Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поучения к женихам и невестам




Виссариона, епископа Дмитровского ПОУЧЕНИЕ ПЕРВОЕ

Именем жениха и невесты называются лица сговоренные или помолвленные, также ищущие себе невесту или жениха, а иногда достигшие совершеннолетия, брачного возраста. Мы будем говорить о женихах и невестах в первом смысле.

Положение жениха и невесты в продолжении времени между помолвкою и свадьбою не всегда бывает приятным. Иногда люди решаются вступить в брак не по личному расположению, а либо по расчету, либо по принуждению, и потому, естественно, отношения их бывают натянуты или лишены той нежности, какая свойственна лицам, чувству­ющим личную привязанность к кому-либо. Эта натянутость, этот недостаток нежности обыкновенно не укрываются от взора людей посторонних и подают повод одним к сожалению, другим к пересудам и насмешкам.

Совсем не таково положение жениха и невесты, которых соединило личное расположение. Радость, которою бывают исполнены любящие сердца жениха и невесты, отражается и на их отношениях ко всему окружающему: она заставляет смотреть светло на мир Божий и быть ко всем добрыми и ласковыми даже тех из них, которые до тех пор всего дичились, на все смотрели мрачно, недоверчиво, всех убегали. Такова могущественная сила личной привязанности. Она производит на душу жениха и невесты такое же благотворное влияние, какое производят весенние лучи солнца на почки растений; она согревает, умягчает их душу, производя в ней те радостные ощущения, каких дотоле они не знали. Самые заботы об устроении будущего хозяйства и разные приготовления к свадьбе делаются для них легкими и не­чувствительными под влиянием господствующего в них ра­достного настроения души...

63 Смотря на иных супругов, многие говорят: "Им ли не жить на свете припеваючи! Всего у них много, так много, что не прожить всего ни им, ни их детям, внукам и правнукам; все удобства и удовольствия жизни общественной им до­ступны". И нельзя сказать, чтобы они не любили друг друга, между тем им скучно, они недовольны своей жизнью, недовольны детьми, недовольны тем, что нет детей; самая привязанность их друг к другу, для иных служащая ис­точником утешения в горе и бедности, приносит им мучения, имеет какой-то раздражительный характер, порождает между ними ревность, подозрение в верности и одинаковой вза­имности, слезы и ссоры. А отчего происходит это прискорбное явление? Не оттого ли, что на этих супругах не почивает благословение Божие, что они не позаботились приобрести его, вступая в супружеский союз, что они мало или совсем не помышляли о Боге и о важности предстоящих им суп­ружеских обязанностей? Отсюда возникает вопрос: как долж­ны вести себя до свадьбы жених и невеста, чтобы привлечь и упрочить на себе благословение Божие?

Радостное настроение жениха и невесты естественно в их положении; пусть радуются, но только о Господе. Они согрешили бы пред Богом, если бы предавались радости до забвения о Боге, от которого исходит всякое даяние благое, следственно, и благо супружеской жизни. Посему радость свою пусть они освящают благодарностию Господу, положившему начало их сожитию. Если они не встретили ни физических, ни законных, ни нравственных препятствий к сближению друг с другом, то пусть видят в этом сближении устроение промысла Божия, судившего им проходить вместе путь земной жизни, и пусть славословят за сие Бога.

Елиезер, раб Авраама, посланный своим господином в Месопотамию с поручением найти для сына его Исаака невесту, молит Бога, чтобы Он указал ему ту, которая должна быть женою Исаака, и когда Господь услышал его молитву, то изливает свою благодарность Богу в следующих словах: "Благословен Иегова Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостию своею и истиною своею! Господь прямым путем привел меня в дом родственников господина моего" (Быт. 24, 27).

Если посредник, нашедший для жениха невесту, бла­годарит за сие Господа, Ему приписывая успех своего пу­тешествия, то не гораздо ли большею благодарностию должны быть исполнены сердца жениха, нашедшего невесту, и не­весты? Неизвестно, дает ли счастье эта находка тем, кому она досталась; вместо счастья, может быть, она принесет им горе в жизни. Но и горе мы должны быть готовы встретить с преданностию Богу и благодарностию, ибо и горе может послужить к нашему благу, если примет его как вразумление нам от Господа, как побуждение к раскаянию в грехах, как испытание любви нашей к Господу, как даруемую нам от Бога возможность засвидетельствовать искренность сей любви.

