Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология проведения ассортиментного анализа

Считаем все вышеперечисленные показатели: объем выручки, рентабельность, коэффициент вклада на покрытие, операционный рычаг, точка безубыточности, запас финансовой прочности по каждому наименованию продукции.

Рентабельность = (выручка - себестоимость / выручка) ∙ 100%

Экономический смысл: доля прибыли в общем объеме выручки. Чем меньше рентабельность, тем меньше предприятие зарабатывает на продаже этого вида продукции. Нулевая рентабельность означает, что предприятие тратит на производство продукции столько же, сколько получает от его продажи. Если рентабельность отрицательная, то себестоимость превышает выручку от продаж, предприятие работает себе в убыток, производя и продавая эту продукцию. Понятие средней рентабельности сильно отличается в зависимости от отрасли. Так, в банковской сфере рентабельность может доходить до 100% и более, в торговле этот показатель находится в диапазоне 20 - 30%, в пищевой промышленности - 10 - 15%, в легкой промышленности 7 - 10%, в тяжелом машиностроении - 2 - 5%.

Коэффициент вклада на покрытие (КВП) = (выручка - переменные издержки)/ выручка

Экономический смысл: вклад каждого наименования продукции в покрытие постоянных издержек предприятия. Все переменные издержки необходимы для выпуска продукции. После того, как они окупились, дальнейшая продажа товара будет способствовать покрытию постоянных затрат, без которых предприятие может в принципе обойтись (затраты на рекламу, заработную плату управленческого персонала, административные траты и пр. можно снижать при необходимости). Таким образом, чем больше КВП позиции, тем больше она вносит в «фонд покрытия постоянных издержек», и, следовательно, тем более выгодна предприятию. Бывает так, что рентабельность невысока, а КВП высокий. Это означает, что необходимо повышать объем продаж данного товара. Средний уровень КВП для разных отраслей может различаться. Если КВП отрицателен, значит продажи продукции не покрывают даже переменных издержек.

Операционный рычаг = (выручка - переменные издержки)/ (выручка - себестоимость)

Экономический смысл: количественная оценка изменения прибыли в зависимости от изменения объема реализации. Операционный рычаг: показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%. Связан с уровнем предпринимательского риска: чем выше операционный рычаг, тем выше риск. Чем выше риск, тем больше возможное вознаграждение (также как и возможные потери). Для продукта с высоким значением операционного рычага положение ниже точки безубыточности сопряжено с большими убытками; достижение уровня безубыточности вознаграждается прибылью, быстро растущей с увеличением продаж. Ситуация с низким операционным рычагом сопряжена с меньшим риском, но также и с меньшим вознаграждением в форме прибыли - тем выше, чем ближе к точке безубыточности "расположен" объем продаж, с чем и связан высокий риск. При одинаковых суммарных затратах операционный рычаг тем больше, чем меньше доля переменных затрат, или чем больше доля постоянных затрат в общей сумме издержек. Операционный рычаг зависит от отрасли. Высокий уровень рычага соответствует фондоемким отраслям - машиностроению, судостроению. Низкий - пищевой и легкой промышленности, торговле. Если рентабельность позиции отрицательная (общая себестоимость > объем выручки), то в знаменателе появляется минус, что делает бессмысленным показатель операционного рычага (в таком случае он удаляется из расчета).

Точка безубыточного объема реализации продукции в рублевом эквиваленте: считается по формуле К = (выручка ∙ постоянные затраты) / (выручка – совокупные переменные затраты).

Запас финансовой прочности = (выручка - точка безубыточности / выручка) ∙ 100%

Экономический смысл: Запас финансовой прочности показывает, на сколько можно снизить объемы продаж товара прежде, чем будет достигнута точка безубыточности. Если рентабельность отрицательная, то и показатель запас финансовой прочности не рассматривается (запаса нет).

 


После того, как все показатели рассчитаны, начинаем их анализ:

1. Прежде всего, обращаем внимание на показатель рентабельности каждой позиции. Если среди ассортимента есть позиции с отрицательной рентабельностью, то сначала обращаем внимание на них. Для повышения уровня рентабельности мы можем поднять цену до уровня, не превышающего рыночные показатели. По позиции 4 «Казачья колбаса» поднимаем цену с $2,8 до $___. Если этого оказывается недостаточно, то для повышения рентабельности этой позиции, планируем увеличение ее объема реализации с 600 кг до ____ кг. В результате рентабельность данной позиции должна стать положительной.

