Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Благословение от благовещенского




ТАИНСТВО БРАКА

(Из Настольной книги священнослужителя)

Брак - просвещение и одновременно тайна. В нем про­исходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в мир в новой полноте. Только в браке возможно полное познание человека, видение другой личности. В браке человек погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это познание и жизнь дают то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее.

Эта полнота еще углубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, - третьего, их ребенка. Совершенная суп­ружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства; но если между родителями существует непобежденный разлад, противоре­чие, то и ребенок будет порождением этого противоречия и продолжит его.

Через таинство брака даруется благодать и на воспитание детей, которой христианские супруги лишь содействуют, как сказано у апостола Павла: "Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15, 10).

Ангелы-хранители, приданные младенцам от святого кре­щения тайно, но ощутимо содействуют родителям в вос­питании детей, отвращая от них различные опасности.

Если в браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своей самостью и гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет неминуемое от­чуждение его от родителей - раскол домашней Церкви.

Но нельзя и насильно удержать, внушить, заставить быть таким, как этого хотят отец и мать, того, кто, получив от них тело, воспринял от Бога главное - единственную и неповторимую личность со своим собственным путем в

жизни. Потому для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими истинно духовной жизнью и светящимися любовью.

Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке любые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание - любовь. Праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь; каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы друг для друга. Единственный путь для этого - углубление духовной жизни каждого, работа над собой, хождение пред Богом. Самое страшное в браке - потеря любви, а исчезает она порою из-за пустяков, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение любви и духовности в семье - все остальное придет само. Начинать эту работу надо с первых же дней совместной жизни. Казалось бы, самое простое, но и самое трудное - решимость занять в браке каждому свое место: жене смиренно стать на второе место, мужу - взять тяжесть и ответственность быть главой. Если есть эта решимость и желание - Бог всегда поможет на этом трудном, мученическом, но и блаженном пути.

Только во Христе женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость. Только тогда возможна ее дружба с мужем.

Однако ни мужчина, ни тем более женщина не имеют в браке друг над другом абсолютной власти. Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь. Отсюда следует, что не всегда надо смиренно подчиняться такому насилию, раз в нем кроется опасность для самого дорогого. Большинство несчастных браков именно от того, что каждая сторона считает себя собственником того, кого любит. Почти все семейные трудности и разлады - отсюда. Величайшая мудрость христианского брака - дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной наш брак - подобие брака небесного - Христа и Церкви, - а там полная свобода. Тайна счастья христианских супругов заключается в сов­местном исполнении воли Божией, соединяющей их души между собой и с Христом.

15Христианский брачный союз имеет глубочайшее духовное основание, которым не обладают ни телесное общение, ибо тело подвержено болезням и старению, ни жизнь чувств, переменчивая по природе своей, ни общность в области общих мирских интересов и деятельности, "ибо проходит образ мира сего" (1 Кор. 7,31). Жизненный путь христианской супружеской четы можно уподобить вращению Земли с ее постоянным спутником Луною вокруг Солнца. Христос -Солнце правды, греющее детей Своих и светящее им во тьме.

"Преславно иго двух верующих, - говорит Тертуллиан, - имеющих одну и ту же надежду, живущих по одним правилам, служащих Единому Господу. Вместе они молятся, вместе постятся, взаимно поучают и увещевают друг друга. Вместе они в Церкви, вместе за Вечерей Господней, вместе в скорбях и гонениях, в покаянии и радовании. Христу они приятны, и Он ниспосылает им мир Свой. А где двое во имя Его, там нет места никакому злу".

Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте зем­лю, и владейте ею..." (Быт. 1, 28). В Ветхом завете мно­гократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом.

По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность брака, отмеченную в Законе (Лев. 20, 10), но и возвел его в степень таинства: "И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку раз­водиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучает" (Мф. 19, 3-6).

Выйдя в мир на Свое открытое служение роду чело­веческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил

этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами.

