Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к классификации современного красноречия

Понятие красноречия

 

Слово красноречие употребляется в наших разговорах довольно часто.

Научное определение термина красноречие, по-видимому, должно выглядеть так:

 

КРАСНОРЕЧИЕ – 1) ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать; 2) совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения (поэтому существует красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое).

 

 

В русской риторико -стилистической традиции термин красноречие имеет ясные корни. Он восходит к греческим словам типа crhstologia, kalologia, euglwttotatos, kallifwnia (златоречие, краснословие, доброязычник, красогласование), латинскому eloquentia. В древнерусской традиции слова с корнем “крас-” более позднего происхождения, нежели с корнями “добр-” и “благ-” (добрословие, благоречие). До XVII века они почти не встречаются, а в XVII веке более часты варианты “краснословие” (в первой русской “Риторике” 1620 г.) и “красноглаголание” (в Словаре Епифания Славинецкого). Впервые К. встречается в сочинениях его хулителя протопопа Аввакума: “… не словес красных Бог слушает, …но любви с прочими добродетельми хощет, того ради и я не брегу о красноречии” (“Житие протопопа Аввакума”); “Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но здравым глаголом последующе, поживите” (“Книга толкований”). Хотя другие староообрядцы “отцы-златоусты” Семен и Андрей Денисовы, основатели Выговской словесной школы, реабилитировали риторику, слово К. у них не встречается.

 

 

Инициатором ввода слова К. в русскую науку был М.В.Ломоносов. Если первый рукописный вариант его учебника 1743 г. имел название “Краткое руководство к риторике”, то второй, изданный печатно и получивший распространение, получил название “Краткое руководство к красноречию” (1748). У М.В. Ломоносова, оформившего научную классификацию “словесных наук”, ясно различены термины риторика и К.: “Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и писать…” (1743), а “красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению” (1747). Таким образом, риторика – это “наука”, “учение”, правила, а Красноречие. – “искусство, способность, умение говорить и писать. Вместе с тем К. также и состав текстов словесности, если употребить взятый впоследствии термин. Говоря о “правилах обоего красноречия: оратории и поэзии”, Ломоносов понимает под красноречием совокупность текстов словесных произведений. Именно в этом смысле будут исследоваться впоследствии разные виды красноречия: судебное, политическое, торжественное, церковное, академическое и т.д.

 

 

Данное понимание термина Красноречие четко прослеживается в последующей русской традиции в риториках и теориях словесности конца XVIII – первой половины XIX веков. Так, М. М.Сперанский начинает учебник “Правила высшего красноречия” словами: “Основания красноречия суть страсти… Обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром… И вот то, что я собственно называется риторикою”. Риторика есть “средство усилить красноречие”, даруемое природой.

 

 

Ср. у А.Ф.Мерзлякова: “Риторика заключает в себе полную теорию красноречия. Красноречие … есть способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целю говорящего или пишущего. Древние под именем красноречия разумели единственно искусство оратора, а под именем риторики – правила, служащие к образованию оратора”. Термин К. четко отделяется от витийства и словесности у Я. В.Толмачева: словесность – “природная, обыкновенная способность изъяснять свои мысли и чувствования голосом” и не имеет “отличительных качеств”, а красноречие - “способность, показывающая отличное искусство выражать оное ясно и красиво”; витийство - “способность... выражать сильно и убедительно”. Способность получается человеком от природы, а “искусство... приобретается наукою: сию науку называют риторикою. Итак, риторика есть та наука, которая содержит правила, руководствующие к красноречию и витийству”. Я. В.Толмачев дает и самое краткое определение риторики: “наука красноречия”, а “предметом риторики можно почесть систему правил, касающихся до красноречия”.

 

 

После критики риторики в середине XIX века и выведения ее из состава преподавания термин К. потерял свою определенность и в настоящее время употребляется в достаточно широком смысле, хотя и не выходит за рамки двух указанных выше значений. Чаще всего можно встретить обсуждение природы К. в книгах афоризмов, мудрых мыслей, крылатых выражений. Причем многочисленными будут ссылки и на античных авторов (Платон, Цицерон и др.), и на зарубежных классиков, и на отечественную художественную литературу.