Но жених и невеста должны не только благодарить Господа за полученную от Него милость, но вместе молить Его о милости к ним в будущем. Они должны проникнуться убеждением, что одними собственными силами и средствами без благословения Божия им не устроить счастья и доброго порядка в супружеской жизни. Верно слово псалмопевца: "Аще не Господь созиждет дом (т.е. семейный кров), всуе трудишася зиждущий" (Пс. 126). И вот по этой-то нужде в благословении Божием по уставу св. Церкви, брачная жизнь освящается особым таинством, в котором испраши­вается и низводится на брачующихся благодать Божия, по­требная им для будущего их счастья и для того, чтобы они могли во славу Божию исполнять предстоящие им суп­ружеские обязанности.

К сожалению, не всегда понимают важность этого свя­щеннодействия те, над которыми оно совершается. Оттого-то они и во время совершения его ведут себя без надлежащего благоговения и не приготовляются к нему предварительными молитвами о ниспослании благословения Божия. Но если священнодействие брака есть таинство, то, как и всякое другое таинство, оно требует от приступающих к нему мо­литвенного настроения духа.

Как приступающие к таинству исповеди должны пред­расположить себя к нему предварительным продолжительным подвигом молитвы, иначе не получат ожидаемой от него пользы для души, так и вступающие в брак обязаны быть в молитвенном настроении духа не только во время со-

65 вершения над ними сего таинства, но и до совершения его. В ком нет такого настроения до венчания, в том оно или совсем не является, или с трудом пробуждается во время самого венчания, потому что встречает препятствие к своему пробуждению и раскрытию в несоответствующих величию таинства предшествующих впечатлениях, и таким образом благодать Божия, даруемая в таинстве брака, падает на почву совершенно бесплодную.

Трудно ожидать, чтобы молитвенное настроение могло быть господствующим в женихе и невесте, когда они стоят под венцом после тех забав и развлечений, которые отнимали у них все время до свадьбы и убивали в них дух молитвы. Самое говение в день свадьбы, это можно сказать единственное доселе остающееся в силе христианское приготовление к таинству брака, оказывается недостаточным к тому, чтобы привести жениха и невесту в надлежащее молитвенное на­строение, если это говение составляет один внешний труд, совершается по одному обычаю и если говеющие не берут на себя труда собраться духом и посвятить все остающееся время до свадьбы молитве и духовному размышлению и, удерживаясь от забав, не удерживаются от суетных попечений, например, о туалете и других подобных предметах.

Делом молитвы жених и невеста должны заниматься не только каждый порознь, но и вместе. Совокупная молитва более успешна и угодна Богу, чем одиночная. Притом, молясь вместе, они легче могут победить в себе леность к молитве, нерасположение к ней, чем молясь порознь: усердие в молитве одного поощряет к ней другого.

О чем же именно должны молиться жених и невеста, желающие получить благословение Божие на предстоящую им жизнь в супружестве? О том же, о чем положено молиться в церковных молитвах в чине венчания. Пусть они усердно умоляют Господа: чтобы Он Своею благодатью сподобил их исполнить супружеские обязанности к славе Его Святого Имени, к собственному их благу и ко благу их потомства, если будут у них дети. Пусть молят Господа, чтобы благословил их чадородием, помог им воспитать детей в страхе Божьем ко благу Церкви и Отечества, на утешение им самим, чтобы ущедрил их обилием благ земных и через это даровал им возможность устроить счастье своих детей и помогать

ближним в их нуждах. Для того чтобы иметь ясное понятие о предметах молитвы, жених и невеста могут заранее прочесть чин брака. Это лучшее руководство для молитвы, свойственной им в их положении, а вместе и для того, чтобы им достаточно ознакомиться с теми обязанностями, которые ожидают их в супружеской жизни.