Брачному обряду в древности предшествовало обручение, которое было актом гражданским и совершалось согласно местным обычаям и установлениям, насколько, разумеется, это было возможно для христиан. Обручение совершалось торжественно в присутствии многих свидетелей, которые скрепляли брачный контракт. Последний представлял собою официальный документ, определявший имущественные и правовые взаимоотношения супругов. Обручение

сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты; кроме того, жених дарил невесте кольцо, которое было изготовлено из железа, серебра или золота - в зависимости от состоятельности жениха. Климент, епископ Александ­рийский, во II главе своего "Педагога" говорит: "Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам".

Выражение "положить печать" объясняется тем, что в те времена кольцо (перстень), а точнее вправленный в него камень с вырезанной эмблемой, служило одновременно и печатью, которой запечатлевалась собственность данного лица и скреплялись деловые бумаги. Христиане вырезали на своих перстнях печати с изображением рыбы, якоря, птицы и других христианских символов. Обручальное кольцо надевалось обычно на четвертый (безымянный) палец левой руки. Это имеет основание в анатомии человеческого тела: один из тончайших нервов этого пальца непосредственно соприкасается с сердцем - по крайней мере на уровне представлений того времени.

В наше время венчание совершается, как правило, над супругами, зарегистрировавшими предварительно свой граж­данский брак, в церкви в присутствии родных и друзей брачующихся. Согласно каноническим правилам не разре­шается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рож­дества Христова до Богоявления (святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников,

 

дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в русской православной церкви бракосочетание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа) и Воздвижения креста господня (14 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем. Венчание рекомендуется совершать после ли­тургии, за которой жених и невеста причащаются Святых Тайн.

Священник, прежде "Чем совершить венчание, выясняет, нет ли церковно-канонических препятствий к заключению церковного брака между данными лицами. В первую очередь следует отметить, что православная церковь, хотя и считает гражданский брак лишенным благодати, фактически признает его и отнюдь не считает его незаконным блудным сожи­тельством. Однако условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий граж­данский брак может быть освящен в таинстве брака. Церковью не допускается вступление в брак более, чем три раза. Не благословляется брак, если один из врачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, пришедшими в церковь лишь по настоянию одного из супругов или ро­дителей, если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещения перед венчанием. Эти обстоятельства выясняются при оформлении документов на венчание за церковным ящиком, и в перечисленных выше случаях в церковном бракосочетании отказывается. Не венчается брак, если один из врачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Гражданский брак должен быть расторгнут е установленном порядке, а если предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на рас­торжение его и благословение на вступление в новый брак.

Препятствием к совершению браковенчания является также кровное родство жениха и невесты, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Для венчания православного с лицом другого христи­анского вероисповедания (католиком, баптистом) требуется разрешение архиерея. Безусловно не венчается брак, если

хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Однако брак, заключенный по инославному обряду, и даже нехристианский, заключенный до присоединения супругов к православной церкви, может считаться по желанию супругов в силе, даже если только один из супругов принял крещение. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершение таинства брака необязательно, так как благодать крещения освящает и их супружество.

Нельзя венчать тоге кто однажды связал себя мона­шеским обетом девства, а также священников и дьяконов после их рукоположения.

Что же касается совершеннолетия жениха и невесты, их психического и физического здоровья, добровольного и свободного согласия, то поскольку без выполнения этих условий не может быть предварительно зарегистрирован граж­данский брак, церковь при наличии свидетельства о браке освобождается от выяснения этих обстоятельств.

Право признания церковного брака несуществующим и разрешения вступить в новый церковный брак принадлежит только архиерею. На основакли представляемого свидетель­ства о разводе епархиальный архиерей снимает прежнее благословение и дает разрешение на вступление в новый церковный брак, если, конечно, к этому нет канонических препятствий. Епархиальное управление не производит ни­какого дознания о мотивах развода.

ПОСЛЕДОВАНИЕ ОБРУЧЕНИЯ

Жених и невеста по окончании литургии стоят в притворе храма лицом к алтарю; жених справа, невеста слева. Свя­щенник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках крест и евангелие. Перед священником выносится свеча. Крест и евангелие он полагает на аналой, стоящий посреди храма.

Кольца, которыми будут обручаться брачующиеся, во время литургии находятся на правой стороне святого престола

19вблизи друг друга: слева - золотое, справа - серебряное. Дьякон, следуя за священником, выносит их на специальном подносе. Священник, приблизившись к новоневестным с двумя зажженными свечами, трижды благословляет их иерейским благословением и вручает им свечи.

