Понятие государственных минимальных социальных стандартов, их система и задачи установления
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 1. Экономические основы, составляющие минимальных государственных социально-экономических гарантий, льгот, социальной помощи и социальной поддержки, выплат и пособий различным слоям населения Введение (Слайд 1) Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят своё подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Система государственных социальных гарантий – это комплекс мер со стороны органов государственной власти, направленных на создание равных условий решения социальных проблем для различных групп населения. (Слайд 2) Задачами системы государственных социальных гарантий являются [1]: 1) сокращение уровня социально-экономической бедности среди населения; 2) укрепление безопасности граждан в социальном плане; 3) инвестирование средств в национальные проекты здравоохранения, жилья, образования и др.; 4) доступность медицинской помощи, образования и социального обеспечения для всех категорий граждан; 5) создание благоприятных экономических условий трудоспособному населению для достойного уровня жизни; 6) формирование эффективной системы социальной защиты для нуждающихся в поддержке граждан. Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям [2]: - необходимый и достаточный объем;
- обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами; - адресность; - учет территориальных особенностей; - механизм доведения до получателя. Задачи системы государственных социальных гарантий реализуются благодаря социальным обязательствам государства. Социальные обязательства государства – это конституционно или законодательно зафиксированная совокупность социальных благ (услуг, субсидий, льгот и т.п.), которые государство, и не только оно, обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя для определенной их части и по определенному кругу этих благ бесплатность последних (т.е. их предоставление за счет общественных, чаще всего бюджетных ресурсов)[3]. Социальные блага – это дефицитные ресурсы, которые присутствуют или доступны наибольшему количеству людей в наименьшем числе[4]. Социальная услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя[5]; – действие по оказанию неденежной поддержки гражданам и (или) семьям в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией[6]; – действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом[7]. Наравне с социальными услугами к социальным благам, которые государство обязуется сделать доступными, относятся субсидии и льготы, предоставляемые непосредственно определенным категориям граждан. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов[8]. Льготы – частичное или полное освобождение от выполнения определенных обязательств, преимущество, дополнительное право, предоставляемое определенным категориям граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам[9].
Слайд 3 Социальные гарантии – это предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан[10]; – это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики[11]. Слайд 4 Социальные гарантии выполняют ряд функций [12]: - алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне; - защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания; - стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности. Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования – федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией, в которой прописаны основные права граждан (ст. 7, 37 – 48) [13] . Минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты. Понятие государственных минимальных социальных стандартов, их система и задачи установления Под государственным минимальным социальным стандартом (ГМСС) понимается установленный законодательством Российской Федерации минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека[14]. Он выражен через социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели.
Кроме указанного краткого варианта понятия, возможна более детальная трактовка. ГМСС – установленный законом Российской Федерации минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выражаемый в нормах и нормативах социальной защиты и предоставлении населению общедоступных социальных услуг, за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов[15]; – государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации[16]. Систему государственных минимальных социальных стандартов составляют [17]: – области и объекты социальной стандартизации; – социальные нормы и нормативы, определяющие минимально необходимый уровень гарантий социальной защиты населения и предоставления социальных услуг; – технология разработки и изменения стандартов; – механизм применения и финансового обеспечения реализации стандартов; – научное, проектное и статистическое обеспечение разработки и реализации ГМСС; – организационная структура управления системой государственной социальной стандартизации, включающая органы исполнительной и представительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. (Слайд Задачи) ГМСС устанавливаются и применяются для решения следующих основных задач [18]: - социальной защиты населения и удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах и социальных услугах в целях обеспечения социальной стабильности и устойчивого развития общества; - совершенствование механизма реализации основных конституционных прав граждан; - определения видов и качества гарантированных социальных выплат и услуг, предоставляемых за счет средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
- укрепления единого социального пространства Российской Федерации и относительного выравнивания уровня социального развития на территории ее субъектов; - нормативного обеспечения формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды; - совершенствования межбюджетных отношений и государственной поддержки местных бюджетов в части обеспечения финансирования социального развития; - концентрации ресурсов для реализации приоритетных направлений государственной социальной политики; - оценки уровня социального развития на территории Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики, экономических и социальных программ. Определение государственных минимальных социальных стандартов должно проводиться в рамках действующего законодательства, с учетом отечественного и мирового опыта. Для определения государственных минимальных социальных стандартов в сферах образования, здравоохранения, культуры и иных услуг было бы правомерным понятие стандарта связывать также с разрешенной к применению технологией, обеспечивающей определенное качество обслуживания. Совокупность взаимосвязанных федеральных и региональных государственных минимальных социальных стандартов образует систему государственных минимальных социальных стандартов. Одним из важнейших вопросов создания системы государственных минимальных стандартов является определение областей их применения в соответствии с социальными правами и гарантиями, установленными Конституцие й Российской Федерации. Исходя из вышеназванных конституционных прав и социальных гарантий, государственные минимальные социальные стандарты необходимо применять в следующих областях и сферах [19]: – доходов населения; – социальной поддержки граждан; – социального обслуживания граждан; – образования; – здравоохранения; – культуры; – жилищно-коммунальной сфере; – юридической помощи гражданам. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов Российской Федерации должно быть основано на следующих основных принципах [20]: - безусловное соблюдение конституционных прав граждан; – общедоступности социальной защиты, бесплатных и частично платных услуг вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов, пола, возраста и места жительства; – целевого, адресного и подушевого финансирования обеспечения ГМСС из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
