Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование как социокультурный феномен

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…………  
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН …………………………  
1. История становления образования, как социального института ……………………  
2. Социологические методы изучения сферы образования.………………………….  
3. Основные социологические подходы к изучению социологии образования ………  
4. Функции образования …………………………………………………………..…….  
5. Особенности образования в современный период …………………………………..  
6. Образование как социальный институт, феномен культуры …..…………………..  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...…………………………………………………………………….....  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………......................  

 

ВВЕДЕНИЕ

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.

Некоторые ученые понимают социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и само­реализацию личности. Причем такие задачи решаются как сти­хийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность).

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма, как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса.

Итак, образование как социальное явление - это, прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так, как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Образование как социальное явление - это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Образование как социальное явление - это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский).

Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Целью образования является передача новому поколению и усвоение им опыта предшествующих поколений. Образование играет исключительно важную роль в процессе нормального функционирования и развития общества. Поэтому изучение сферы образование является актуальным в любое время.

Социологи обращают на образование самое пристальное внимание. В рамках социологии изучением образования занимается социология образования. Это одна из отраслей социологии, которая развивается давно и успешно. Ее становление началось в конце XIX века в связи с поисками целостного системного видения образования и в результате все более разносторонних социальных исследований образования. Она особенно активно развивалась во второй половине XX века и сейчас является одной из крупных отраслей мировой социологии.

Социология образования пытается все глубже понять проблемы неравенства в образовании, успешность его освоения людьми, его востребованность экономикой и множество других проблем. Этим она сложна и интересна.

В своей дальнейшей работе я хочу более подробно рассказать о самом феномене образования, истории развития социологии образования, предметной области и об основных социологических подходах в изучении социологии образования.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Образование - один из древнейших социальных институтов. Создание системы образования было обусловлено потребностями общества воспроизводить и передавать знания, умения, навыки, готовить новые поколения для жизни. В современном мире образование - сложное и многообразное общественное явление, сфера передачи, освоения и переработки знаний и социального опыта. Образование соединяет разные виды учебной и воспитательной деятельности, их содержание в единую социальную систему, ориентирует на социальные нужды общества.

Образование как система - это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование - это система проектирования, будущего [1, с.19].

Сегодня образование занимает одну из ведущих позиций среди социальных институтов общества. Ведь благо человека, положение культуры и духовности в обществе, темпы экономического, научно-технического, политического и социального прогресса именно и зависят от качества и уровня образования.

Кроме того, образование - это не просто деятельность по обучению и воспитанию, а особая организованная, структурализированная, ролевая деятельность, которая опирается на специальные учреждения и регулируется специальными нормами.

В настоящее время образование ассоциируется с успешностью, развитием личности и ее самореализацией. Для государства уровень и качество образования является показателем его развития, стабильности и мощности. При помощи системы образования происходит социализация личности. Занимательным является то, что с одной стороны образование изменяется обществом, а с другой - активно воздействует на общности людей, формируя и преобразуя их.

Феномен образования изучают многие науки, но все они рассматривают его под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Социологию же интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

В рамках социологии изучением образовательного процесса, механизма овладения людьми накопленной информацией, передачи этих знаний занимается отрасль социологической науки - социология образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...