Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практика формирования массива статистической информации, характеризующей социально-экономические процессы в МО.

Анализ показал, что на практике формирование массива статистической информации, характеризующей социально- экономические процессы в муниципальных образованиях, проходит сложно, а обеспечение этой информацией потребителей носит неудовлетворительный характер. Объем и качество статистической информации, относящейся к «официальной», не отвечают реальной потребности в ней.

В данном случае оборотной стороной самостоятельности местного самоуправления стало его выпадение из вертикали системы государственной статистики. Отношения между территориальными статистическими органами и органами местного самоуправления строятся, как правило, на жесткой формализованной основе, что приводит к целому ряду проблем.

В настоящее время муниципалитеты, как «поставщики» информации, не заинтересованы в координации работы со структурами Росстат по созданию информационных баз, к которым они фактически не имеют доступа, При таком положении статистическая информация, поступающая в ответ на запросы органов статистики, часто оказывается неполной и не вполне достоверной. В итоге качественная статистическая информация об отдельно взятых муниципальных образованиях чаще всего является редкостью. Это с одной стороны.

С другой стороны, информация Росстата по муниципальной проблематике, поступающая потребителям, остается крайне ограниченной. Особенно ограничены возможности получения такой информации у самих муниципальных образований и прочих потребителей, не входящих в государственную систему и не имеющих к ней «регламентированного» доступа. Доступ к регламентированным информационным фондам предоставляется: на безвозмездной основе федеральным органам государственной власти и управления, территориальным комитетам Госкомстата России и государственным организациям, имеющим право на получение информации Госкомстата России; на договорной основе всем остальным пользователям. Впрочем, объем информации по муниципальной экономике и социальной сфере и в регламентированных фондах Росстата незначителен.

Практически единственным комплексным информационным материалом по социально-экономической ситуации, поступающим в муниципальные образования из Росстата безвозмездно и на регулярной основе, является так называемые «паспорта муниципальных образований». Паспорта содержат показатели по стандартным разделам: население, финансы, занятость и безработица, состояние основных секторов экономики, состояние общественной инфраструктуры, состояние окружающей среды – и ряд других. Он позволяет оценить социально-экономическую ситуацию в муниципальном образовании в целом, однако для проведения более глубокого анализа объем этой информации недостаточен. При этом муниципальное образование получает данные только о собственном социально-экономическом развитии. Дополнительную информацию необходимо либо извлекать из отраслевой статистики, которая находится в подразделениях местных администраций или других организациях, либо получать в органах государственной статистики на коммерческой основе. Для прочих потребителей в большинстве случаев недоступен и этот ограниченный ресурс.

Возрастающие потребности в объективной информации, необходимой для обеспечения процесса социально-экономического развития муниципального образования, а также сложность обеспечения этих потребностей за счет государственных источников информации приводит к тому, что ряд организаций, занимающихся муниципальной проблематикой, предпринимают собственные усилия в сфере муниципальной статистики и муниципальных информационных систем.

На сегодняшний день формирование и предоставление показателей социально-экономического мониторинга обеспечивается в основном органами статистики. Одним из таких источников, формируемым на постоянной основе, является Перечень показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования. Перечень включает в себя следующие разделы: территория; население; занятость и заработная плата; коммунальная сфера; социальная поддержка населения по оплате жилых помещений и коммунальных услуг; здравоохранение; социальное обслуживание населения; образование; спорт; организация отдыха, развлечений и культуры; охрана окружающей среды; предприятия по переработке отходов; сельское хозяйство; снабженческо-сбытовые сельскохозяйственные кооперативы; промышленное производство; строительство жилья; розничная торговля и общественное питание; бытовое обслуживание населения, организация охраны общественного порядка; основные фонды организации муниципальной формы собственности; инвестиции в основной капитал; местный бюджет; закупка товаров для государственных и муниципальных нужд.

Всего Перечень включает 460 показателей. Однако на самом деле в базе данных по муниципальным образованиям на сайте Росстата представлены не все показатели социально-экономического развития. Однако, при формировании Паспорта того или иного муниципального образования данный перечень резко снижается и в итоге мы получаем около 150 показателей.

Отметим, что при формировании паспорта различных муниципальных образований не учитывают особенности каждого вида (городского округа, муниципального района, сельского и городского поселения), которые различаются между собой показаниями: численность населения, характер социально-экономических процессов, объем полномочий и возникающие проблемы. При этом необходимо учитывать целесообразность, важность и необходимость включения тех или иных показателей в формирование паспорта.

Как правило, практика показывает, что данные паспортов не соответствуют потребностям в информации на современном этапе развития муниципальных образований. Основные трудности при формировании показателей паспорта муниципального образования следующие:

- основной массив информации о социально-экономическом развитии муниципальных образований формируется органами статистики, в итоге полученная информации не доводится до органов местного самоуправления;

- формирование показателей – это во многом желание, инициатива и возможности местных органов власти;

- существующие показатели не всегда отражают реальную картину о состоянии территории (данные представляют собой общую информационную базу, не учитывающую местную специфику, требуется уточнение, дополнение и ранжирование показателей по степени значимости);

- ограниченные ресурсы (финансовые, трудовые, технические, информационные).

Преодоление указанных проблем должно способствовать повышению эффективности процесса формирования и развития информационного потенциала муниципальных образований. Создание системы мониторинга за социально-экономическим развитием муниципальных образований на основе анализа статистической и оперативной информации позволит оценить эффективность проведения мероприятий по улучшению социально-экономического положения территории, оказывать целенаправленную бюджетную поддержку, прогнозировать развитие территорий, разрабатывать необходимые документы, направленные на повышение уровня развития (целевые программы, стратегические документы и т.д.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...