 

 

В современной научной литературе термин К. может употребляться как традиционный термин для обозначения области ораторского искусства - ср. ссылку Л. К. Граудиной на выделение до десяти родов и видов красноречия в русской риторике XIX века: духовное (церковно-богословское), академическое, судебное, дискутивно-полемическое, дипломатическое, парламентское, митинговое, торговое (коммерческое), военное, социально-бытовое. Данная классификация обычно повторяется в ряде современных пособий, в сущности, являясь классификацией видов профессионального общения.

 

 

Значение Красноречия как области ораторики несомненно восходит к описаниям “ораторства” в “Частной реторике” Н.Ф.Кошанского, который пользуется терминами “гражданское Красноречие”, “политическое К.”, “духовное Красноречие”, называя данный вид словесности “ораторством”. В определениях Н.Ф.Кошанским ораторства и витийства чувствуется влияние латинской ученой терминологии: “Ораторство, витийство (ars oratoria) есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других”, а “красноречие” описывается, скорее, метафорически или в терминологии искусства: “Оратор действует на разум красноречием ума, силою доказательств, убеждений - движет страсти красноречием сердца, жаром чувств, стремлением души”.

 

 

Таким образом, в современном русском научном языке термин Красноречия может быть ясно отделен по смыслу от термина риторика, сохраняя и развивая два своих классических значения: 1) природное дарование, способность, талант, искусство действовать словом; 2) область ораторского искусства, изучающая правила построения искусной монологической речи в разных сферах профессионального общения.

 

 

Подходы к классификации современного красноречия

 

Современная научная и методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по разным основаниям. Род определяют как раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью их ближайших целей, более определяющим является способ и форма монологической речи; вид есть жанр ораторского искусства, он в пределах рода является дальнейшей дифференциацией по ещё более конкретным признакам публичной речи). Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие на эмоциональные и рациональные и так далее. Наиболее полно дал классификацию современного красноречия Г.З.Апресян – за основу принят социально-функциональный признак речи. Выделил следующие роды красноречия:

 

- социально-политическое красноречие (доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчётный доклад, политическая, дипломатическая, агитаторская речи) может носить призывной или разъяснительный характер, отличительные черты: разнообразие изобразительных и эмоциональных средств, черты официального стиля, использование политических и экономических терминов;

 

- академическое красноречие (вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение), отличительные черты: научная терминология, аргументированность, логическая культура, сообщение сведений научного характера;

 

- судебное (обвинительная, защитная речи), отличительные черты: анализ фактического материала, использование данных экспертизы, ссылки на показания свидетелей, логичность, убедительность;

 

- социально-бытовое (юбилейная, застольная, поминальная речи), отличительные черты: призыв к чувствам, свободный план изложения, использование сравнения, метафоры, торжественный стиль.

 

Классификация современного красноречия Г.З.Апресяна расширена и уточнена Е.А. Михневичем – в основе представления о многообразии форм современной общественной жизни, учёт целей и функций публичной речи, а также способов и форм её произнесения.

 

А.К. Михальская подробно рассматривает речи: эпидейктическую, аргументирующую, информирующую. Эпидейктическую речь определяет как «речь на случай», речь торжественную, произносимую в речевых ситуациях особого рода:

 

- юбилеи, тосты, похвала лицу по особому случаю, похвала деятельности всего коллектива и его достижениям, похвала явлению (науке, общему делу, тому, что связывает людей, собравшихся «по случаю») – направлена на возбуждение положительных эмоций у слушателя;

 

- осуждение, порицание, хула «противостоящей» общности людей или её представителя, или её ценностей – возбуждает отрицательные эмоции.