Свет - это знак радости, огонь дает тепло, потому возжженныс свечи являют радость встречи двух любящих людей. Одновременно - это символ их чистоты и целомудрия. Они напоминают нам также о том, что жизнь человека не замкнута, не отделена, она совершается в обществе людей, и все, что случается с человеком, светом или тьмою, теплом или холодом отзывается в душах окружающих его людей. Если рознь и разделение побеждены, если эти двое источают свет любви, то, выйдя из храма, они уже будут не двое, но одно существо.

"Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Ноге соделаны" (Иоанн 3, 20-21).

Свечи не даются, если оба брачующихся вступают в брак во второй (третий) раз, напоминая о евангельской притче, где говорится о том, что девы (т.е. девственники) выходили навстречу Жениху с возжженными светильниками (Мат. 25, 1). Свечи должны горсть на протяжении всего последования таинства брака, поэтому должны быть до­статочно большого размера.

Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обручение. Обряд начинается каж­дением перед венчающимися фимиамом и молитвою в под­ражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (Тов. 8, 2). После этого на­чинаются молитвословия церкви о брачующихся.

Вслед за обычным началом: "Благословен Бог наш..." произносится Великая ектсния, которая содержит прошения о спасении брачующихся; о даровании им детей для про­должения рода; о ниспослании им любви совершенной, мирной и помощи; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их в непорочную жизнь: "Яко да Господь

Бог наш дарует им Брак честен и ложе нескверное, Господу помолимся..."

Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных и положившему союзы любви, и испрашивается благословение на новоне-вестных. Вспоминается благословенный брак Исаака и Ре­векки как образец девственности и непорочности и исполнение обетования Божия в их потомстве. Невеста уподобляется от века предобрученной Деве чистой - Церкви Христовой.

Священник, взяв сперва золотое кольцо, произносит трижды:

"Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)". При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над головою жениха и надевает кольцо на четвертый (безымянный) палец правой руки его. Затем берет серебряное кольцо и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: "Обручается раба Божия (имярек) рабу Божиему (имярек)", и надевает ей кольцо также на четвертый палец правой руки.

Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Кольцо - знак вечности и непрерывности брачного союза, ибо непрерывна и вечна благодать Святого Духа.

Затем в знак отдания себя на всю жизнь друг другу, а Господу обоих нераздельным образом, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке, жених и невеста трижды обмениваются кольцами при участии друга жениха или священника. После тройной перемены колец серебряное остается у жениха, а золотое - у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух*.

Священник произносит молитву, в которой испраши­вается благословение и утверждение обрученным. Вспоми­нается о чудесном знамении "водоношения", поданном слуге патриарха Авраама, когда тот был послан подыскать невесту для Исаака, эта честь предуготована была только той, един-

Кольца могут быть и из одного металла (золота, серебра) и иметь украшения из драгоценных камней.

21ственной деве - Ревекке, напоившей гонца водой. Священник просит благословить положение колец благословением не­бесным, сообразно с силою, которую получил через перстень Иосиф в Египте, прославился Даниил в стране Вавилонской и явилась истина Фамари. Вспоминается притча Господня о блудном сыне, раскаявшемся и вернувшемся в отчий дом, "А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его..." (Лк. 15, 22).

"И десница раб Твоих благословится словом Твоим Державным и мышцею Твоею высокою", - говорится далее в молитве. Не случайно обручальное кольцо возлагается на палец правой руки, ибо этой рукой мы приносим обет верности, творим крестное знамение, благословляем, при­ветствуем, держим орудие труда и меч в праведной битве.

Людям свойственно ошибаться, сбиваться с истинного пути и без помощи Божией и Его водительства не дойти этим двум слабым людям до цели - Царства Небесного. Потому просит священник: "И ангел Твой да предъидет пред ними вся дни живота их".

Завершается последование обручения краткой сктснией с добавлением прошения об обрученных.

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадиль­ницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу. Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословенное Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе".

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, евангелие и венцы. После этого по требнику полагается произнести поучение. Однако, дабы не разрывать чино-

последования, его произносят до обручения или по окончании венчания.

Далее жениху и невесте предлагается перед лицом всей Церкви еще раз подтвердить свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак:

"Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?"

