Из истории древнерусского языка: дописьменный и письменный периоды
УТЕРЯННЫЕ БУКВЫ РУССКОГО ЯЗЫКА Исполнитель: ученица 9 Б класса МОУ № 10 Иванова Анастасия Екатеринбург 2008 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Родной язык – главный фактор развития человека 1.2 Древнерусский и старославянский языки 1.3 О важности изучения древнерусского языка 1.4 Из истории древнерусского языка: дописьменный и письменный периоды 1.5 Абэцэ, абевега, азбука, алфавит 1.6. Влияние греческого и латинского алфавита на древнерусский алфавит 1.7 Древние славянские алфавиты: а) кириллица, б) глаголица 1.8 Сопоставление древнеславянской (древнерусской) буквицы и алфавита современного русского языка 1.9 Из истории русской орфографии: употребление «лишних» и дублетных с фонологической точки зрения букв кириллицы 1.10 О введении в русский алфавит новых букв 1.11 Названия и начертания букв алфавита современного русского языка 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 О пословицах и поговорках 2.2 Пословицы и поговорки, включающие буквы древнеславянской азбуки ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий. Славяне – особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях. Материальная жизнь древних славян, развитие их социальных отношений, духовная жизнь нашли отражение в их языке. При этом выявляются как некоторые унаследованные от предшествующих состояний явления, так и новые, сформировавшиеся именно в праславянскую эпоху представления и понятия, облеченные в словесную форму, а также то, что получило развитие уже в отдельных славянских языках отдельных групп славянства. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства.Вышесказанное определяет актуальность нашего исследования, поскольку древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и духовной культуры миграций – всей жизни древнерусского народа и его предков.
Объект исследования: алфавит русского языка. Предмет исследования: исчезнувшие буквы русского алфавита. Цель работы: выявить, где в современном русском языке встречаются исчезнувшие буквы древнеславянского алфавита. Задачи исследования: 1) изучить научную литературу по теме исследования и разработать методику исследования; 2) сопоставить древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявить исчезнувшие буквы русского алфавита; 3) отобрать и рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются исчезнувшие буквы русского алфавита; Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русского языка непосредственно на уроках, в спецкурсе по истории русского языка, а также при проведении дальнейших исследований в данном направлении. Структура работы определяется последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, в котором определяются основные параметры исследования; теоретической и практической частей; заключения и списка использованной литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Родной язык – главный фактор развития человека
Справедливо считается, что родной язык – главный фактор гармоничного развития человека. «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» – так определял К.Д. Ушинский значение изучения родного языка. Великие творения литературы, смелые открытия учёных, законы развития человеческого общества и многое другое познаётся с помощью языка.
Древнерусский и старославянский языки
Древнерусский язык – это язык, на котором говорили в прошлом (приблизительно с середины I до середины II тысячелетия) все восточные славяне, т.е. предки современных русских, украинцев и белорусов. Поэтому древнерусский язык называют ещё общевосточнославянским. Старославянский язык – это по происхождению язык древних македонских болгар (из южной группы славян), в силу ряда исторических причин ставший языком христианской религии и литературы у восточных славян (и не только у них) и поэтому оказавший влияние на древнерусский язык. Древнерусский язык существенно отличался по своему строю от любого из современных восточнославянских языков.
О важности изучения древнерусского языка
Изучение древнерусского языка необходимо для чтения и понимания памятников письменности на этом языке. Не менее важно изучение древнерусского языка для того, чтобы на основе разделения его на три разных языка понять тенденции дальнейшего развития каждого из них и в соответствии с этими тенденциями искать и формулировать целесообразные правила литературного произношения, орфографии и пунктуации.. В развитии языка отражается развитие мышления человека, поэтому изучение языка помогает понять, как менялось мировоззрение людей в те времена, от которых не осталось прямых письменных свидетельств. Кроме того, исследование древнерусского языка необходимо для чтения и понимания памятников письменности на этом языке, в то время, когда письменность начала зарождаться, а потом и развиваться. В истории языка отражается и социальная история говорящего на нём народа.
Из истории древнерусского языка: дописьменный и письменный периоды
В истории древнерусского языка выделяются два периода: дописьменный – до X–XI вв. и письменный (памятники восточнославянской письменности сохранились лишь с X–XI вв.). Но начало этому процессу познания заложено в букваре, изучение которого начинается с изучения азбуки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|