Алгоритм процесса подготовки презентации
Итак, первый этап – определение цели презентации, второй – определение специфики аудитории (или определение целевой аудитории). Все начинается с цели. Вначале нужно четко ответить на вопрос: для чего вы презентуете проект? Какова ваша цель? Постарайтесь лаконично и конкретно сформулировать ее, например: «Хочу, чтобы приглашенные потенциальные инвесторы осознали эффективность вложения средств именно в мой проект», «Хочу продемонстрировать серьезное отношение к делу, профессионализм, сплоченность и высокую квалификацию членов моей команды» и т. д. Как правило, целью представления проекта является не столько информирование, сколько формирование позитивного отношения к нему слушателей. Стержнем презентации проекта должна стать
Её необходимо ясно сформулировать с самого начала. Именно на этот стержень присутствующие нанизывают получаемую в ходе презентации информацию. Но у вас есть и главная (итоговая) цель, о которой вслух вы не говорите. Вам нужно, чтобы после завершения вашего выступления слушатели думали определенным образом. И самое главное – поступали так, как это требуется вам. Хотя бы те из слушателей, кому в дальнейшем предстоит принимать решения по итогам обсуждения презентации проекта. Итак, на первом этапе подготовки вы должны отчетливо представить себе, какова ваша цель, какое воздействие вы собираетесь оказать на слушателей. Эта конкретная конечная цель презентации вами не озвучивается: к ее пониманию вы плавно и ненавязчиво подведете аудиторию во время своих рассуждений. После ясной и лаконичной формулировки цели пора подумать о той аудитории, для которой предназначена ваша презентация. Определение целевой аудитории – второй, неразрывно связанный с первым, этап подготовки. Потому что именно цель позволит вам точно сформулировать и поставить задачи, ясно представить, что должны от вас узнать слушатели, в чем убедиться и что сделать.
Помните, что существуют две точки зрения на проект — точка зрения заказчика (инвестора) и точка зрения исполнителя. Эффективная презентация должна полноценно отражать обе эти позиции. Поэтому анализ проблемной ситуации, прежде всего, должен учитывать позицию заказчика, а формулировки целей и ожидаемых результатов должны отвечать ожиданиям заказчика. Каждому приятно осознавать, что что-то делается специально для него. Люди будут слушать вас, если то, что вы говорите, интересно, важно и полезно для них. Каждый из присутствующих должен понимать, что тратит время не напрасно. Ключевой момент в достижении вашей главной цели – представить ее инвесторам так, чтобы она выглядела близкой к их целям. Для этого определите специфику вашей аудитории, составьте ее социально-психологический портрет. Постарайтесь найти то, что объединяет собравшихся людей. В составлении портрета помогут ответы на следующие вопросы: 1. Кто мои слушатели? Каковы их интересы? Возраст, социальный статус, пол. У каждой группы свои приоритеты и цели. Обязательно обратите внимание на наличие у ваших потенциальных слушателей опыта в той области, которой посвящена презентация. 2. Какую реакцию вы хотите получить от аудитории? Какого рода поддержку вы ожидаете? 3. Какие преимущества получат люди, если поддержат вас и ваш проект? Составленный социально-психологический портрет учитывайте и в отборе содержательной части презентации вашего проекта. Старайтесь использовать примеры, близкие и понятные данной аудитории. Ссылайтесь на то, что ей знакомо, используйте терминологию, которую люди понимают или могут использовать сами.
Если вы хорошо представляете себе интересы слушающих вас людей, значит, вы сбалансированно и обоснованно сможете использовать основные инструменты эффективной презентации: · содержание проекта, излагаемое с учетом потребностей и выгод потенциального заказчика, инвестора или потребителя; · эмоциональное воздействие – то впечатление, которое останется надолго и в не меньшей степени, чем содержание, сформирует отношение инвестора к проекту; · грамотно сформулированный визуальный ряд, иллюстрирующий содержание. Есть еще одно преимущество создания социально-психологического портрета целевой аудитории: заранее зная, кто будет вас слушать, вы легко сможете предугадать, какие вопросы, скорее всего, будут заданы – соответственно, у вас будет время продумать стратегии и тактики ответов. КАК РАЗРАБОТАТЬ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫСТРОИТЬ СТРУКТУРУ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА? Создать и описать универсальную систему разработки содержания невозможно, поскольку акценты в содержательной части презентации каждого проекта расставляются по-своему с учетом целей как самого проекта, так и его презентационной части. Однако некоторые общие моменты все-таки можно выявить. Перечислим ключевые содержательные составляющие презентации, которые отражают сбалансированность и внутреннюю связанность проекта: · краткая общая информация о проекте (название, краткое изложение идеи проекта); · обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации); · формулировка целей и задач проекта; · календарный план и механизм реализации проекта, включая при необходимости описание уникальных методик или технологий; · общая стоимость проекта, при необходимости — бюджет или смета расходов; · ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе (экономический или социальный). Работу над содержательной частью презентации советуем начать с подготовки подробного плана. Определите 3-4 основных вопроса, обозначьте их римскими цифрами, затем продолжите деление на пункты и подпункты, до тех пор, пока не получите четко структурированный план, каждый пункт которого прост и ясен для понимания. Хороший план включает в себя все, что должно произойти в ходе вашего выступления, он похож на план местности и его задача – дать вам благополучно добраться из пункта А в пункт Б. Конечный пункт Б в нашем случае – достижение главной цели презентации.
