытовых предпр в виде торг центров, преимущество к-х закл в комплекс-ом удовл-ии спроса нас на тов и услуги. групповое размещение приводит к уве­л радиуса обсл нас, что неже­лательно при его низк плотности.

Торг центры делятся на: 1.Местные: для обслужива­ния населения жилой зоны; призваны предоставить комплекс т-в и услуг стандарт хар-ра и обеспечить мини­м затраты времени покуп-лей.

В состав вкл такие предп, как универсам, предпр общест­в питания, парикмахерская и др. 2. городского значения: предоста­вляют нас широчайший выбор тов и услуг стан­дарт и избират хар-ра. В состав вкл круп универмаги, универсамы, специ маг, рестораны и кафе,рынки, и др..

Торг комплекс — это сов-ть торг объектов, реал-щих универс ассортимент тов-в с широким набором услуг, с центр-цией функций хоз об­сл-ния.

4. Устройство и планировка магазина.

Цель планировки – создание комфортных условий для покупателя и обеспечение эффективного использования торг площади с целью получения должного товарооборота с каждого м кВ и нормальной прибыли. Основное помещение магазина – торговый зал. Наиб рациональной формой планировки торг зала явл-ся прямоугольная (1:1,1:1,5). Торговый зал состоит из нескольких функц-ых зон. S магазина делится на: зоны под торг оборудование, зоны под выкладку тов, зоны под узлами расчета, S для покупателей, S для дополнит обслуживания. Площадь под торг оборудованием наз-ся установочной площадью. S для выкладки тов (экспозиционная площадь) – сумма всех плоскостей оборудования, исп-мых для показа тов. S под узлами расчета (15-20 % S торг зала) вкл-ет S, занятую кассовыми кабинами, проходы и резервную площадь. S для покупателей (50-55% S торг зала) представляет собой сумму площадей всех проходов (магистральных, второстепенных). S для дополн обслуживания – S для кафетерия, для отдела раскроя ткани, оформления кредитов и т.д. В завис от S и конфигурации торг зала применя-ся несколько форм планировки: 1) линейная (решетка) – торг оборудование размещают вдоль стен или в виде нескольких параллельных продольных или поперечных линий торгового зала. 2) Петлевая планировка – торг оборудование расставляется так, чтобы образовалась замкнутая петля. Цель – заставить покупателя пройти через всё оборудование и обратить внимание на все товары. 3) Островная – оборудование торг зала размещ-ся в виде отдельных островков любой формы. Эта форма способствует увеличению товарооборота и свободному доступу покупателей. 4) Комбинированная – сочетание разл форм (линейн+островная, линейн+выставочная). 5) Боксовая – такая расстановка оборуд, при кот образ-ся замкнутый контур с 1 или 2 выходами. 6) Выставочная – обычно в магазинах с традиц формой продажи (через прилавок). 7) Произвольная – примен-ся при установлении нестандартного особого оборуд-я (в элитных магаз).

Неторговые помещения – пемещ-я для приемки тов, для хранения тов, для подготовки тов к продаже, подсобные помещ-я (для тары, контейнеров), администр-бытовые п. (столовая, кабинеты), технические и коммуникационные (вентиляция, водоснабжение, канализация).


 

5. Организация торгово-технологических процессов (ТТП)

ТТП — это комплекс взаи­мосвязанных торговых (коммерческих) и технологич опе­раций по доведению тов до потребителей при сохранении их качества, с мин затратами труда и времени и вы­сокой культуре обслуживания. Под операцией понимается часть технологического процес­са, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами. Торговые (коммерческие) операции связаны главным обра­зом со сменой формы стоимости (изучение спроса, составление заявок на завоз, формирование ассортимента, реклама и инфор­мация). Технологические операции связаны с обработкой товарных потоков. Они включают транспортировку, приемку, хранение, подготовку к продаже, упаковку, перемещение, выкладку на торговом оборудовании и мебели.

ТТП состоит из:Основные операции — выявление спроса, формирование ассорти­мента, размещение и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, ус­луги, т.е. операции, связанные с продажей товара и обслужива­нием покупателей. Вспомогательные операции — приемка, распаковка, хранение, под­готовка, доставка в торговый зал, тарооборот, т.е. операции, связанные с обработкой товарных потоков и тары.

Факторы, влияющие на ТТП: спрос и предложение товаров; степень готовности товаров к продаже; состояние товарных запасов и МТБ магазинов; система товароснабжения; тип и размер, специализация магазинов; степень хозяйственной самостоятельности магазинов. ТТП можно разбить на три части: 1) операции с товарами до предложения в торговом зале по­купателям: разгрузка, доставка в зону приемки, приемка, до­ставка на хранение или подготовку, хранение, подача в торго­вый зал, выкладка; 2) операции по непосредственному обслуживанию: встреча покупателя, предложение товаров, отбор товаров, расчет; 3) дополнительное обслуживание: прием заказов, раскрой тканей, подгонка одежды, доставка товаров на дом и т.д.

При организации ТТП в ма­газинах необходимо соблюдать принципы: создание максимума удобств для покупателей при выборе товаров, экономия их времени и высокая культура обслужива­ния; рац использование торговой S магазина; рац использование оборуд-я; создание благоприятных условий труда для работников; достижение эк эф-ти работы магази­на путем ускорения оборач-ти тов, экономии труда и расходов на реал; создание условий для сохранения физ-хим свойств тов и ТМЦ; обеспечение комплексного подхода к выработке опти­мальных вариантов продажи товаров; соответствие применяемых технологий торгово-оперативных процессов современному научно-техническому уровню.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...