– заявительности граждан при назначении им социальных выплат и государственных пособий; – эффективности и экономности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов при обеспечении ГМСС; – транспарентности (прозрачности) бюджетного и внебюджетного финансирования обеспечения реализации ГМСС; – государственного регулирования тарифов на частично платные услуги; – гласности, означающего обязательное информирование населения через средства массовой информации о государственных минимальных социальных стандартах, их разработке, утверждении, применении и финансовом обеспечении, а также обязательной открытости для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений при формировании и применении системы ГМСС; - распределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, регулирующими процесс формирования и использования государственных минимальных социальных стандартов; - всесторонняя обоснованность устанавливаемых государственных минимальных социальных стандартов; - ответственность органов государственной власти и управления за применение и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов. Слайд типы Круг ГМСС должен ограничиваться наиболее важными, обобщающими и долговременными показателями. К основным типам государственных минимальных социальных стандартов целесообразно отнести [21]: – прожиточный минимум; – минимальные доходы в виде минимального размера оплаты труда и др.; – минимальные размеры массовых социальных пособий и выплат; – номенклатуру, перечни и наборы бесплатных и частично платных общедоступных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы РФ; – перечни контингентов населения, имеющих право на оказание социальной помощи (малоимущие - 178-фз); стандарты необходимого уровня содержания, требований и технологий предоставления социальных услуг (Стандарт качества государственной услуги "Предоставление реабилитационных услуг, включающих помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах со стационарной, полустационарной и нестационарной формами социального обслуживания", СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГРАЖДАН, Стандарт качества государственной услуги по предоставлению приюта детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий и т.д.); – нормы обеспечения населения социальными услугами и соответствующими учреждениями; – нормы кадрового, материально-технического и другого обеспечения учреждений социального обслуживания населения. Учитывая конституционный характер ГМСС, их необходимо устанавливать федеральным законом. Так, например, Федеральный закон N 134-ФЗ от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум ежеквартально устанавливается Правительством РФ в целом по Российской Федерации. При этом органами государственной власти субъектов РФ по существующей методике ежеквартально определяется величина прожиточного минимума в каждом субъекте РФ. Слайд Гарантии В нашей стране к социальным гарантиям относят: гарантированное бесплатное медицинское обслуживание (В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительством Российской Федерации утверждается Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В рамках Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях (комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больны; ФЗ от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 октября 2012 г. N 1074; общедоступность и бесплатность образования ( В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Общедоступность и бесплатность гарантируются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ « ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»; § минимальный размер оплаты труда (ФЗ № 82-ФЗ от 19июня 2000 года «О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА», применяется для регулирования оплаты труда); § минимальный размер пенсии; § социальные пенсии (Социальные пенсии (СП) - это принципиально новый институт в российском пенсионном законодательстве. Основная цель введения СП - обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа: инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа); пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет (Федеральный закон от 19 мая 1995 года №81-ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.) ритуальное пособие на погребение (Федеральным законом «О ПОГРЕБЕНИИ И ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ» от 2 января 1996 года N 8-ФЗ установлены гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего); В статье 39 Конституции РФ определяются гарантии каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации; В федеральном законе от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» заложены основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; социальная поддержка: выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Трудовым кодексом РФ установлены государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Это и государственные гарантии в области оплаты труда, и гарантии при заключении трудового договора, и гарантии, связанные с ведением коллективных переговоров, и гарантии, установленные для отдельных категорий работников, и т.д. Все предусматриваемые Трудовым кодексом гарантии условно можно подразделить на материальные и нематериальные (процедурные) гарантии. Так, процедурные гарантии предусмотрены, например, в отношении порядка расторжения трудового договора. В числе таких процедурных гарантий, в частности, следующие: - необходимость учета преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, - обязанность работодателя предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность), - обязанность работодателя предупредить работников о предстоящем увольнении персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Гарантии, которые имеют денежную форму, можно назвать гарантийными выплатами или доплатами. Гарантийные выплаты в размере среднего заработка производятся за время ежегодного основного и дополнительных отпусков. Отдельным видом гарантийных выплат являются выплаты в размере среднего заработка, осуществляемые при направлении работника на повышение квалификации с отрывом от работы, а также выплата выходного пособия, которое выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с сокращением штатов, ликвидации организации и др.