Тщательно продуманное содержание презентации проекта должно подчеркиваться ее четкой структурой. Грамотное структурирование облегчает слушателям восприятие информации. Во время выступления целесообразно придерживаться известного правила трех частей: введение – основная часть – заключение. После выступления следует вопросно-ответная часть. Таким образом, в структуре презентации выделяется четыре функциональные части, у каждой из которых свои задачи и средства:
Обратим ваше внимание на «ударные» части презентации – заключение и вступление. Да, именно в такой последовательности: при подготовке сначала пишется заключительная и только затем – вступительная часть. Почему? Потому что завершение – важнейшая часть презентации, которая больше всего должна запомниться слушателям. Содержание всей презентации должно быть нацелено именно на удачное завершение. Почти всегда люди принимают окончательное решение в момент завершения презентации. Поэтому в заключительной части еще раз напомните основную мысль, заострите внимание на ключевых деталях, подчеркните плюсы вашего предложения. Хотя по времени вступительная и заключительная части занимают от 10 до 30% общей длительности вашего выступления, однако общее впечатление от презентации проекта на 80% определяется ими. Вступление и заключение – самые яркие моменты презентации, в них должно быть продумано и взвешено каждое слово. Напомним, что закон риторического края гласит: лучше всего слушатели запоминают начало и окончание выступления. Существует множество полезных приемов, помогающих сделать эмоционально яркими и запоминающимися этих два наиболее важных структурных компонента. В одном из пособий мы нашли занимательный прием, позволяющий сделать финал презентации сильным и эффектным. Предлагаем его вашему вниманию.
В заключение выступления используются подряд несколько слов, начинающихся на одну и ту же букву. Это делает фразу более запоминающейся, например: «Золотое правило» презентации (Правило трех Д) При подготовке и проведении презентации надо тренировать следующие навыки: · умение вести Д иалог с аудиторией. · умение Д вигаться во время выступления. · умение организовывать Д ействие и вовлекать в него слушателей.
Запомните: Д иалог, Д вижение, Д ействие. Содержание основной части советуем разбивать на отдельные модули. Каждый модуль посвящайте отдельному вопросу и структурируйте по схеме: мини-вступление, основная часть с коротким резюме и «связка» для перехода к следующему модулю. Желательно, чтобы в презентации было не больше 3-4 таких модулей. Модульная структура облегчает не только изложение, но и восприятие материала, к тому же вы легко сможете варьировать длительность выступления. КАК ПОДГОТОВИТСЯ К ОТВЕТАМ НА ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА? Ответы на вопросы – обязательная структурная часть презентации, она следует после вашего выступления. Как правило, после слов: «У кого есть вопросы?» – наступает своеобразный «момент истины», в котором проверяется ваша внутренняя сила и степень владения материалом. Порой на этом этапе презентаторы напоминают профессиональных бойцов: они или нападают, или защищаются, оправдываясь. Заметим, что агрессивно-оборонительная позиция весьма непродуктивна. Гораздо больше очков вам принесет спокойствие и подчеркнуто нейтральное отношение к спрашивающему. Особенно пригодится на этом этапе умение беспристрастно оценивать суждение слушателя и находить в нем рациональное зерно. Вот несколько полезных советов: · При помощи «мозгового штурма» участников вашей команды составьте список возможных вопросов. Уверяем вас, что не менее 70% вопросов, которые будут вам заданы, вы сможете предвидеть. · Когда вам задают вопрос, старайтесь вникнуть в его суть, не начинайте в этот момент мысленно искать ответ. При ответе смотрите на всю аудиторию, а не только на человека, задавшего вам вопрос. · Во время ответа постарайтесь найти мостик между вопросом и основной мыслью. По максимуму используйте любую возможность продвижения основной идеи. Этот прием называется «привязка ответа к выступлению», например: «Вот почему работу над проектом надо начать как можно раньше». · Не превращайте ответ на вопрос в еще одну презентацию, вспомните афоризм А. Чехова: «Краткость – сестра таланта».
· При ответе повторите или перефразируйте вопрос. Например: Вопрос: Каким образом вы собираетесь осуществлять рекламное сопровождение проекта? Повторение: Каким образом мы собираемся осуществлять рекламное сопровождение проекта? Вопрос: Почему мы должны верить, что в будущем вы добьетесь увеличения показателей, если в этом году они у вас такие низкие? Перефразирование: Есть ли причина сомневаться в будущем? Обратите внимание! При использовании перефразирования вы становитесь источником вопроса в том виде, в каком это выгодно вам, и еще – есть гарантия, что собравшиеся услышат вопрос, на который вы отвечаете. · Часто слушатели пытаются спросить вас о чем-то непосредственно во время проведения презентации. Можно корректно сказать: «На все вопросы я отвечу чуть позже», либо совсем коротко ответить, если вопрос важный и ответ на него не нарушит структуры ваших рассуждений. Помните: отвечая подробно, вы легко можете сбиться с мысли и, нарушив регламент, рискуете не успеть сказать о самых важных моментах. · Закончить презентацию лучше удачным ответом на вопрос. Весь секрет умения отвечать на вопросы во время проведения презентации проекта состоит в том, чтобы предвидеть их и быть к ним готовым!!!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|