Образование как социокультурный феномен
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.
Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма, как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса. Итак, образование как социальное явление - это, прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так, как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление - это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
Образование как социальное явление - это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский). Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Целью образования является передача новому поколению и усвоение им опыта предшествующих поколений. Образование играет исключительно важную роль в процессе нормального функционирования и развития общества. Поэтому изучение сферы образование является актуальным в любое время. Социологи обращают на образование самое пристальное внимание. В рамках социологии изучением образования занимается социология образования. Это одна из отраслей социологии, которая развивается давно и успешно. Ее становление началось в конце XIX века в связи с поисками целостного системного видения образования и в результате все более разносторонних социальных исследований образования. Она особенно активно развивалась во второй половине XX века и сейчас является одной из крупных отраслей мировой социологии. Социология образования пытается все глубже понять проблемы неравенства в образовании, успешность его освоения людьми, его востребованность экономикой и множество других проблем. Этим она сложна и интересна. В своей дальнейшей работе я хочу более подробно рассказать о самом феномене образования, истории развития социологии образования, предметной области и об основных социологических подходах в изучении социологии образования.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН Образование - один из древнейших социальных институтов. Создание системы образования было обусловлено потребностями общества воспроизводить и передавать знания, умения, навыки, готовить новые поколения для жизни. В современном мире образование - сложное и многообразное общественное явление, сфера передачи, освоения и переработки знаний и социального опыта. Образование соединяет разные виды учебной и воспитательной деятельности, их содержание в единую социальную систему, ориентирует на социальные нужды общества.
Образование как система - это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование - это система проектирования, будущего [1, с.19]. Сегодня образование занимает одну из ведущих позиций среди социальных институтов общества. Ведь благо человека, положение культуры и духовности в обществе, темпы экономического, научно-технического, политического и социального прогресса именно и зависят от качества и уровня образования. Кроме того, образование - это не просто деятельность по обучению и воспитанию, а особая организованная, структурализированная, ролевая деятельность, которая опирается на специальные учреждения и регулируется специальными нормами. В настоящее время образование ассоциируется с успешностью, развитием личности и ее самореализацией. Для государства уровень и качество образования является показателем его развития, стабильности и мощности. При помощи системы образования происходит социализация личности. Занимательным является то, что с одной стороны образование изменяется обществом, а с другой - активно воздействует на общности людей, формируя и преобразуя их. Феномен образования изучают многие науки, но все они рассматривают его под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Социологию же интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. В рамках социологии изучением образовательного процесса, механизма овладения людьми накопленной информацией, передачи этих знаний занимается отрасль социологической науки - социология образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|