Ответ: "Имею, честный отче".

"Не связан ли ты обещанием другой невесте?"

Ответ: "Нет, не связан".

Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает:

"Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?"

Ответ: "Имею, честный отче".

"Не связана ли обещанием другому жениху?"

Ответ: "Нет, не связана".

Эти вопросы относятся не только к формальному обе­щанию вступить в брак с каким-то третьим лицом, но в основном подразумевают: не вступал ли каждый из бра-чующихся в незаконную связь или в зависимость, так или иначе обязующую его по отношению к этому лицу.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехрис­тианском браке является решающим принципом. В хри­стианском браке оно - главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным. По этой причине при переходе иноверцев в православие их браки признаются действительными (при условии, что такой брак не противоречит христианскому закону, иными словами, многоженство, многомужество и браки между близкими родственниками отвергаются).

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Бо­жественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: "Благоеловено Царство...", ко-

23 торым провозглашается сопричастность брачующихся Цар­ству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты, священник произносит три пространные молитвы: "Боже Пречистый, и всея твари Содетелю...", "Благословен ecu, Господи Боже наш..." и "Боже Святый, создавши от персти человека..."

Вспоминается таинственное создание женщины из ребра Адамова и первое брачное благословение в раю, распрост­ранившееся впоследствии на Авраама и других патриархов и праотцев Христовых по плоти. Священник молит Самого воплотившегося от Девы Спасителя, благословившего брак в Кане Галилейской, благословить сочетающихся рабов Своих, как Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, Иакова и Рахиль и всех патриархов, и Моисея, как родителей Пресвятой Девы, Иоакима и Анну, и родителей Предтечи, Захария и Елисавету. Он молит Господа сохранить их подобно Ною в ковчеге, и Ионе во чреве кита, трем отрокам в печи вавилонской, и даровать им радость, какую имела царица Елена, когда обрела Честный Крест. Он молит о поминовении родителей, их воспитавших, "зане молитвы родителей ут­верждают основание домов", и вместе с чадородием даровать брачующимся единомыслие душ и телес, долгоденствие, це­ломудрие, взаимную любовь и союз мира, благодать в чадах, обилие благ земных и венец неувядаемый на небесах.

Теперь наступает главный момент таинства. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. В Требнике не указано, один или три раза следует совершать это действие, поэтому в одних местах совершают его трижды, в других - по одному разу над женихом и невестой.

Венчая жениха, священник произносит:

"Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

Благословив таким же образом невесту и дав ей при­ложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося:

"Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа".

Затем священник произносит трижды тайносовершитель-ные слова, и при каждом произнесении благословляет обоих иерейским благословением:

"Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)".

Прежде всего этими словами и увенчанием глав их провозглашается честь и слава человеку как царю творения. Каждая христианская семья - это, безусловно, малая церковь. Сейчас ей открывается путь в Царствие Божие. Эта воз­можность может быть упущена, но сейчас, здесь она есть. На всю последующую жизнь, долгую и многотрудную, полную искушений, они становятся друг для друга в самом реальном смысле царем и царицей - в этом высший смысл венцов на главах их.

Этим увенчанием выражается также честь и слава му­ченических венцов. Ибо путь к Царству Божиему - это свидетельство Христа, а значит, распятие и страдание. Суп­ружество, которое не распинает постоянно свой собственный эгоизм и самодостаточность, которое не "умирает для себя" с тем, чтобы указывать на Того, Кто превыше всего земного, нельзя назвать христианским. В супружестве Божие при­сутствие подает радостную надежду, что брачный обет сох­ранится не до тех пор, "пока смерть разлучит", но покуда смерть не соединит нас окончательно, после всеобщего Воск­ресения - в Царствии Небесном.

Отсюда исходит третье и последнее значение венцов: они являются венцами Царства Божия. "Восприими венцы их в Царствии Твоем", произносит священник, снимая их с головы жениха и невесты, и это значит: приумножь этот брак в той совершенной любви, единственным завершением и полнотой которой является Бог.

После произнесения тайносовершительной формулы про­износится прокимен: "Положил ecu на главах их венцы, от каменей честных, живота просиша у Тебе, и дал ecu им". И стих: "Яко даси им благословение в век века, воз-веселиши я радостию с лицем Твоим".

