Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учителем русского языка и литературы

Пример решения профессиональной задачи

1. Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0).

Изменение приоритетных направлений развития современной системы образования ставит перед школой задачу формирования творческой личности, способной ориентироваться в многообразии окружающего мира. Это обусловлено качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, умеющих находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний, владеющих коммуникативными способностями.

Для современного этапа обучения русскому языку и литературе характерна коммуникативная направленность. На первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации.

Следует отметить, что у обучающихся слабо сформированы коммуникативные навыки. Дети не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Главной задачей я считаю формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.

Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым навыком, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и др., поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста, самосовершенствования.

Актуализация задачи. На уроках русского языка и литературы я сталкиваюсь с низким уровнем мотивации к овладению и пользованию коммуникативными навыками обучающихся. Вследствие этого возникают проблемы межличностного сотрудничества на уроке, во внеурочной деятельности.

Основным контекстом решения проблемы повышения уровня мотивации к развитию коммуникативных навыков, на мой взгляд, является

· в целом – использование на уроках и во внеурочной деятельности современных технологий, направленных на развитие коммуникативной компетенции обучающихся (коммуникативное обучение, ИКТ, игровое обучение и др.);

· на уроках русского языка и литературы – формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами посредством систематического использования всех форм учебного диалога; докладов и сообщений; ролевых и деловых игр; учебных исследований и учебных проектов; обсуждений, дискуссий, диспутов; упражнений психологического тренинга общения; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; телекоммуникационных проектов, предполагающих составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений и др.

 

2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос
1. Какие виды коммуникативных УУД существуют, каковы приемы их формирования на уроках русского языка и литературы? Какие методы и приемы способствуют повышению уровня мотивации к развитию коммуникативных навыков обучающихся? Изучение нормативных документов, методической литературы, поиск информации в интернет-источниках.
2. Что представляет собой предметная среда кабинета русского языка и литературы? Каковы возможности ее использования для реализации поставленной задачи? Анализ предметной среды кабинета, выбор средств обучения для наиболее эффективного решения поставленной задачи.
3. Каков уровень мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения у обучающихся класса? В чем причины низкого уровня мотивации? Проведение различных психолого-педагогических исследований по выявлению уровня мотивации совместно с психологами и анализ их результатов, беседы с классными руководителями, учителями-предметниками, наблюдение за обучающимися.
4. Какова предметная и метапредметная составляющая современного урока? Анализ и отбор предметного содержания и видов учебной деятельности, определение форм работы, позволяющих эффективно решить поставленную задачу.
5. Как спланировать учебную деятельность? Составление плана-конспекта урока, технологической карты.
6. Как изменился уровень мотивации к развитию коммуникативных навыков? Разработка приемов рефлексии для оценки эффективности урока.
7. Помог ли урок в решении поставленной задачи? Самоанализ урока

3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Содержание собираемой информации Источник информации Метод работы с информацией
1. Виды коммуникативных УУД, приемы их формирования на уроках русского языка и литературы. ФГОС ООО, примерная ООП, сайт «Открытый урок. 1 сентября» http://открытыйурок.рф/ и др.   Сбор и анализ информации, систематизация и составление конспектов, таблиц, схем.
2. Методы и приемы, способствующие повышению уровня мотивации к развитию коммуникативных навыков обучающихся. Сайт «Открытый урок. 1 сентября» http://открытыйурок.рф/ Сайт «Мультиурок» https://multiurok.ru Сайт «Педсовет» http://pedsovet.su/ Журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе»   Изучение методических материалов, систематизация путем составления сводных таблиц. Составление методической копилки по данной проблеме.

 

4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...