Так, жених и невеста должны составить себе ясное понятие о предстоящих им обязанностях, должны заранее дать себе отчет в том, как они должны вести себя в будущем. Они не могут знать будущую свою судьбу, не могут преду­смотреть разных переворотов в своей жизни, это знает один Бог, во власти Которого наша судьба, а потому пусть они предадут себя его святой воле. Но они могут и должны знать, как им устроить нравственный порядок своей жизни,

- это совершенно от них зависит. И они погрешили бы против Бога, показали бы равнодушие к своему благу и благу детей, если бы, вступая в новое поприще жизни, смотрели на это шутя и удаляли от себя всякое заботливое помышление о принимаемых на себя обязанностях.

Нет, жизнь вообще, и преимущественно супружеская

- совсем не шутка и забава. Кто вступает в нее, смотрит на нее легко, улыбаясь, беспечно, тому не пришлось бы впоследствии горько раскаяться в своем заблуждении. Чтобы не доводить себя до такого, может быть, позднего раскаяния, жених и невеста должны заблаговременно определить пред­стоящие им обязанности и приготовить себя к исполнению их.

Пусть жених откровенно выскажет своей невесте, что он ожидает и желает видеть в ней верную жену, готовую разделить с ним пополам радость и горе жизни, утешать и ободрять его в затруднительных обстоятельствах, делить вместе с ним заботы по хозяйству, воспитанию детей, блюсти честь дома, а паче всего поддерживать его в деле служения Богу, и пусть с своей стороны даст ей такое же обещание. Пусть оба они примут к сердцу учение св. апостола Павла, что их супружеский союз должен быть образом духовного союза Христа с Церковию, что по примеру Христа, воз­любившего Церковь до предания Себя за нее в жертву, муж должен до самоотвержения любить свою жену и за­ботиться о ее преимущественно нравственном благе и что

67жена должна повиноваться мужу, как Церковь повинуется Господу. Пусть невеста не слушает и не увлекается нех­ристианским учением современных защитников женского пола о незаконности власти мужа над женою. Пусть также не мечтает утвердить власть над мужем изучением слабых сторон его характера. Некоторые невесты заранее стараются подметить эти слабые стороны, чтобы потом извлечь из них для себя пользу со вредом для мужа. Не личная ка­кая-нибудь выгода должна быть предметом желаний жениха и невесты, а общее благо обоих. Ими должно руководить убеждение, что они могут быть счастливы в супружестве только оба, в союзе а не порознь. Аминь.

ПОУЧЕНИЕ ВТОРОЕ

По древнему церковному правилу, вступающие в брак должны быть испытываемы в знании символа веры, молитвы и десятословия, то есть должны быть испытываемы в том, могут ли они исполнять заповедь, данную родителям - вос­питывать детей в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). Но прежде, чем жених и невеста дадут отчет кому следует в знании веры, они наперед должны сами себя взаимно испытать в этом знании и остающееся до свадьбы время должны употребить на чтение слова Божия и книг, руководствующих к познанию закона Господня, для того, чтобы или восполнить недостаток своих познаний в вере и благочестии, или утвердить и даже расширить уже при­обретенные познания.

Жених и невеста показали бы крайнее легкомыслие, если бы стали стыдиться таких занятий, как будто излишних, и скучать ими. Ведь знание закона Божия необходимо всякому христианину, если он хочет быть христианином не только по имени, а особенно тем, которые готовятся быть главой семейства. Как они могут воспитывать своих детей в по­виновении закону Божию, когда сами не знают или слишком мало знают этот Закон? И как они будут управлять семейством, когда им неизвестны или мало известны начертанные в слове Божием законы, какими родители необходимо должны

руководствоваться в деле воспитания детей, если не хотят погубить их ложным воспитанием?

