Описания применения конкретной технологии
Сформировать коммуникативные УУД и повысить уровень мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения позволяет использование на уроках технологии продуктивного чтения. Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с текстом на уроках: I этап. Работа с текстом до чтения. На этом этапе необходимо заинтересовать обучающихся, чтобы они осознали необходимость обращения к тексту художественного произведения. В среднем звене на основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. В старших классах на первом этапе можно предложить обучающимся отзывы критиков о произведении, причем эти отзывы должны быть противоречивыми. Например, работу над романом А.И. Гончарова «Обломов» я начинаю с цитат из статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» и книги П. Вайля и А. Гениса «Родная речь». Разный подход к трактовке образа главного героя вызывает интерес у детей и заставляет их обратиться к тексту произведения. Также на данном этапе проводится знакомство с биографией писателя. В среднем звене обращаю внимание на факты биографии, необходимые для понимания изучаемого произведения. Это можно сделать с помощью опережающих индивидуальных заданий, предполагающих исследовательскую и проектную деятельность обучающихся. Например, подготовить вопросы для викторины «На родине Н.В. Гоголя» (5 кл.), подготовить презентацию «Л.Н. Толстой и Ясная Поляна» (6 кл.) и др.
В старших классах при работе с биографией важно составить у обучающихся целостное представление о личности писателя. В этом хорошо помогают учебные фильмы, заочные и очные экскурсии на родину мастеров художественного слова. Например, на моих учеников огромное впечатление произвела экскурсия в Тарханы, на родину М.Ю. Лермонтова. Дети были потрясены многогранностью таланта поэта, глубоко прочувствовали трагичность его судьбы, поэтому работа по изучению его произведения «Герой нашего времени» прошла интересно и плодотворно. II этап. Работа с текстом во время чтения. Цель анализа текста на этом этапе – создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом. В 5 –6-м классах речь идёт о собственно анализе. В 7–8-м классах текст анализируется чаще в родовой и жанровой специфике, в 9-11-м классах – в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко-литературного процесса. На данном этапе я считаю обязательным составление цитатных планов, цитатных таблиц и характеристик героев, так как это помогает глубже проникнуть в художественную ткань произведения. Например, цитатный план «Ссора Троекурова и Дубровского» (по повести А.С. Пушкина «Дубровский», 6 кл.), таблица «Век нынешний и век минувший» (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», 9 кл.), характеристика «Ее сестра звалась Татьяна…» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», 9 кл.). Также на данном этапе работы я использую фрагменты экранизаций художественных произведений. Они помогают вызвать интерес к произведению, создать целостный образ, облегчают восприятие текста. Важно, чтобы просмотр фильма не заменил чтение самого произведения, поэтому я предлагаю ученикам сравнить художественный текст и его режиссерскую трактовку, выявить сходства и отличия, высказать и аргументировать свое мнение по поводу экранизации.
III этап. Работа с текстом после чтения. Цель этапа: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли. Важную роль на данном этапе играет концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Для беседы можно использовать различные типы вопросов: Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: То есть ты говоришь, что...?, Если я правильно понял, то...? (для предоставления собеседнику обратной связи). Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова почему? (направлены на установление причинно-следственных связей). Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица бы, а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: Что бы изменилось, если бы...?, Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого? Практические вопросы. Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: Как бы вы поступили на месте героя? Еще одним эффективным приемом является коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. В процессе обсуждения происходит выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. На данном этапе нельзя обойтись без выполнения творческих заданий. Я предлагаю обучающимся творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Например, проиллюстрировать басни И.А. Крылова (5 кл.), подготовить выставку «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» в кино и на сцене» (8 кл.) и др. Эффективным способом повышения мотивации обучающихся является использование игровых заданий, например, «Шапка вопросов», инсценировка эпизодов произведений, урок-путешествие, урок-ролевая или деловая игра и др.
В своей работе я использую задания, связанные с продуцированием обучающимися собственных текстов. Например, написать письмо шуточного содержания, состоящее из пословиц и поговорок (5 кл.), написать рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта (7 кл.), сочинить балладу (6 кл.) и др. Важной частью работы по повышению мотивации обучающихся является проведение читательских конференций и семинаров. В старших классах такая форма работы позволяет обратиться к произведениям, которые из-за недостатка учебных часов остаются за рамками школьной программы. Например, конференции «Романтизм в зарубежной литературе XIX века» (9 кл.), «Реализм в зарубежной литературе XIX века» (10 кл.), «Русская литература на современном этапе развития» (11 кл.) и др. В процессе этих конференций обучающиеся обогащают свой читательский опыт, знакомятся с опытом одноклассников и обращаются к произведениям, которые они рекомендуют для чтения. В старших классах большую роль в развитии речевых УУД и повышении мотивации обучающихся играет научно-исследовательская деятельность. Все ученики 9-11 классов нашей гимназии должны написать реферат по одному из учебных предметов. Многие выбирают литературу. Я стараюсь предложить ребятам интересные темы для исследования, выходящие за рамки программы. Например, «Проблема эмансипации женщин в русской литературе второй половины XIX века», «Роль снов в русской литературе XIX века», «Образ «благородного разбойника» в русской и зарубежной литературе XIX века», «Образ города в лирике поэтов Серебряного века», «Влияние жанра хокку на русскую литературу» и др. В процессе работы дети существенно расширяют свой кругозор, совершенствуют навыки анализа текста художественного произведения, учатся обобщать и систематизировать материал. Также они имеют возможность проявить свой творческий потенциал, готовя презентации и выступая со своим рефератом на ежегодной научно-практической конференции в гимназии. Элементами предметной среды, помогающими в применении данной технологии, являются доска, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер учителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|