Затем читается 230-е зачало из послания святого апостола Павла к ефесянам (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене - это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены

3—3902 25мужу - подобие отношения Церкви ко Христу. Это - взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: "А жена да боится своего

мужа", - призывает не к страху слабого перед сильным,

не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху

опечалить любящего человека, нарушить единение душ и

телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия

Божия, в семейной жизни должен испытывать и муж, глава

которому Христос. В другом послании апостол Павел говорит:

"Жена не властна над своим телом, но муж; равно и

муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь

друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения

в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы

не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор.

7, 4-5). Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами

полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу

Иисусу Христу.

После апостола читается евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, ко­торым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит св. Андрей Крит­ский: "Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино, - явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась" (Канон Великий).

Спаситель, присутствуя на браке в Кане, возвысил суп­ружеский союз сообразно Смотрению Своему о роде че­ловеческом. Когда первое вино оскудело, было дано вино иное, чудом сотворенное из воды. Так и в естественном брачном союзе отношения супругов, не будучи греховными по природе, но тем не менее лишенные благодати, пре­творяются в благодатные, освящаясь таинством, прибли­жаются к великому Первообразу - союзу Христа и Церкви.

"Вина у них нет", - произнесла, обращаясь к Сыну Своему, Пречистая Матерь. В последовавшем ответе Христос выразил, что еще не наступил желанный Ему и Ей час: время победы духа над плотию. Но этот вожделенный та­инственный момент в жизни христианских супругов наступает по милосердию призванного на Брак и освятившего его Богочеловека, по исполнении Его велений. "Что скажет Он вам, то сделайте" (Иоан. 2, 5), - призвала присут­ствующих Матерь Божия. Лишь тогда восполнится недо­статочность, ущербность естественного брака, и земные чувства чудесным образом претворятся в духовные, бла­годатные, соединяющие мужа и жену и всю Церковь в Едином Господе. По словам епископа Феофана Затворника, в истинно христианском браке "любовь очищается, возвы­шается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подает силы к постепенному до­стижению такого идеального союза".

После прочтения Евангелия от лица Церкви произносится краткое прошение о новобрачных и молитва священника, "Господи Боже наш, во спасительном...", в которой он просит у Господа мира и единодушия, чистоты и непорочности в течение всей долгой жизни и достижения маститой старости "с чистым сердцем делающя заповеди Твоя". Затем следует Просительная ектения.

Священник возглашает: "И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небесного Бога Отца, и глаголати...", и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву "Отче наш", основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем. В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью так, чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они пре­клоняют головы под венцами.

Приносится общая чаша с вином, над которой священник читает молитву: "Боже, вся сотворивый крепостью Твоею, и утвердивый Вселенную, и украсивый венец всех сотво­ренных от Тебе, и чашу общую сию подаваяй сочетающимся ко общения Брака, благослови благословением духовным". Осенив чашу крестным знамением, дает ее жениху и невесте.

1 Новобрачные попеременно (сначала жених, а потом невеста) в три приема испивают вино, уже соединенные в одного человека пред Господом. Общая чаша - это общая судьба с общими радостями, скорбями и утешениями и единая радость о Господе.

В прошлом это была общая евхаристическая чаша, со­участие в Евхаристии, которая запечатлевала исполнение брака во Христе. Христос должен быть самой сущностью совместной жизни. Он - вино новой жизни детей Божиих, и вкушение от общей чаши предвозвещает, что, старея в этом мире, мы все молодеем для жизни, которой неведом вечер.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и, покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх ее - своей рукой, трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. При первом обхождении поется тропарь "Исайе, ликуй...", в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Эммануила от Неис-кусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь "Святии му­ченицы". Увенчанные венцами, как победители земных страс­тей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при по­следнем обхождении аналоя, прославляется Христос как ра­дость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: "Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, иже проповедь, Троица Единосущная".

Как и в чине Крещения, это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня та­инства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, "тяготы друг друга нося", они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня.

По окончании торжественного шествия священник сни­мает венцы с супругов, приветствуя их словами, напол­ненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

"Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия".

"И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвесилися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог".

