Произвольное и непроизвольное рисование
ВВЕДЕНИЕ
Психологический анализ рисунка в качестве метода психологического исследования берет свое начало в первой четверти XX века. Трудно установить, кто из исследователей был первым. В 1913 г. Э. Торндайком была проведена работа по классификации рисунков и их качественной оценки. В 1921 г. К. Барт составил количественную шкалу для оценки рисунка мужской фигуры, выполненного детьми от трех до четырнадцати лет. В работе Ф. Гудинаф был использован тест «Нарисуй человека». Затем возникли другие тесты, в частности, тест «Дерево» К. Коха, идея которого принадлежала Э. Хушеру, использовавшего рисунок дерева в качестве психометрического инструмента. Использование тестов привело к тому, что появлялись все новые и новые работы, в которых содержались более подробные сведения о тестах. К 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, в которой насчитывалось более четырех с половиной тысяч рисунков. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно «простое дерево», а затем «мертвое», «замерзшее», «счастливое», «испуганное», «грустное» и «умирающее» деревья. В 1948 г. Дж. Буком был предложен тест «Дом. Дерево. Человек». Выбор этих объектов был обоснован тем, что они знакомы каждому обследуемому. По мнению Бука, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, которая содержала тщательный анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. В 1978 г. вышла в свет работа Р. Стора, которая основана на статистической валидизации, в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве восьмисот двадцати человек от четырех до шестидесяти лет. К настоящему времени интерпретация теста «Дерево» по Стору является наиболее проработанной. К тесту «Нарисуй человека» также неоднократно возвращались. Д. Харрис в 1963 г. предложил модификацию теста, в которой рисунок человека выполнялся в трех вариантах — «мужчина», «женщина» и «автопортрет».
Количество публикаций по анализу рисунков за последние годы значительно возросло. В отечественной психологии графические тесты вызвали закономерный интерес. Появились исследования, позволяющие разглядеть в рисунке ряд существенных для психологической диагностики признаков, таких как моторные, личностные, интеллектуальные, опыт усвоения общечеловеческой культуры. Было показано, что появление и совершенствование отдельных элементов рисунка отражает развитие специфических функций, которые связаны с графической деятельностью, такие как восприятие, представление, сенсомоторная координация, а также общий уровень психического развития и наличие патологии. К настоящему времени уже нет сомнения в том, что рисунок — это один из важнейших источников знаний о психике человека, с помощью которого можно установить множество качественной и количественной информации, валидизировать их и успешно использовать в практике психодиагностического обследования. Рисунок — изображение, выполненное от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний), является мощным средством познания действительности. Существуют многочисленные разновидности рисунка, которые различаются по методам рисования, темам, жанрам, назначению, технике и особенностям исполнения. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего его мира и его внутреннего состояния, содержания фантазий, воображения. Рисунок отражает уровень образного развития и уровень графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, социальных, политических, этических и эстетических идей. В то же время рисунок есть и эстетическое явление, имеющее длительную историю, которая насчитывает тысячи лет. Рисунок известен человечеству с глубокой древности. Считается, что впервые люди увидели рисунок, выполненный углем на стене пещеры, который являлся абрисом теней, отброшенных сидящими у костра людьми. Рисунки различаются по методам рисования, темам, жанрам, содержанию, технике исполнения, настроению, композиции. На эти особенности больше обращают внимание искусствоведы, психологический же анализ рисунка должен опираться на иные показатели.
Произвольное и непроизвольное рисование
Произвольное рисование – это рисование под контролем сознания, как правило, на заданную тему, с определенной целью. Например, что-то изобразить, показать другому человеку заинтересованность в теме рисования и т.д. Непроизвольное рисование – это способ бессознательной саморегуляции. Рисунки скрашивают томительное ожидание, выражая непроизвольное напряжение, позволяя разрядиться социально приемлемым способом. Непроизвольные рисунки позволяют сохранить душевное равновесие в обстоятельства психологического давления на личность. Кроме того, непроизвольное рисование – это способ самовыражения для любого человека. С этой точки зрения нетворческих людей просто нет. Непроизвольное рисование отчасти заменяет общение с другими людьми – есть возможность пообщаться с одним из самых любимых и знакомых людей – с самим собой. В непроизвольных рисунках находят выход наши бессознательные потребности, ожидания, мысли, чувства. Рисунок одного и того же предмета будет разным в зависимости от настроения и актуальных потребностей личности. Психотерапевтический эффект прослеживается не только у детей, которые в силу возраста любят и хотят рисовать, но и у взрослых, многие из которых не брали в руки карандаш или кисточку со школьной скамьи. Самовыражение, являясь неизбежным результатом рисования, приводит к воплощению мыслей, чувств, возможности рассматривать их как бы со стороны, что и приводит к психотерапевтическому эффекту. Лечению рисованием поддаются тонкие, не выражаемые в словах нарушения, например, высокая, мешающая жить тревожность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|