Так же, в целях охраны здоровья работников, предусмотрены гарантийные выплаты в размере среднего заработка: - для работников, обязанных проходить медицинское обследование, на период такого обследования, - для беременных женщин, если в соответствии с медицинским заключением они должны быть переведены на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, - для работников, являющихся донорами, когда они освобождаются от работы в день сдачи крови и когда им в связи со сдачей крови предоставляется дополнительный день отдыха, и в др. случаях. Также в качестве примера гарантий можно привести выплаты, которые производятся работнику: - при временной нетрудоспособности (пособие по временной нетрудоспособности), - при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании (страховые выплаты). Статьей 37 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. Согласно трудовому законодательству месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Одновременно в ст. 421 ТК РФ говорится о том, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. В настоящее время такой закон не принят, и продолжает сохраняться отставание размера минимальной заработной платы от величины прожиточного минимума. Так, Федеральным законом № 232-ФЗ от 3 декабря 2012 года «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2013 года размер минимальной заработной платы на территории РФ установлен в сумме 5205 руб. в месяц (прежняя величина МРОТ – 4611 руб.). Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения по Российской Федерации за 3 квартал 2012 года установлена в сумме 6643 руб. (за 4 квартал 2012г. ПМ по РФ не установлен). Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за тот же период (3 квартал 2012 года) по Республике Татарстан установлена в сумме 5393 руб., за 4 квартал 2012 года – в сумме 5622 руб.В настоящее время Министерством труда и социальной защиты РФ готовятся предложения по поэтапному увеличению МРОТ и доведению его до уровня ПМ. Одной из государственных гарантий в сфере оплаты труда является также ограничение оплаты труда в натуральной форме. Данная оплата может иметь место только с согласия работника, не запрещенными в законодательстве предметами и не более определенной в законодательстве части заработной платы (не более 20% от начисленной месячной суммы заработной платы). Также в качестве государственной гарантии выступают и установленные в законодательстве сроки выплаты заработной платы. Так, Трудовым кодексом РФ установлено, что заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором организации или трудовым договором, заключенным с работником. Каждый работодатель обязан соблюдать установленные законом сроки выплаты заработной платы. Их нарушение может стать поводом для привлечения работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Трудовое законодательство устанавливает, в частности: - нормальную продолжительность рабочего времени; - сокращенную продолжительность рабочего времени; Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю как при пяти, так и при шестидневной рабочей неделе. Это является важной гарантией для работников. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается: 1) для несовершеннолетних работников, а именно: - для работников в возрасте до 16 лет - не более 24 часов в неделю; - для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю; 2) для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю; 3) для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю. Трудовой кодекс предусматривает сокращенное рабочее время также для таких категорий работников, как. - педагогические работники – для них устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, - медицинские работники — для них устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. Сокращенная 36-часовая продолжительность рабочей недели устанавливается также для женщин, работающих в сельской местности, в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охраны материнства и детства на селе». При решении вопроса о том, относится ли территория к сельской местности, следует исходить из административно-территориальных границ. Определенной гарантией является также предусмотренное законодательством ограничение по привлечению работников к сверхурочным работам, в выходные и праздничные дни, к работе в ночное время. Ночным считается время с 22 часов до 6 часов. Продолжительность работы (смены) в ночное время по общему правилу сокращается на один час. К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины; работники, не достигшие возраста 18 лет, за исключением лиц, участвующих в создании или исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет. Они могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Оплата за каждый час работы в ночное время производится в повышенном размере. Сверхурочная работа— это работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени. В большинстве случаев привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации. Трудовой кодекс устанавливает для некоторых категорий работников важную юридическую гарантию. Так, не допускается привлечение к сверхурочным работам беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет, других категорий работников в соответствии с федеральным законом. Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником. Оплата труда за сверхурочную работупроизводится в повышенном размере: за первые два часа — не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.
. Статья 2 ТК РФ закрепляет в качестве основного принципа правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Право на отдых признано в качестве одного из основных трудовых прав работника (ст. 21 ТК РФ). В частности, право работника на отдых обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков. В статье 107 ТК РФ закреплены следующие виды времени отдыха: - перерывы в течение рабочего дня (смены); - ежедневный (междусменный) отдых; - выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); - нерабочие праздничные дни; - отпуска. Статья 112 ТК РФ предусматривает определенный перечень нерабочих праздничных дней. Трудовое законодательством гарантирует работникам предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 28 календарных дней с сохранением на этот период места работы (должности) и среднего заработка.
1. Социальные пенсии (СП) - это принципиально новый институт в российском пенсионном законодательстве. Основная цель введения СП - обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа. Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы. 85% размера базовой части трудовой пенсии по старости но не менее 400 руб. в месяц назначается:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|