Источники получения информации о развитии муниципальных образований
Процессы получения, структурированных данных, информационного обмена, анализа и представления информационных материалов к применению управленческих решений являются сегодня одними из ключевых направлений организации деятельности органов местного самоуправления. Дальнейшее развитие имеющихся, создание и внедрение новых автоматизированных информационных систем позволят оптимально решать первоочередные задачи, стоящие перед муниципалитетом. На современном этапе особую актуальность, приобретает проблема повышения информационной культуры общества, то есть степени его подготовки к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний. Информационный потенциал управления муниципальным образованием представляет совокупность материальных и нематериальных возможностей сбора, обработки и передачи в электронной форме информационных ресурсов, а также организационных структур и институциональной среды, которые обеспечивают построение эффективных механизмов взаимодействия власти с институтами гражданского общества, бизнесом и населением и, как следствие, устойчивое развитие муниципальной территории. В информационный потенциал управления муниципальным образованием можно включить всю совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационно- вычислительных систем, телекоммуникационных сетей (каналов передачи данных, средств коммуникации и управления информационными потоками), информационных ресурсов, хранящихся, обрабатываемых и передаваемых в электронной форме. Другими словами, это множество средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, имеющиеся в распоряжении местного сообщества.
Сегодня одним из важнейших процессов, задействующих имеющиеся в муниципалитете информационных технологий, является мониторинг муниципального образования. Многочисленные исследования показывают, что статистические данные, характеризующие ситуацию в муниципальных образованиях, формируются на основе первичных информаций о жизни и деятельности граждан, предприятий и организаций, которая собирается из разных источников статистическими службами и различными ведомствами. Впервые необходимость в разработке системы показателей мониторинга устойчивого развития муниципального образования была отмечена в «Повестке дня XХI век», принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, в которой было отмечено: «В целях создания надежной основы для процесса принятия решений на всех уровнях и содействия облегчению саморегулируемой устойчивости комплексных экологических систем и систем развития необходимо разработать показатели устойчивого развития». Поэтому многими ведущими международными организациями были сформированы собственные системы показателей, характеризующие развитие территории. При этом необходимо отметить, что многие показатели и рекомендации по их использованию являются одинаковыми или похожими для всех международных организаций (таблица 1). Таблица 1 Показатели устойчивого развития ведущих международных организаций
Кроме этого в мировой практике используются дополнительные источники данных о состоянии территорий. Во-первых, сюда относятся всеобщие переписи, которые представляют собой важнейший информационный ресурс для мониторинга социально-экономического развития, так как практически полностью охватывает население по основным демографическим показателям, что позволяет проводить разбивку на отдельные малые территориально- административные единицы. Однако существует недостаток – большой интервал между обследованиями (периодичность переписей составляет более десяти лет). Так можно выделить следующие виды переписей, отражающих состояние сельских муниципальных территорий:
- перепись населения и жилищного фонда содержит 29 основных позиций и 52 необязательных. К основным позициям относятся (географические, демографические, экономические характеристики населения, характеристики по уровню образования, основные характеристики по уровню образования, основные характеристики семьи, характеристики жилищных единиц в других жилых помещениях, характеристика зданий, в которых располагаются жилища);
- сельскохозяйственные переписи, результатом которых являются структурированная информация о развитии сельского хозяйства и хозяйствующих субъектов в отрасли в разрезе малых административных единиц. Для России такое направление обследования сельского развития является относительно новым, но в перспективе эти данные должны стать важнейшим информационным ресурсом для анализа сельского развития. Результаты обследования в обязательном порядке группируются в разрезе сельских и городских территорий, а полученная информация должна быть использована для разработки программ устойчивого развития сельских территорий. Во-вторых, проводят обследования бюджетов домашних хозяйств (ОБД) для получения точной картины их общего потребления и расходов хозяйств с разбивкой по различным параметрам, необходимым для характеристик семейной единицы. В-третьих, могут проводиться обследования по определению уровня жизни, при котором собираются данные по целому ряду аспектов, определяющих уровень жизни, причем выбор их делают сами домохозяйства, исходя из экономической и социальной обстановки, в которой живут члены домохозяйства. Для сбора информации при таких обследованиях используют несколько вопросников: анкета домохозяйства, анкета сельского населенного пункта (сельского поселения, муниципального образования), анкета по ценам, в некоторых случаях – анкета по техническим средствам. Кроме того, в мировой практике ценным источником данных о развитии муниципальных образований служат административно- хозяйственные ресурсы. Также иногда используются записи актов гражданского состояния, неофициальные статистические сведения, географические информационные системы (ГИС). В последнем случае можно выделить следующие направления использования данные ГИС для баз данных, необходимых для мониторинга с развитием муниципалитетов: для определения экологических показателей для отдельных территорий; для получения информации о расстояниях и ближайших территориях; для определения новых социально-экономических параметров.
Таким образом, анализ источников получения информации о развитии муниципальных образований показал, что информационный потенциал развития муниципалитетов может состоять из различных статистических источников, как официальных, так и неофициальных. Что касается количества используемых показателей для проведения мониторинга развития территорий, то в отличие от стран ЕС, в которых на национальном уровне используют 55 показателей, в нашей стране число показателей может быть увеличено, что связано как с высокой межрегиональной, так и межмуниципальной и межпоселенческой дифференциацией в уровне развития, так и более широким спектром хозяйствующих субъектов, действующих на территориях, неустоявшимися подходами в определениях, к выбору терминологии, существенным информационным «вакуумом». Но также не следует слишком расширять набор показателей, их дублирования и недостаточной информативности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|