Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы интерпретации рисунков

 

Интерпретируется, прежде всего, форма нажима. Сверхсильный нажим (возможно до дыр в листе) – психическое напряжение. Сильный нажим – амбициозность, решительность. Слабый нажим – неуверенность, депрессивность, возможно наличие хронического заболевания.

Далее рассматриваются преобладающие линии. Горизонтальные – слабость, женственность, боязливость. Отражают желание не высовываться или, даже, подчиняться. Вертикальные – уверенность, мужественность. Могут указывать на решительность, экспансивность, даже агрессивность. Удлиненные линии выдают импульсивный, легко возбудимый темперамент. Твердые удлиненные вертикальные линии свойственны личностям с практическим складом.

Далее интерпретируется размер рисунков и почерка. Сверхбольшие – экспансивность, маниакальность, стремление захватить все пространство. Маленькие – астеничность, депрессивность, скромность, даже чувство неполноценности, невысокую самооценку. Размер рисунка – довольно точный индикатор состояния человека. В состоянии приподнятости рисунки крупнее, чем с в состоянии депрессии.

Интерпретации подлежит расположение рисунка в пространстве. Вверху – нереальный оптимизм, внизу – неуверенность, сбоку – желание иметь поддержку, в центре – нормальное состояние души. При бессознательном рисовании можно проследить «движение» рисунков вверх или вниз. Движение вверх говорит о высоком уровне надежд, оптимизме. Движение вниз – о нарастающей безнадежности и пессимизме. Личности, располагающие рисунки в центре или вверху чувствуют себя более защищенными, чем личности, располагающие рисунки внизу листа.

Интересна интерпретация преобладающих цветов у детей и взрослых. Предпочтение желтого цвета. У детей – показатель развитой фантазии, мечтательности, непрактичности, предрасположенности к творческому и духовному. У взрослых – (согласно Люшеру) непосредственность, любознательность, склонность строить планы, мечтать, целеустремленность, оптимизм, новаторство.

 Предпочтение фиолетового цвета. У детей – показатель творческости, артистичности, мечтательности, развитой фантазии, любви к красивому, ранимости. У взрослых – стремление к интимности, мистичность, фантазийность, стремление познать мир через слияние с ним.

 Предпочтение красного цвета. У детей – показатель открытости, активности, живости и непоседливости, кипучей жизненной энергии. У взрослых – интерес к внешнему миру, стремление к движению, активность в поведении, мыслях и чувствах, соревновательность, стремление добиться успеха.

 Предпочтение синего цвета. У детей – показатель перенапряжения нервной системы, вызванного складом характера и высоким уровнем притязаний. У взрослых – стремление достичь цельности, пассивность, высокая чувствительность, некоторая отстраненность, холодность, спокойствие, настроенность сопереживать.

 Предпочтение зеленого цвета. У детей – показатель того, что ребенок чувствует себя незащищенно и нуждается в материнской любви. У взрослых – гибкость ума, стремление и умение защищаться, напряженное состояние, стремление удержаться на достигнутом уровне, претензия быть основоположником неоспоримых жизненных принципов.

 Предпочтение оранжевого цвета. У детей – показатель энергии, активности, но, одновременно, невозможности найти выход для разрядки напряжения. Такие дети очень беспокойны, суетливы, крикливы.

 Предпочтение коричневого цвета. У детей – показатель компенсаторных потребностей. Обычно проявлению таких потребностей предшествуют драматические события в жизни ребенка: неурядицы в семье, необходимость спасаться от стихийных бедствий и катастроф, долгие болезни. У взрослых – обостренное чувство «своих корней» – домашнего очага, своей семьи. У таких людей существует повышенная потребность в физическом благополучии, избавлении от проблем, вызывающих физические неудобства.

 Предпочтение черного цвета. У детей – как правило, показатель стрессового состояния, острого кризиса, говорит о необходимости психологической помощи. У взрослых – отвержение всего, возможно даже собственной жизни. Выбирая черный цвет, личность показывает, что все идет не так, как должно, как хотелось бы. Часто выбор этого цвета связан с суицидальными намерениями.

 Предпочтение серого цвета. У детей – показатель отгороженности от сверстников, стремления быть «тихим», скромным, показатель замкнутости, иногда усталости. У взрослых – это показатель желания, чтоб оставили в покое. Показатель нежелания вовлекаться, смотреть на все, в том числе и на собственные действия со стороны.

 Предпочтение белого цвета. У детей – показатель резкой внутренней перемены, когда все «начинается сначала». Такое бывает при резкой смене образа жизни, перемене окружения и т.п.