Затем в двух последующих молитвах "Боже, Боже наш" и "Отец, и Сын, и Святый Дух" священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Цар­ствия Своем. Во второй молитве, читаемой священником, стоя лицом к ним, с преклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Отпуст дается по требнику. На нем поминаются рав­ноапостольные Константин и Елена - первые земные цари, распространители правоверия, и святой мученик Прокопий, научивший двенадцать жен идти на мученическую смерть, как на брачный пир.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам: где жених целует икону Спасителя, а невеста -образ Божией Матери, затем они меняются местами и при­кладываются соответственно жених к иконе Божьей Матери, а невеста - Спасителя. Здесь же священник дает им Крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - Пресвятой Богородицы. Эти иконы близкие молодых обычно приносят из дома или приобретают в храме как родительское благословение. Затем обычно про­возглашается многолетие новобрачным, они сходят с солеи, и все присутствующие поздравляют их.

В Требнике после отпуста следует "Молитва на раз­решение венцов, в осьмый день". В древности, как новок-рещенные семь дней носили белые одежды и на восьмой день слагали их с соответствующей молитвой, так и но­вобрачные семь дней после венчания носили венцы и на восьмой слагали их с молитвой священника. В древности венцы были не металлические и не такого вида, как сейчас.

29Это были простые венки из миртовых или масличных листьев, которые до сих пор употребляются в греческой церкви. В России они еще в древности были заменены сначала де­ревянными, а позже - металлическими. В связи с этим молитва на разрешение венцов теперь читается вслед за молитвой "Отец, Сын и Святой Дух...". Не следует опускать это краткое последование.

Особого внимания заслуживает в нем отпуст, где го­ворится:

"Согласная достигшераби Твои, Господи, и последование совершаете в кане Галилейстей Брака, и спрятавше яже в нем знамения, славу Тебе возсылают, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь". Новобрачным здесь от лица Церкви напоминают, что зна­мение чуда Христа в Кане Галилейской - это самое жи­вительное и драгоценное в брачном союзе, и потому его следует хранить потаенным в глубине души, дабы сокровище это не было похищено или осквернено суетою и страстями мира сего.

Антоний, Митрополит Сурожский

ПРОПОВЕДЬ НОВОБРАЧНЫМ

В день вашего брака, в апостольском чтении на литургии, Господь дал вам слово: "Друг друга тяготы носите, и

тако исполните закон Христов"... И еще: мы стояли сегодня с возженными свечами, свидетельствуя о радости, о том, что вашим браком вечность вступила во время, что Царство Божке приблизилось, ибо сказано: Царство Божие уже пришло, когда двое уже не двое, а одно. И однако это единство, которое составляет Царство Божие, дается зачаточно, а должно быть взращено подвигом. Ибо любовь и есть радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь есть тоже подвиг: "Друг друга тяготы носите

итако исполните закон Христов"...

Часто на иконах Рождества Богородицы вставка: Иоаким и Анна, стоящие и держащие друг друга в объятиях. Это, может быть, самый прекрасный образ человеческой ласки и человеческой любви, которая может быть так чиста, так глубока, которая может быть такой силой, что она рас­крывается всему святому, всему небесному и может родить самое святое, что земля может понести... Цените, храните ту человеческую любовь, которая вас привела друг к другу и которая вас соединила...

Спаситель нам сказал: "Верьте во свет, и вы будете чада света"... Бог вас дал, даровал друг другу так же, как Он даровал Ревекку Исааку и Исаака Ревекке; ваша встреча - в Боге, брак - таинство, Священнодействитель которого Спаситель Христос, и не случайно, не напрасно мы Его просили быть здесь так, как Он был в Кане Га­лилейской, и Своим благословением сочетать вас в единство брака... Верьте во свет, в тот свет, который Господь зажег в каждом из вас, и блюдите этот свет, храните его, защищайте его от всякого потемнения; и не бойтесь какой бы то ни было тьмы, какого бы то ни было полумрака, который на земле еще окружает всякий свет. Потому что свет во тьме светит, и даже тогда, когда тьма его не приняла и не стала сама светом, она не может ни потушить его, ни защититься от него, потому что самая малая искра света превращает безусловную тьму во тьму, пронизанную лучами этого све

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...