Не говорите, что поучение в законе Господнем неб-лаговременно для людей в положении жениха и невесты, что они успеют заняться этим делом после свадьбы. Нет, делать доброе дело всегда благовременно, и у людей, которые любят откладывать добрые дела под предлогом неблагов-ременности, никогда не будет недостатка в подобных пред­логах. Равным образом, если жених и невеста покажут равнодушие к поучению в законе Господнем до свадьбы, то трудно ожидать от них ревности к этому занятию после свадьбы; тогда потребуется много времени на устроение нового внешнего порядка в жизни и, следовательно, откроется новый предлог, чтобы отложить до неопределенного времени духовные занятия.

Молитва, размышления о супружеских обязанностях, чтение слова Божия - это такие занятия, которые светское общество почитает неприличными для жениха и невесты. Но если христиане и должны дорожить мнением света, то менее всего в положении жениха и невесты. Ведь они не для света готовятся вступить в новую жизнь, а для семейного счастья, и не о том должны заботиться, чтобы угодить свету с его суетными и нехристианскими обычаями, а Господу. Ведь свет ничем не вознаградит их за рабское следование его обычаям, напротив, он же будет смеяться над своими жертвами. Когда же наконец прекратится у нас это постыдное раболепство обычаям и мнениям света, когда же мы об­разумимся и увидим необходимость следовать обычаям и порядкам, внушаемым духом христианского благочестия, а не духом суетности?

Во многих немецких землях существовал и до сих пор не вывелся обычай, что жених дарит невесте прежде всего Библию или молитвенник. На переплете этих книг в золотой оправе красуются имена жениха и невесты. У немецких крестьян слова: "Он подарил ей молитвенник" означают, что он с ней помолвлен. И между городскими жителями у немцев встречается обычай делать такие многознамена­тельные подарки. Почему бы и нам, русским, у иностранцев не перенимать хорошие, поистине христианские обычаи?

69 Дарить невесте Библию или молитвенник поистине до­стойно нашего подражания. Но не ограничивайтесь одним подарком, говорите невесте смело, без ложного стыда, что хотите выразить вашим подарком: то есть ваша Библия и молитвенник пусть напоминают невесте о вашем желании проводить супружескую жизнь в теснейшем общении с Гос­подом, в святом слове Его искать себе света, радости, уте­шения, в молитвах, во славу Его составленных, руководства для прославления Его святого имени и для излияния перед Ним чувства нужды в Его благодатной помощи.

К сожалению, в нашем обществе не принято делать подобные заявления, для всех они кажутся несвоевременными. И что же от этого происходит? Многие супруги во всю жизнь не произнесут друг перед другом ни одного задушевного слова о своем спасении, не потому, что они неверующие, а потому, что не положили основания для этого с самого начала, когда только что вступали в общую жизнь. Слово о Боге и вообще задушевный обмен благочестивыми мыслями и чувствами для них такая область, в которую с непривычки они уже боятся войти твердо. С самого начала своего зна­комства дело спасения души они считали личным делом каждого, в которое никому не позволительно вмешиваться. И потому удивительно ли, что вступившие в супружескую жизнь любят беседовать о всем, только не о спасении души, предоставляя друг другу думать об этом предмете, как угодно. "Пусть, - говорят они, - каждый из нас как знает, так и спасается".

Жених и невеста поступают неодобрительно не только в том случае, если проводят время до брака в светских развлечениях, но и в том, если взаимная их привязанность принимает характер слепой страсти, доходящей до некоторого обожания предмета привязанности. "Да не будут тебе бози инии, разве Мене", - сказал Господь. Прежде и больше всего на свете мы должны любить Господа и Спасителя нашего, а любовь к твари, простертую до забвения Творца, почитать преступлением против первой заповеди. И чем может быть извинено такое преступление?

Ни физические, ни нравственные достоинства вашего жениха или невесты не могут оправдать вашей слепой при­вязанности, потому что, как бы ни были блестящи их до-

стоинства, они все-таки бесконечно ниже верховного Блага, которое заключается в Едином Боге, и светят не своим, а от Бога же заимствованным светом. Вы испытываете чувство счастья с вашим женихом или невестой и ожидаете про­должения этого счастья в будущем. Но как бы ни было продолжительно такое счастье, все же оно временное, тогда как Господь есть наш вечный Благодетель, Которому мы обязаны всеми благами земными и духовными и Который может даровать нам блаженство вечное. Можно ли после этого что-нибудь и кого-нибудь на свете любить больше Господа?