Необходимо учитывать цвет в жизни и культуре. В различных культурах цветам приписывают различное символическое значение. Но существенные различия в значениях цветов видны при сопоставлении восточных и западных их толкованиях. Между тем, существуют и общие точки зрения на значения цветов. Например,

Красный цвет – ассоциируется во всем мире с властью, кровью, огнем, войной, переворотом.

Белый цвет – обозначает чистоту, незапятнанность, святость, нечто неземное. Продолжая этот ряд, неизбежно приходишь к тому, что белый цвет может означать также и небытие, смерть. У некоторых народов принято хоронить в белых одеждах, в белых гробах, вывешивать траурные флаги белого цвета.

Черный цвет – несчастье, горе, траур. Обозначает также бездонность, великую тайну. Отсюда – любовь как великое и непонятное, сексуальность, плодородие и изобилие.

Желтый цвет – цвет солнца, зрелости. Но также у некоторых народов – цвет болезни (например, в Европе желтый крест – знак чумы), цвет ревности, и в Азии даже траурный цвет.

Синий цвет – у многих народов символизирует вечность, постоянство, расположение, верность. Сходство густого синего с черным придает ему у некоторых народов родственное с черным значение.

Зеленый цвет – символизирует юность, надежду, веселье, незрелость. У некоторых народов (например, в Иране) зеленый ассоциируется с несчастьем, скорбью.

Прослеживается взаимосвязь «Цвет – время года – темперамент». Предпочтение цветов человеком зависит от времени года. Сами времена года также ассоциируются с определенными цветами.

 Для европейца весна – ассоциируется с желтым цветом. Лето – с голубым. Осень – с красным. Зима – с синим.

 Н.Н. Обозов пишет о родственных различным темпераментам цветах.

Меланхолику родственен голубой цвет. Он действует на него успокаивающе, расслабляюще. Красный, оранжевый и желтый цвета придают меланхолику импульс к действию.

Флегматику родственен зеленый цвет. Этот цвет придает равновесие с внешним миром. Некоторые флегматики предпочитают зелено-желтые цвета, а некоторые сине-зеленые цвета.

Сангвинику родственен желтый цвет. Этот цвет действует на него оптимистично, веселяще, делает его приветливым. Дополнительный цвет – фиолетовый. Этот цвет способен несколько приглушить жизнерадостность и энергичность сангвиника.

Холерику родственен красный цвет. Холерикам нравится активность, стимулирующее начало этого цвета. Компенсируют, сдерживают такой темперамент голубые и зеленые цвета.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время рисунок прочно вошел в практику психологической диагностики и коррекции и стал одним из наиболее распространенных объектов психологического анализа. В отличие от других методов психологического изучения, например, опросников, рисунок имеет целый ряд преимуществ: а) он может быть использован на ранних этапах онтогенетического развития, начиная с двух-трех лет; б) применение рисунка в качестве теста занимает значительно меньше времени, чем использование ряда других тестов, тогда как его информативность может быть значительно выше; в) рисуночные тесты могут быть применены в широком спектре практических задач: диагностических, учебных, коррекционных, а также в различных областях психологии — от возрастной психологии, психологии творчества, медицинской психологии до социальной, юридической психологии и психологии труда; г) для психологического анализа рисунок предоставляет большой объем как качественных, так и количественных показателей, что позволяет осуществить проверку на степень их валидности и надежности — наиболее важным требованиям к психодиагностическим методикам.

Использование рисунка в психологии выдвигает определенные требования к специалистам. Для работы с рисунками необходим большой опыт. Рисунок раскрывает много возможностей, но и требует значительного труда и терпения от исследователей, чтобы эти возможности использовать. Психологический анализ рисунка возможен, а сведения, получаемые из такого рода анализа, целесообразно использовать в психодиагностической практике. Кроме того, любое изображение можно проанализировать как с точки зрения его качественных особенностей, так и с точки зрения его количественных составляющих. А это значит, что, как говорилось ранее, рисунок может быть проверен на степень его валидности и надежности. Количественные и качественные параметры оценки рисунка можно сопоставлять со многими другими параметрами психодиагностических методик. Рисуночные тесты, как особая разновидность психографических методов, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в рисунках содержится обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Последний, в свою очередь, в процессе общения с психологом использует не только слова, но и образы. Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что дает возможность построения на их основе естественных психологических классификаций и типологий, и это достигается значительно быстрее, чем применение других методов. Анализ рисунков, письма, «изобразительного языка» в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В.Психологический анализ рисунка и текста. - СПб., 2006;

2. Обозов Н.Н. Мир нашего «Я» в рисунке и почерке. – СПб, 1999;

3. Психология цвета / под ред. С.Л. Удовик. – М., 1996;

4. Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – М., 2002.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...