Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа на практическом занятии.




При подготовке специалистов-историков, практические занятия имеют важное значение в деле закрепления знаний, более глубокого изучения узловых проблем и общих закономерностей исторического развития России в XX – начале XXI вв. и дальнейшего развития и совершенствования навыков исследовательской деятельности.

Проведение практических занятий предусматривает подготовку студентами выступлений (сообщений, докладов, рефератов) по вопросам тематики с последующим их обсуждением на занятиях. В процессе подготовки к занятиям студент должен овладеть методом поиска и самостоятельного анализа источников и литературы по проблемам, изучаемым в рамках учебного курса. Подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения минимума обязательной литературы и статей, в которых исследуется проблема. Анализ литературы позволит студентам вникнуть в историографию проблемы, позволит определить основные направления в ее изучении, познакомиться с концепциями авторов, различными точками зрения и оценками исторических событий и фактов.

Наиболее сложным трудоемким видом самостоятельной работы является изучение и конспектирование источников, что дает студентам возможность выработать собственную точку зрения на изучаемые события или присоединиться к ранее выдвинутым концепциям. При изучении источников, всегда необходимо критические к ним отношение. Обращаясь к тому или иному документу необходимо отчетливо представлять себе историческую обстановку в период его появления, уяснить, почему возникла необходимость в его создании, какая цель при этом преследовалась, и кто является его автором. Наиболее полное представление о событиях, явлениях, фактах можно получить лишь используя весь комплекс документов, тщательный их анализ и сравнение. Читать источник рекомендуется весь целиком или останавливаться на отдельных главах, разделах, чтобы непременно оставалось законченное представление о прочитанном и до конца была прослежена каждая самостоятельная мысль авторов.

Завершением самостоятельной работы над источником является запись прочитанного. Иногда это делается в виде развернутого плана, отдельных выписок или тезисов, в которых содержатся основные положения. Однако чаще всего студенты прибегают к конспектированию. При конспектировании надо выработать в себе умение отбирать материал, находить такие формулировки, которые при максимальной краткости достаточно полно и точно передавали бы суть источника. Очень важно, чтобы записи последовательно охватывали основные вопросы изучаемого источника. Названия глав или разделов, важнейшие положения и выводы следует выделять – писать крупнее или подчеркивать. Цитаты надо непременно заключить в кавычки и сопроводить ссылкой на источник (выходные данные и страницы). При этом нельзя допускать бессистемное конспектирование, неумение выделять в прочитанном главное, основное, определяющее. Не следует также делать конспект слишком подробным, почти дословным. Громоздкая запись дает мало пользы. В ней нередко с трудом способен разобраться сам студент. Неправильным будет делать и слишком краткую запись. Такой подход неизбежно приведет к тому, что в конспекте упускается важное, подчас – главное. Непростительна в конспектирование и неряшливость: неграмотные формулировки, неточные цитаты, небрежное оформление. С течением времени такой конспект становится для автора малопонятным. Конспектирование должно осуществляться студентом только лишь самостоятельно. Заимствование чужих конспектов никакой пользы не дает. Просмотр собственных конспектов позволяет студентам быстро восстанавливать в памяти содержание источника. Конспекты надо хранить. Они понадобятся не только при подготовке к семинарам, экзаменам, но и на старших курсах, а также в дальнейшей практической работе.

Разумеется, никто не в силах прочесть и законспектировать все источники и литературу по той или иной проблеме. Да этого от студента и не требуется. Он должен иметь ясное представление о событиях, обсуждаемых на занятиях, свободно оперировать фактическим материалом и уже заранее, до занятия, четко определить свою позицию в оценке исторических событий и фактов, являющихся предметом обсуждения.

Выступление студента на занятиях – главный критерий в оценке уровня его самостоятельной работы в ходе подготовки к практическим занятиям. За годы учебы в университете студент должен в совершенстве овладеть навыками устного выступления перед аудиторией. Здесь речь не идет об овладении студентом ораторским искусством в целом, хотя, разумеется, для выпускника исторического факультета это имеет немаловажное значение. Студент-историк должен владеть навыками самостоятельного, творческого, аргументированного устного выступления. На практических занятиях выступления студентов должны быть четкими, доказательными и вместе с тем кратким и лаконичным. (5-10 минут). На занятиях нужно внимательно следить за выступлением однокурсников, ставить неясные вопросы на обсуждение группы, обращаться за разъяснением к преподавателю, делать дополнительные записи в тетради. Внимательное прослушивание выступающих на семинаре дает возможность, опираясь на изученный материал, определить, достаточно ли глубоко изложен вопрос, показано ли его значение в современных условиях, не допущены ли неточности при его освещении. Затем следует выступить и дополнить сообщения товарищей, уточнить те или иные положения, поставить новые вопросы. В этом случае на семинаре может развернуться дискуссия, споры по обсуждаемой теме, что приветствуется. На практическом занятии следует избегать выступления (чтения) по написанному тексту. Студент может воспользоваться предварительно подготовленными тезисами своего выступления, может использовать цитаты из опубликованных документов и материалов, монографической литературы, статей и энциклопедическо - справочной литературы. Однако во всех случаях участник практического занятия должен стремиться к самостоятельному анализу фактов и событий, умению излагать и отстаивать свою точку зрения по тому или иному вопросу. Активно мыслить на занятии должны не только выступающие, но и все его участники.

Консультация – одна из важных форм помощи студентам в овладении тематикой курса по Истории России и дает для этого широкие возможности. Консультация помогает студенту организовать свою работу, дает возможность более глубоко изучить те или иные источники, разобраться во всех неясных вопросах. Кроме того, на консультациях преподаватель осуществляет текущий контроль, проверяет качество конспектов лекций, рекомендованных источников и литературы, проводит индивидуальные собеседования и т.д.

Уровень и качество подготовки студента. Заключительным этапом изучения учебной дисциплины является подготовка и успешная сдача зачета / экзамена, как прямой итог нормальной, планомерной работы в течении семестра / учебного года. Собранность напряжение всех сил, бережное отношение к каждой минуте рабочего времени – вот что должно отличать работу студентов в период сессии. Очень помогают студентам в закреплении знаний, уточнении неясных моментов предэкзаменационные консультации. Поэтому рекомендуется на них не только присутствовать, но и активно использовать возможности такой формы работы. Ответы на экзаменах должны быть конкретными, содержательнными и исчерпывающими. Следует избегать общих рассуждений, подхода «издалека». Четкость и ясность изложения являются показателями прочных знаний, глубокого понимания проблем и умения выразить свои мысли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...