Слепая привязанность к жениху или невесте обыкновенно высказывается в выражениях не менее богопротивных и несмысленных, как и самая привязанность. "Ангел мой, божество мое, жизнь моя, ты для меня все", - вот как обыкновенно выражается нежность к жениху или невесте. Люди оттого так щедры на такие выражения, что не взве­шивают силы их. Ни одна невеста не может быть названа ангелом, ибо нет ни одной чистой от грехов. Ни об одном женихе нельзя. сказать: "Ты для меня все". Если бы он был для тебя всем, ты нашла бы в нем слишком немного, ибо с утратою его, возможною через несколько дней или часов, ты осталась бы в таком случае без всего. Ни одну невесту, ни одного жениха нельзя назвать "нашей жизнию". Мне еже жити Христос. Чем неумереннее такие похвалы, такое превозношение, обращенное к жениху или невесте, тем горш е может быть разочарование впоследствии в брачном сожитии. Опыт вам покажет, что особа, которую вы называете своим божеством, грешит не меньше большей части смертных, что ваш "ангел" имеет нужду в ваших обличениях и вра­зумлениях. Ваше "божество" иногда вспыльчиво и своенравно, у вашего "ангела" иногда злоба так искажает черты лица, что делает их годными для снятия с него образа злого духа. Иаков сердечно любил Рахиль и семь лет служил за нее ее отцу, но такой неумеренной лести никогда не было на его устах.

У некоторых невест, по желанию ли угодить жениху, или по легкомысленному равнодушию к девической чести, проявляется недостаток скромности и стыдливости в обра­щении с женихом. В допетровские времена на Руси невеста

71обыкновенно не видала своего жениха до самого венца. Это была своего рода крайность, хотя в основании ее было побуждение доброе - оградить девицу от всего, что может вредить ее стыдливости и целомудрию.

Но теперь нередко замечается противоположная край­ность, непростительная распущенность в обращении невесты с женихом, которым соответствует нескромность в самом туалете невесты. Это достойно горького сожаления тем более, что не останется без худого влияния на последующие от­ношения вступающих в брак.

Если невеста хочет, чтобы ее будущий муж дорожил ею и уважал ее, она должна заслужить это уважение, должна держать себя с достоинством в обращении с ним до свадьбы. Кто легко и дешево отдает себя в распоряжение другого, на того впоследствии будут смотреть, как на малоценную вещь. Взаимное уважение, какое должно существовать между супругами всю жизнь, большей частью бывает плодом до­стойного уважения поведения их до свадьбы. Невеста -это такой цветок, до которого не должна касаться грубая рука. Посему каждая невеста должна себя вести так, чтобы не подавать повода к таким грубым прикосновениям. "За­бывает ли девица украшение свое, невеста - наряд свой?" - говорит Господь устами пророка Иеремии (2, 32).

Вообще и невеста, и жених должны вести себя так, чтобы их поведение могло быть благотворным для них в нравственном отношении на все последующее время. Пусть жених и невеста друг для друга одеваются опрятно и со вкусом - это хорошо; но главным образом пусть украшают себя христианским благочестием и благоповедением, пусть заботятся не столько о том, чтобы производить друг на друга выгодное впечатление нарядом и вообще наружными манерами, сколько о том, чтобы оказывать благотворное нравственное влияние друг на друга. Многие глубоко падшие люди были спасены от окончательной погибели единственно тем, что Господь по неизреченной Своей милости даровал им в спутники жизни нравственно чистое и благочестивое существо, влиянию которого они покорились с самых первых шагов сближения с ним. Говорят: "Женится - переменится". Для многих начало этой благотворной перемены, этой сте­пенной жизни, совпадает со временем помолвки или об-

ручения. С этого времени начинается для них новая жизнь, и в их сердце, заросшем тернием и волчцами порока, очи­щается место для благодатного посева.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...