Тема 3. Анализ ассортимента продукции предприятия
Теория: Количественно оценить ассортимент товаров можно с помощью показателей ассортимента. Выделяют: 1. Широта ассортимента — отражает комплекс товаров, характеризующихся конкретным товарно-отраслевым признаком и в большинстве случаев группой товаров. Коэффициент широты (Кш) — выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому. Кш = Ш факт / Ш баз, Ш факт - количество всех групп товаров в магазине; Ш баз - принимаемая за основу для сравнения. Это количество всех групп товаров магазина-конкурента. Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того увеличиваются транспортные расходы. 2. Глубина ассортимента - более детализированный ассортимент, объединенный в комплексы, характеризующий подгруппы, виды товаров. Глубина характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Коэффициент глубины (Кг) - отношение фактического показателя глубины к базовому. Кг = Г факт / Г баз, Г факт - фактическое количество наименований товарных подгрупп в исследуемом магазине; Г баз - количество наименований товарных подгрупп магазина-конкурента. Широта и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
3. Насыщенность ассортимента - включает еще более развернутый ассортимент и характеризует количество отдельных товарных наименований (разновидностей товаров), входящих в каждую подгруппу. Коэффициент насыщенности (Кн) - отношение фактического показателя насыщенности к базовому. Кн = Н факт / Н баз, Н факт - все наименования товаров в ассортименте исследуемого магазина (количество наименований по ассортиментному перечню). Н баз - все наименования товаров в ассортименте магазина - конкурента. Чем больше насыщенность ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. Вместе с тем увеличение глубины ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей, наименований, чтобы информировать о них потребителей. Доведение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика. Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. 4. Устойчивость ассортимента характеризуется постоянным наличием в продаже определенного комплекса товаров, которые обеспечиваются ассортиментным перечнем или оптимальными условиями предприятия. Ассортиментный перечень - документ, содержащий перечень товаров или количество наименований по каждой товарной группе, находящейся в продаже. Ассортиментный перечень разрабатывается руководителем и согласовывается с местной администрацией. Несоблюдение его считается нарушением правил торговли.
Коэффициент устойчивости (Ку) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся спросом у потребителей к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп. Ку = Н фактич / Н факт, Н фактич - фактическое количество наименований товаров в исследуемом магазине; Н факт - количество наименований по ассортиментному перечню в исследуемом магазине. При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются. 5. Новизна ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. К новым товарам относятся товары, которые являются принципиально новыми по своей конструкции, а также товары, относящиеся к модификации, имеющим новую упаковку, состав, наполнители. Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кнов), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или фактической насыщенности). Кнов = Н / Н фактич, Н - количество новых товаров в общем ассортиментном перечне в исследуемом магазине. В условиях насыщенного рынка обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров. Причинами, побуждающими изготовителя-продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имеющих ранее аналогов. 6. Структура ассортимента (Сi) - характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.
Сi = (Аi ∙ 100%) / Si, Аi - количество отдельного товара в натуральном или денежном выражении; Si - суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении. При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация. Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.
Задание 1. По предложенным ниже данным заполните таблицу, просчитайте показатели ассортимента (широту, глубину, насыщенность, устойчивость и новизну ассортимента). Предложите направления оптимизации ассортимента. Базовыми показателями взяты показатели ассортимента магазина-конкурента «Мясновъ», так как он тоже специализируется на продаже мясных изделий и находится недалеко от исследуемого магазина: Ш баз =8; Г баз = 21; Н баз = 97. Дополнительные данные Н фактич = 51; Н нов = 4 Группировка ассортимента магазина «Ваши колбасы»: Колбасы вареные, сосиски, сардельки. Высшего сорта: «Докторская»; «Докторская в натуральной оболочке»; «Любительская»; «Прима»; «Сливочная»; «Телячья». Первого сорта: «Для завтрака»; «Молочная»; «Школьная». Второго сорта- «Семейная». Колбасы Полукопченые: «Дачная»; «Зернистая»; «Чесночная»; «Сервелат»; «Прима». Колбасы Варено-копченые: «Венская»; «Деликатесная»; «Московская»; «Салями»; «Сервелат». Колбасы сырокопченые: «Брауншвейгская.»; Зернистая.»; «Советская.»; «Советская в обсыпке»; «Московская». Колбасы сырокопченые колбасы в вакуумной упаковке (нарезка): «Брауншвейгская.»; «Зернистая.»; «Советская». Продукты из свинины и говядины копченые и копчено-вареные Ординарные: Ветчина «Для завтрака»; Ветчина «Любительская» Грудинка «Охотничья»; Корейка «Московская»; Орех «Мясной»; Шпик «Венгерския»; Шпик «Домашний»; Шпик копченный». Продукты из свинины и говядины копченые и копчено-вареные В вакуум. упаковке: Ветчина в форме; Грудинка «Охотничья»; Орех «Мясной». Продукты из свинины и говядины копченые и копчено-вареные - Деликатесы в вакуумной упаковке цельнокусковые: «Балык свиной»; «Бастурма»; Бекон «Мясницкий»; «Буженина»; «Говядина Любительская»; «Говядина по Восточному»; «Карбонат Праздничный»; Окорок «Деликатесный»; Филей «Охотничий»; Шейка «Экстра». Полуфабрикаты быстрого приготовления фасованные: «Гуляш из свинины пикантный»; «Мясо для шашлыка в маринаде»; «Люля-Кебаб»; Поджарка говяжья; Свинина для запекания. Фарш мясной: «Для начинки»; «Любительский»; «Особый»; «Домашний». Пельмени: «Столичные»; «Три богатыря»; «Поспел»; «Скоровар».
Таблица 1 – Группировка ассортимента магазина «Ваши колбасы»
Задание 2. Выполните ассортиментный анализ по данным таблицы. Составьте таблицу с плановыми показателями, закладывая туда свои предложения (то есть необходимо занести предлагаемые данные в аналогичную таблицу и еще раз обсчитать все показатели).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|