Понятие и динамика совокупного предложения. Факторы изменения совокупного предложения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта. Кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Форма кривой AS по-разному интерпретируется в классической и кеинсианскои школах. Классическая школа полагает, что кривая совокупного предложения AS вертикальная, кейнсианская школа – либо горизонтальная, либо имеющая положительный наклон. Современная экономическая наука полагает, что на различных стадиях воспроизводственного процесса могут иметь место три формы кривой совокупного предложения, которые можно объединить в одну кривую. Графически это представлено на рис. 12.3.
Рис. 12.3. Кривая совокупного предложения. Кривая совокупного предложения AS имеет сложный восходящий характер. Это объясняется тем, что вид данной кривой зависит от изменений издержек производства на единицу продукции, под которыми понимается частное от деления стоимости всех использованных ресурсов на общий объем продукции. Исходя из этого кривая совокупного предложения имеет три участка: горизонтальный, или кейнсианский; восходящий, или промежуточный; вертикальный, или классический. Первый участок кривой свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии спада, кризиса: существует недозагрузка производственных мощностей, фиксированный уровень цен и заработной платы, значительный уровень безработицы, т. е. экономика характеризуется наличием избыточных ресурсов, которые не задействованы. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов и при этом не оказать никакого давления на уровень цен. Так, производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, издержки на единицу продукции при расширении производства не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары.
Второй участок характеризуется тем, что изменение реального объема производства соответственно вызывает изменение цен. На этом участке производства вовлекаются дополнительные ресурсы, притом менее эффективные, так как расширение производства предполагает, что некоторым фирмам придется использовать старое и менее эффективное оборудование, нанимать менее квалифицированных рабочих и т. д. Поэтому издержки на единицу продукции увеличиваются и производители должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Третий участок кривой отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, максимальной загрузке производственных мощностей и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Так как экономика работает на полную мощность, то любое повышение цен не приведет к увеличению реального объема производства. Кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства при прочих равных условиях. Но когда эти условия (их называют неценовыми факторами совокупного предложения) изменяются, происходит смещение кривой совокупного предложения. К неценовым факторам совокупного предложения относят: изменение цен на ресурсы: внутренние ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности);
внешние (импортные) ресурсы; господство на рынке; изменения в производительности труда; изменения правовых норм: налоги с предприятий и субсидии; государственное регулирование. Когда один или несколько факторов изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции при данном уровне цен. Уменьшение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево. Смещение кривой от AS1 к AS2 на рис. 12.4 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что будет производиться больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. Рис. 12.4. Изменения совокупного предложения. На кейнсианском отрезке кривой увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства. Смещение кривой от AS1 к AS3 влево указывает на уменьшение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения будет производиться меньший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой снижение совокупного предложения означает увеличение уровня цен при различных уровнях объема национального производства. Совокупное предложение - это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено предпринимательским и государственным секторами при определенном уровне цен. Совокупное предложение может быть приравнено к величине валового национального продукта или к величине национального дохода: На величину совокупного предложения также оказывают влияние различные факторы. Изменение цен на ресурсы. Их повышение ведет к увеличению издержек производства и в результате к понижению совокупного предложения. Рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и соответственно к расширению совокупного предложения. Изменение условий бизнеса (налоги, субсидии). При повышении налогов издержки увеличиваются, совокупное предложение сокращается.
78.планировае и регулирование регионального развития. отечественный и зарубежный опыт Характерные признаки государственного регулирования регионального развития можно найти в истории большинства стран. В СССР и странах социалистической ориентации регулирование регионального развития являлось одной из важных подсистем государственного планирования и управления. Современные системы регулирования в странах рыночной экономики стали складываться в период мирового кризиса 1930-х гг. (особенно в США); они приобрели более развитые формы после второй мировой войны (особенно в Западной Европе) и периодически реформируются в последние десятилетия. Активизация деятельности государства в этой сфере отражает понимание того, что без решения региональных проблем нельзя достигнуть провозглашаемых правительствами большинства развитых стран национальных целей: полной занятости, улучшения качества жизни, справедливого распределения доходов, стабильногоэкономического роста и др. "Региональная политика государства -- сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, то есть связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой". Цели региональной экономической (или социально-экономической) политики (РЭП) при всем разнообразии формулировок в разных странах выражают компромисс между экономической эффективностью производства и социальной справедливостью в регионах. Экономические цели включают в себя: - оживление производства в депрессивных регионах, - создание полюсов роста и зон эффективного предпринимательства, - повышение конкурентоспособности регионального производства, - усиление межрегиональной экономической интеграции и т.д. Социальные цели включают в свой состав: - приоритетное увеличение занятости и доходов населения, - улучшение социальной инфраструктуры в наиболее отсталых регионах,
- расширение доступности общественных благ и т.д. Территориальное регулирование на Западе. Опыт ведущих стран. Сходство и различие с плановой экономикой. депрессивных регионов, охваченных массовой безработицей (Юго-Восток и др.). Осуществление проекта подъема отсталого района особенно результативно проявилось на примере комплексного освоения бассейна реки Теннесси на базе энергетики). В течение трех десятилетий этот район имел наивысшие темпы экономического роста и превратился в высокоразвитый производственно-территориальный комплекс. Во врем я второй мировой войны огромные государственные капиталовложения были сделаны в экономику тихоокеанских штатов. Федеральный совет регионального развития. В непосредствен ном управлении участвуют федеральные министерства, ведомства, агентства, местные органы администрации. Основной рычаг регулирования - федеральные субсидии, предоставляемые при условии долевого участия средств регионов. Для привлечения частного капитала федеральными властями широко используются налоговые льготы, особо льготные кредиты, государственные заказы и т. д.
Усовершенствовать управление развитием регионов и размещением производительных сил в России могло бы тщательное изучение и критическое использование не только зарубежного, но и собственного прошлого опыта территориального регулирования, который допускает сочетание с «рынком». Никакой натяжки или некорректности в такой постановке вопроса нет, наоборот, она полностью оправдана. Вместе с тем целесообразно использовать опыт бюджетного регулирования в СССР по применению стимулов мобилизации финансовых средств в регионах для вложений в экономику и социальную сферу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|