Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составить памятку «Как составить обвинительную речь?»

 

Участвуя в судебных прениях, провозглашая обвинительную речь, прокурор выражает те окончательные и конечные выводы, к которым он пришел в результате судебного разбирательства уголовного дела, подводит итоги обвинительной деятельности. Выступление прокурора с обвинительной речью является одним из наиболее ответственных этапов поддержания обвинения в суде.

 

Согласно ст. 264 УПК Украины прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение. Он это делает от имени государства, от имени общества.

 

Речь прокурора в судебных прениях, в которой поддерживается государственное обвинение, содержит анализ доказательств, высказываются соображения о квалификации преступления, меру наказания и другие вопросы, имеющие значение для вынесения законного и обоснованные ного приговора, называется обвинительной речью прокурора.

 

Закон не определяет содержания обвинительной речи. Но поскольку доказывания обвинения в суде УПК Украины возложил на прокурора, то в своей речи он должен осветить вопросы, предусмотренные ст. 324 УПК:

 

1) имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;

 

2) имеет ли это деяние состав преступления и какой именно статьей уголовного закона он предусмотрен;

 

3) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;

 

4) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление;

 

5) имеются отягчающие или смягчающие ответственность подсудимого и какие именно;

 

6) следует в случаях, предусмотренных ст. 26 Уголовного кодекса Украины, признать подсудимого особо опасным рецидивистом;

 

7) какая мера наказания должна быть назначена подсудимому и должен ли он ее отбывать;

 

в форме исправительно-трудовой или воспитательно -трудовой колонии или в тюрьме должен отбывать наказание осужденный к лишению свободы;

 

9) подлежит ли удовлетворению предъявленный гражданский иск, в чью пользу и в каком размере, и подлежат возмещению убытки, причиненные потерпевшему, а также средства, потраченные учреждением здравоохранения на его стационарное лечение, если гражданский иск не был заявлен;

 

10) как поступить с имуществом, описанным для обеспечения гражданского иска и возможной его конфискацией;

 

11) как поступить с вещественными доказательствами, в частности с деньгами, ценностями и другими вещами, нажитыми преступным путем;

 

12) на кого должны быть положены судебные издержки и в каком размере;

 

13) какую меру пресечения следует избрать в отношении подсудимого;

 

14) следует в случаях, предусмотренных ст. 14 УК, применять к подсудимому принудительное лечение или установить над ним попечительство.

 

Такие вопросы решаются судом при постановлении приговора.

 

К этим вопросам прокурор должен дать также общественно-политическую оценку обстоятельств рассматриваемого дела; характеристику личности подсудимого, анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления.

 

Содержание и структура обвинительной речи определяются прежде обстоятельствам дела, местом его рассмотрения (дело рассматривается в суде или выездном заседании), составом аудитории, индивидуальными качествами прокурора и занятой им позицией по делу.

 

Идя в суд, прокурор должен знать, что он будет говорить, иметь тезисы или хотя план. Вот план речи одного из киевских прокуроров:

 

1. Суть предъявленного обвинения.

 

2. Что объясняет подсудимый.

 

3. Ложность его показаний подтверждается:

 

• протоколом осмотра от 10.03.19. г. (а. с. 16);

 

• протоколом обыска (а. с. 19);

 

• показаниям свидетеля – жены подсудимого (а. с. 28);

 

• заключению криминалистической экспертизы (а. с. 41).

 

4. Материальные ценности растратил подсудимый, косвенно подтверждается:

 

• показаниями сотрудников магазина и соседей о том, что подсудимый часто пьянствовал;

 

• показаниям шинкарки, что за выпивку всегда расплачивался подсудимый;

 

• показаниям жены подсудимого, зарплату человек полностью ей отдавал.

 

5. Обоснование юридической квалификации.

 

6. Предложения о мере наказания и судьбу гражданского иска. Можно выступать и без плана, как «выступил» один из прокуроров по делу о хулиганстве:

 

«Товарищи судьи! Нам все достаточно ясно. Подсудимый Карган сорвал с клумбы цветок. 1 нецензурно ругался на женщину с детьми, а затем устроил драку с мужчиной. В деле есть данные о том, что драка была, шум и крики также были. Прошу признать подсудимого виновным и дать ему три года»'.

 

Прокурорская практика выработала такую структуру обвинительной речи:

 

вводная часть;

 

фабула дела (изложение фактических обстоятельств преступления);

 

анализ и оценка собранных по делу доказательств (анализ доказательств);

 

обоснование квалификации преступления;

 

характеристика личности подсудимого;

 

обоснование предложений о мере наказания гражданскому иску;

 

• анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и предложений по их устранению;

 

• заключительная часть речи.

 

Не всегда обвинительная речь вмещает все перечисленные элементы в такой последовательности. Но на практике именно такая последовательность закрепилась и оправдала себя.

 

Содержание и структура обвинительной речи, ее построение не могут быть одинаковыми и неизменными для любого дела. Как не существует уголовных дел абсолютно похожих друг на друга, так и не должно быть речей, которые совпадают между собой. Поэтому прокурор должен уметь найти правильные предложения разных частей речи, распределить материал логично и последовательно.

 

Экспозиция, распределение материала – достаточно важный момент в риторском искусстве. «Умелая готовить, да не умела подавать» – меткая характеристика экспозиции и об этом следует помнить.

 

Введение

 

 

Риторика – теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Это наука об искусстве построения речи, правилах её произнесения с целью оказания желаемого воздействия на слушателя. Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории. По мнению Платона, ученика Древнегреческого философа Сократа, подлинное красноречие основано на значении истины. Платон считал, что, составляя речь, оратор должен чётко определить предмет этой речи, его сущность, а также познать души людей, для которых речь предназначена. Мысли Платона об ораторском искусстве были развиты его учеником Аристотелем. Одну из своих книг Аристотель посвятил самой речи. Большое внимание уделяется стилю. Общие требования к стилю: ясность, доступность, мягкость, изящество, благородство. Культура Древней Греции была воспринята Древним Римом. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона – крупнейшего древнеримского оратора, политика, писателя. Красоту речи Цицерон видел в её свежести, благородстве, страстности, логичности. Блестящий теоретик, он обобщил и осмыслил взгляды теоретиков и практиков красноречия.

 

Родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме риторика не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в средние века и в Новое время.

 

 

Заключение

 

 

Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Задачей риторики как теории искусства является всестороннее изучение красоты, энергичности и разумности человеческого слова, соотнесение этих свойств слова с чувствами, волей и разумом.

 

Список литературы:

1. Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1960.

2. Алексеев Н.С., Макарова Е.В. Ораторское искусство в суде. Л.,1985.

3. Владимиров Л.Е. Русский судебный оратор А.Ф. Кони. Харьков, 1989.

 

4. Тарнаев Н.Н. Судебные речи: Учеб. пособие. Иваново, 1983

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...