 

Главной функцией и общей целью такой речи являются воодушевление и сплочение аудитории, задачей – призыв к чувствам, апелляция к эмоциональной сфере слушателя через обращение к вечным ценностям: к этическим законам и нормам, к добру и злу, к памятным событиям истории народа, к основам его веры, его традиций, то есть утверждение как общечеловеческих ценностей, так и определённых нравственных. Со времён Аристотеля существуют правила похвалы: за что? (мужество, благоразумие, бескорыстие, щедрость и другие добродетели) и как? (использовать усиления и преувеличения, сравнения).

 

Пример эпидейктической речи из риторики Н.Ф. Кошанского – выпускники учебного заведения благодарят наставников. («Приступ»): Ныне оставляем место воспитания, мирных трудов, забав … («Середина»): чувствуем, сколь велики благодеяния наставников, и не можем выразить словами нашу благодарность. Но если бы и могли, то не того они от нас желают. Они желают, чтобы мы оправдали их надежды и труды на деле тем-то и тем-то … («Конец»): дадим же обед исполнять их наставления во всю жизнь делом…

 

Информирующая речь – сообщение сведений, информирование аудитории. Успех обеспечивают умения оратора сделать речь интересной и понятной для слушателя. Интерес вызывают неожиданное название сообщения, проблемный вопрос и выраженная в нём «изюминка» темы; объяснение слушателям, зачем им нужна предъявляемая информация, как они её смогут использовать.

Аргументирующая речь – речь, убеждающая в правоте некого мнения, в необходимости некоего действия. Существует некий спорный вопрос, по которому есть или могут быть спорные мнения. Спорный вопрос – проблема речи, при подготовке которой необходимо чётко сформулировать свой тезис.

 

 

Судебное красноречие

Ораторское мастерство юристов, выступающих в судебных прениях, нередко называют судебным красноречием. Почему?

 

Вдумаемся в значение слова «красноречие»: красная речь, красивая, образная, яркая. М.В. Ломоносов писал, что «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить». Но может ли говорить «красно» прокурор, поддерживающий обвинение в убийстве? Уместна ли красивая, образная речь при изложении результатов судебно-медицинской экспертизы? или, например, при юридической квалификации преступления? при определении меры наказания подсудимому?

 

М.М. Сперанский определял красноречие как «дар потрясать души». Но как может потрясать души судебный оратор?

 

А.Ф. Кони различал понятия «красноречие» и «ораторское искусство». Красноречие он понимал как «дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений», то есть как умение говорить образно, как природное дарование. Ораторское же искусство, по его убеждению, «есть умение говорить грамотно, убедительно».

 

Обратимся к словарям.

 

Откроем Словарь живого великорусского языка В.И. Даля: Красноречие, краснословие, наука и уменье говорить и писать красно, убедительно и увлекательно; Посмотрим в Словарь русского языка С.И. Ожегова: Красноречие. 1. Дар слова, ораторский талант. 2. Ораторское искусство.

 

Читаем Словарь русского языка (в 4 томах): Красноречие. 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант. 2. Ораторское искусство.

 

Проверим по Словарю современного русского литературного языка (в 17 томах): Красноречие. 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант II Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.

 

Значит, красноречие - это умение говорить не только красиво, но и убедительно, это сочетание таланта и определенных знаний и умений.

 

Ораторское искусство понимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: это умение подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказать определенное воздействие на слушателей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать; это речевое мастерство.

 

Судебное красноречие, основное назначение которого — способствовать установлению истины по делу, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами Уголовно-процессуального кодекса и предполагает оценочно-правовой характер речи. Эту специфику охарактеризовал Н.П. Карабчевский: «Судебное красноречие — красноречие особого рода. На него нельзя смотреть лишь с точки зрения эстетики. Вся деятельность судебного оратора — деятельность боевая. Это вечный турнир перед возвышенной и недосягаемой «дамой с повязкой на глазах». Она слышит и считает удары, которые наносят друг другу противники, угадывает и каким орудием они наносятся». Тактика речи, ораторские приемы и речевые средства у каждого оратора свои, проверенные, отработанные. Одни покоряют судебную аудиторию силою своего вдохновения, другие — глубиной мысли и ясностью изложения. Но каждому судебному оратору важно уметь говорить доступно, грамотно, аргументировано. Это главное.