2. Далее обращаем внимание на те позиции, которые имеют самый низкий вклад на покрытие. Коэффициент вклада на покрытие - это отношение вклада на покрытие постоянных затрат к выручке от реализации. Он показывает, какая доля выручки от реализации может использоваться на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше этот показатель, тем привлекательнее с финансовой точки зрения производство данного вида продукции. Поэтому наша задача повысить коэффициент вклада на покрытие. Этого можно достичь, повысив цену в пределах рыночных возможностей. По позициям 2 и 3 «Украинская колбаса» и «Охотничьи колбаски» самый низкий КВП - _____ и _____ соответственно. Повышаем цены по этим позициям с $5,10 до $_____ и ____ соответственно. В результате КВП также повышается до _____ и _____.

3. Далее рассматриваем позиции с самым высоким КВП, это самые выгодные позиции, поэтому имеет смысл увеличить объем продаж по ним до предельно возможного (как с точки зрения производственных мощностей, так и с точки зрения спроса). У нас три таких позиции: позиция 1 «Краковская колбаса», позиция 6 «Городская колбаса» и позиция 7 «Польская колбаса». Увеличиваем их объемы производства с 500 до _____ кг (Краковская колбаса), с 300 до ______ кг (Городская колбаса) и с 400 до ______ кг (Польская колбаса). Это приводит к повышению рентабельности этих позиций: позиция 1 - с _____% до _____%, позиция 6 - с _____% до _____% и позиция 7 - с ____% до ____%.

4. Далее анализируем показатель операционного рычага. Самый высокий этот показатель у позиции 5 «Одесская колбаса» - _____. Это значит, что это самая рискованная позиция, так как при недостижении точки безубыточности убытки будут больше, чем по другим наименованиям, также не достигших этой точки. Кроме того, по данной позиции самый низкий запас финансовой прочности, следовательно, необходимо повысить объемы производства, чтобы повысить запас финансовой прочности и снизить вероятность получения убытков. Кроме того, это довольно популярный вид колбасы, который постоянно пользуется спросом, поэтому мы имеем возможность увеличивать производство с 650 кг до _____ кг. Также анализ конкурентов показывает, что цена также может быть немного повышена с $3,0 до $___. Эти меры позволят повысить запас финансовой прочности с ____ до _____%. А также снизить операционный рычаг с ____ до _____ и повысить рентабельность с ____ до _____%.

5. И в заключении рассматриваем позицию с максимальной рентабельностью - в нашем случае это позиция 1 «Краковская колбаса» - рентабельность _____. У этой позиции также высокий КВП, поэтому мы увеличили ее плановый объем производства. Однако, спрос на позицию сокращается и чтобы добиться повышения объема продаж мы имеем возможность немного уменьшить цену с $_____ до $____. Это приведет к небольшому снижению рентабельности с _____ до _____%, однако позволит нам обеспечить запланированный объем продаж.

В результате внесенных корректив мы обеспечили повышение среднего уровня рентабельности с _____% до _____%. Кроме того, повысился запас финансовой прочности, снизился средний уровень операционного рычага, а следовательно и риска, повысился средний КВП.

 

Также, помимо приведенного в примере анализа в качестве контрольных, можно использовать и следующие вопросы:

- Выше ли объем продаж уровня безубыточности в целом

- Какие товары убыточны, но имеют высокий коэффициент вклада на покрытие. По этим наименованиям необходимо увеличить объемы производства.

- Какие продукты являются лидерами по доле в выручке и в прибыли. Этим позициям уделяется особое внимание, так как изменения в их цене или объемах больше других отразится на итоговых цифрах.


Таблица 2

Фактические данные (подгруппа «Колбасы полукопченые»)

№ п/п Наименование Объем выручки ($) Объем реализации (кг) Цена, кг ($) Переменные издержки 1 кг продукции Всего постоянных издержек ($) С/с общая ($) Рентабельность (%) Коэф. вклада на покрытие Точка безубыточности ($) Опера-ционный рычаг Запас финан-совой прочности
  Краковская     4,20 3,04 249,40            
  Украинская     5,10 4,39 174,58            
  Охотничьи колбаски     5,10 4,45 149,64            
  Казачья     2,80 2,35 299,28            
  Одесская     3,00 2,4 324,22            
  Городская     3,00 2,14 149,64            
  Польская     3,00 2,22 199,52            
  Среднее по группе                      

 

Таблица 3

Плановые показатели (Группа "Колбасы полукопченые")

№ п/п Наименование Объем выручки ($) Объем реализации (кг) Цена, кг ($) Переменные издержки 1 кг продукции Всего постоянных издержек ($) С/с общая ($) Рентабельность (%) Коэф. вклада на покрытие Точка безубыточности ($) Опера-ционный рычаг Запас финан-совой прочности
  Краковская                      
  Украинская                      
  Охотничьи колбаски                      
  Казачья                      
  Одесская                      
  Городская                      
  Польская                      
  Среднее по группе                      

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...