Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные социологические подходы к изучению социологии образования

Школа институционального анализа.

Представители этого течения особое внимание уделяют изучению социального института, который рассматривается как система норм, статусов и ролей, связанных между собой какой-либо социальной потребностью. В этом случае человек рассматривается как носитель определенных потребностей и ценностей.

В начале XX века представители институционализма занимались изучением связей образования с другими институтами - экономики, семьи, управления и религии. При этом подчеркивалось, что изменения в системе образования происходят под давлением других институтов. Особое внимание институционалисты уделяли функциям образования, они считали, что функции образования меняются в соответствии с потребностями общества. Основные положения институционализма гласят: институты необходимы для социального контроля; в разных сообществах институты имеют различные формы; все институты взаимосвязаны, и изменения в одних вызывают перемены в других; изменения форм институтов обусловлено изменением общественных потребностей; институциональные изменения связаны с процессами длительного исторического характера [6, с. 57].

Институционалисты считали, что образование есть важная составляющая часть общесоциальных процессов. Согласно их точки зрения, образование значительно увеличивает шансы общества на выживание. Сегодня многие из этих идей остаются востребованными и применяются при изучении образовательных процессов. Необходимо отметить, что сегодня наряду с институциональными стали использоваться другие идеи и подходы.

Теории функционализма.

Функционализм основан на биологических теориях, согласно которым живые организмы состоят из жизненно важных частей, каждая из которых выполняет свою функцию. Аналогично в обществе существуют институты, которые выполняют важные для него функции. В этом случае значительным является то, насколько согласованно работают эти институты. Ведь потеря равновесия ведет к дисфункциональности сначала самих институтов, а позже и общества в целом. Но в некоторых случаях одни институты берут на себя выполнение нескольких функций других. Таким образом, в настоящее время, образование выполняет некоторые образовательные функции религии, а также воспитательные функции семьи. В современном обществе образовательные функции семьи и церкви стали гораздо менее значимыми, поскольку сегодня нельзя воспитывать детей только по собственному подобию или традиционному образцу. В связи с постоянным изменением окружающей нас действительности, ценностные ориентации и поведенческие практики старшего поколения все быстрее устаревают и становятся невостребованными. Поэтому необходимые в сегодняшней жизни современные знания семья просто не в состоянии обеспечить. В силу всего этого возрастает значимость образовательных структур.

Представители функционализма считают, что система образования предназначена для усвоения господствующих в обществе ценностей и формирования единого национального сознания, поэтому школа должна обеспечивать знание родного языка, истории государства.

Теории конфликта.

Сфера образования очень часто становится полем и предметом социальных конфликтов. Многие ученые пытались применить в образовании теорию конфликта, но наибольшую известность получили концепции конфликтной модели общества Р. Даренфорда, общей теории конфликта К. Боулдинга и позитивно-функционального конфликта Л. Козера. Карл Маркс был основоположником конфликтного подхода. Он считал, что социальные идеи являются выражением экономических интересов. В сферу теорий конфликта входят такие важные интересы, как расширение борьбы за право на образование, вопросы профессиональных объединений учителей, студенческие бунты и протесты, ограничения индивидуальной свободы, включение общественных организаций в сферу образования. Но при этом конфликты носят и позитивный характер. Так Б. Мерсер и Г. Коуви подчеркивают, что конфликты способствуют сближению внутри группы, так при возникновении «внешней угрозы», коллектив становится более сплоченным, также в результате некоторых конфликтов происходит создание новых норм и отношений.

В настоящее время все эти теории широко используются исследователями образования.

 

Функции образования

Связь образования со всеми сферами общественной жизни реализуется непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи.

Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Социальный контроль. Образование в конечном итоге определяет позицию человека в обществе, его возможности, цели, достигаемые в обществе и способы вознаграждения за труды, сам труд, мировоззрение и т.д.

1. Трансляция и распространение культуры в обществе.

Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии. Из неё исходит такая функция образования как генерирование, сохранение культуры общества.

2. Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой.

3. Инновация в сфере культуры осуществляется через образование избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.

4. Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидам познавательных навыков. Система образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель — не просто передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества. Мировые лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные технологии или иные модели, специально разработанных для других стран.

5. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему люди учатся понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии.

6. Воспитательная функция образования заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта. Украинская школа должна воспитывать у граждан высокое государственное достоинство, честность и благородство перед Родиной.

7. Обучающая функция образования заключается в обеспечении процесса овладения человеком знаниями, навыками и умениями в рамках учебных заведений и различных сфер жизнедеятельности общества.

Выше описанные функции образования являют собой составные части такой функции образования, как социализация личности, особенно молодёжи, и её интеграция в общество. Именно образовательные учреждения (и не только они) готовят определённые навыки у человека для выполнения им определённой социальной роли при определённом статусе.

Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций:

Функция воспроизводства - направлена на воспроиз­водство культуры, общественного опыта и способов дея­тельности в новых поколениях людей.

Функция развития - направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом.

На практике эти функции всегда взаимосвязаны:

Образование - это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими ду­ховно-культурными ценностями. У молодого поколения формируется ответственное отношение к усвоению, сохранению и обогащению как национального, так и общечело­веческого культурного наследия.

Образование - это средство социалиализации, станов­ления и развития человека как личности. Благодаря образова­нию молодежь приобщается к жизни общества, социали­зируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории Отечества, литературе, принципам мора­ли и здорового образа жизни служит предпосылкой для формирования у молодых людей общеразделяемой сис­темы ценностей, благодаря чему они становятся созна­тельными гражданами страны.

Образование - это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и са­моутверждения. Оно способствует социальной селекции, то есть отбору и дифференциации молодежи не только по способностям, но и в соответствии с их интересами, возможностями, ценностными ориентациями. Образова­ние обеспечивает социальную мобильность людей, часто открывает доступ к престижным должностям и званиям, является средством достижения успеха в обществе.

Образование - это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального про­гресса. Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного по­тенциала для формирования тенденций научно-техниче­ского развития и перспектив дальнейшего совершенство­вания общества.

Государственная ценность образования состоит в том, что нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непо­средственным образом зависит от состояния образователь­ной сферы и возможностей ее прогрессивного развития.

Общественная ценность образования не всегда совпада­ет с государственной. Очень часто государство лишь про­возглашает образовательные приоритеты, в то время как общество вынуждено подталкивать его к выполнению обе­щаний или изменению приоритетов.

Личностная ценность образования состоит в индивиду­ально-мотивированном отношении человека к содержанию, уровню и качеству своего собственного образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...