Тяговые цепи. Классификация. Конструкции. Основы расчета.
Тяговые цепи состоят из металлических деталей с подвижными элементами, соединенными шарнирно-пальцевыми деталями. Такие цепи применяются в конвейерах и элеваторах, где используются для перемещения грузов. Основные виды тяговых цепей: -пластинчатые. Бывают втулочные, катковые, роликовые и нестандартные. -вильчатые. Различают по типам фиксации шарнирно-пальцевых деталей: шайбой, шплинтом или штифтом-шпонкой. -разборные. Бывают с фиксированным валиком и с вращающимся валиком. -круглозвенные. Служат для подъема или подвеса груза. Бывают короткозвенные и длиннозвенные. Основными параметрами тяговой цепи являются шаг звена, разрушающая нагрузка, масса 1 м цепи, определяющим признаком является конструкция цепи. Круглозвенные сварные цепи (рис.1) изготавливаются из круглой легированной стали отрезками 1–2 м, соединяются в процессе сборки с грузонесущими элементами с помощью соединительных звеньев. А б Рис. 1. Круглозвенные сварные цепи: а – короткозвенные; б – длиннозвенные Преимущества круглозвенных цепей: простота конструкции; малая стоимость; пространственная гибкость; наличие открытого самоочищающегося шарнира. Недостатки круглозвенных цепей: малая площадь контакта звеньев; быстрое изнашивание; недостаточная точность изготовления звеньев. Литые цепи (рис. 2) имеют разнообразные конструкции, изготавливаются из ковкого чугуна. Рис. 2. Литая разборная цепь из ковкого чугуна: а – конструкция; б – способ сборки-разборки Преимущества литых цепей: малая стоимость; возможность изготовления звеньев сложной конфигурации. Недостатки литых цепей: большая масса; невысокая надежность. Литые цепи применяют в конвейерах с контурными скребками сложной конфигурации.
Комбинированные цепи (рис. 3) изготавливают из звеньев, отлитых из ковкого чугуна или стали заодно с втулками, и точеных стальных валиков, возможно сочетание литых внутренних звеньев с наружными штампованными звеньями из полосовой стали. Пластинчатыми являются цепи со звеньями из пластин, соединенных валиками или втулками. Для крепления грузонесущих элементов конвейеров к цепи пластины обычно выполняют с отверстиями или снабжают их полками с отверстиями. По конструкции узла шарнира пластинчатые цепи: - безвтулочные (рис. 4): - безроликовые; роликовые; - втулочные (рис. 5): без роликовые; роликовые; - катковые (рис. 6): с гладкими катками; с ребордами на катках. При легких режимах работы применяют пластинчатые безвтулочные цепи (рис. 4), которые имеют наиболее простую Рис. 3. Комбинированные цепи: а, б – безроликовые; в – роликовая конструкцию и низкую стоимость и применяются в конвейерах только при малых скоростях и невысоких нагрузках. Рис. 4. Пластинчатые цепи безвтулочные: 1 – безроликовые; 2 – роликовые Наиболее эффективными и имеющими широкое применение являются роликовые и катковые пластинчатые цепи. При перегибе цепи на звездочке давление между валиком и втулкой в шарнире распределяется по значительно большей поверхности, чем у безвтулочной цепи, поэтому при одинаковых усилиях давление и износ в шарнире получаются меньшими. При средних и тяжелых режимах работы используют втулочные (безроликовые и роликовые) (рис. 5) и катковые пластинчатые цепи (рис. 6). При применении на конвейере в качестве тягового элемента двух параллельных цепей отдельные валики выполняют иногда в виде сквозной оси, соединяющей обе цепи.
Рис.5. Пластинчатые цепи втулочные: 1 – безроликовые; 2 – роликовые Рис.6. Пластинчатые цепи катковые: 1 –
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|