Учителем русского языка и литературы
Пример решения профессиональной задачи 1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0). Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, умеющих находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний, владеющих коммуникативными способностями. Для современного этапа обучения русскому языку и литературе характерна коммуникативная направленность. На первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Следует отметить, что у обучающихся слабо сформированы коммуникативные навыки. Дети не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
Главной задачей я считаю формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения. Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым навыком, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и др., поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста, самосовершенствования. Актуализация задачи. На уроках русского языка и литературы я сталкиваюсь с низким уровнем мотивации к овладению и пользованию коммуникативными навыками обучающихся. Вследствие этого возникают проблемы межличностного сотрудничества на уроке, во внеурочной деятельности. Основным контекстом решения проблемы повышения уровня мотивации к развитию коммуникативных навыков, на мой взгляд, является · в целом – использование на уроках и во внеурочной деятельности современных технологий, направленных на развитие коммуникативной компетенции обучающихся (коммуникативное обучение, ИКТ, игровое обучение и др.); · на уроках русского языка и литературы – формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами посредством систематического использования всех форм учебного диалога; докладов и сообщений; ролевых и деловых игр; учебных исследований и учебных проектов; обсуждений, дискуссий, диспутов; упражнений психологического тренинга общения; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; телекоммуникационных проектов, предполагающих составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений и др.
2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:
4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|