 

Возьмите для примера тексты судебных выступлений известных дореволюционных юристов К.К. Арсеньева, М.Ф. Громницкого, Н.В. Муравьева -язык их сухой, деловой. Вы не найдете в них ярких выражений, запоминающихся образов. Но речи глубоки по содержанию, аргументированы и убедительны, выводы обоснованы. Мысли излагаются точно, ясно и логично. Поэтому их справедливо считают образцами судебного ораторского искусства.

 

Значит, судебное ораторское искусство следует понимать как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями уголовно-процессуального закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

 

Судебное ораторское искусство связано с требованием логичности, убедительности. Доказательность - важнейшая черта рассуждении в судоговорении. Все положения в речи должны быть обоснованы, аргументированы.

 

Искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом судей и аудиторию. Проявляется оно и в умении оказать психологическое воздействие, в умении найти точные языковые средства для выражения мыслей, так как содержательная, ценная мысль нуждается в совершенной форме. Совершенство речи создает в судебной аудитории атмосферу доверия оратору

 

Говорить хорошо в суде - это говорить по существу, тщательно анализируя материалы дела, опираясь на нормы права; говорить доходчиво, логично, убедительно, в соответствии с нормами литературного языка. Красноречие же как «умение говорить красиво» является составной частью судебного ораторского искусства - эффективным средством эмоционального воздействия. Изобразительно-выразительные средства языка помогают судебному оратору акцентировать внимание суда на тех или иных деталях дела. Раскрывая картину преступления, объективно анализируя и оценивая действия подсудимого, мотивы преступления, его последствия, создавая психологическую характеристику подсудимого, судебный оратор тем самым «потрясает души слушателей». Безусловно, способствуют этому правильно выбранные языковые средства.

 

Требования к языку судебной речи в определенные эпохи претерпевают изменения. Если в дореволюционной России судебные ораторы, как правило, не употребляли речевых юридических стандартов, а многие адвокаты говорили с присяжными заседателями, «как говорят писатели с публикой», то в советский период считалось, что «всякие излишества, преследующие цель украшательства речи ради ее внешнего эффекта, могут только повредить делу и помешать достижению цели». Говорить рекомендовалось языком закона. Речь судебных ораторов стала клишированной, стандартизованной'. В настоящее время в соответствии с судебными реформами ощущается необходимость яркого, образного судоговорения. Сейчас актуальной становится мысль, высказанная когда-то Н.П. Карабчевским: «От внешней стороны речи требуется художественная цельность и целесообразная законченность».

 

Мастерство судебного оратора основывается на постоянном упорном, целенаправленном труде. Ведь оратор не только человек, который произносит речь; оратор — тот, кто обладает умением произносить речь, умением излагать свои мысли сразу перед множеством людей, кто владеет законами и приемами ораторского искусства. Судебный оратор — это человек, обязанный уметь говорить! Что значит «уметь»? В искусстве судоговорения «уметь» — значит свободно владеть всеми материалами дела, всеми доказательствами, ощущать форму своей речи, понимать ее значение, знать секреты профессии оратора. Четкое, ясное, безупречно аргументированное изложение своей позиции — важный признак культуры ораторского труда.

 

Чтобы приобрести умения, чтобы стать хорошим судебным оратором, нужно овладеть логикой рассуждения и изложения, методами убеждения, ораторскими приемами, методикой подготовки и произнесения убедительной, воздействующей речи. Для этого необходимо изучать теорию красноречия, опыт известных судебных ораторов, учиться на лучших образцах судебного ораторского мастерства. Кроме того, важно постоянно работать над совершенствованием речевых навыков. Напомним читателю знаменитые слова Марка Туллия Цицерона: «Поэтом рождаются, а оратором становятся». А теперь вернитесь к эпиграфам, данным в начале книги, прочитайте их еще раз, подумайте над ними.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...