МОК № 3 Машиностроительный комплекс Украины.
Машиностроение является одной из трех «авангардных» отраслей, определяющих уровень экономического развития государства наряду с химической промышленностью и электроэнергетикой. Комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных на производственном кооперировании. Машиностроение принадлежит к отраслям "свободного размещения", поскольку на него в меньшей степени, чем на другие отрасли, влияют природные условия и ресурсы. В связи с этим на размещение предприятий машиностроения определяющее влияние оказывают экономические факторы, к ним относятся трудовые ресурсы и потребитель. Сырьевой фактор – главный для размещения металлоемких отраслей (производство вагонов, цистерн, тепловозов, тракторов, тяжелого машиностроения). Большое значение для предприятий, производящих крупногабаритные, объемные машины с большим весом сказывается потребительский фактор. Отрасли машиностроения, отличающиеся высокой трудоемкостью, высоким уровнем квалификации рабочих и инженерно-технических работников размещаются вблизи или в центрах сосредоточения научно-исследовательских и конструкторских баз. Наиболее эффективным является размещение машиностроительных предприятий вблизи источников сырья и потребителя. В таких условиях стоимость машин и оборудования существенно уменьшается за счет сокращения транспортных затрат на перевозку сырья и готовых изделий. Среди экономических факторов очень важными являются специализация и кооперация.
В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции машиностроение делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технологического оборудования для промышленности и другие группы. Каждая из них в свою очередь состоит из нескольких отраслей. На основе особенностей размещения производства и технологических процессов машиностроение можно разделить на тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение - это совокупность отраслей машиностроительного комплекса, производящих крупногабаритные и металлоемкие машины, оборудование для электроэнергетики, металлургии, добывающей промышленности и других отраслей хозяйства. В своем размещении оно тяготеет к районам потребления и к металлургическим базам. Производство металлургического оборудования почти полностью (95,5%) сосредоточено в Донецком и Приднепровском экономических районах. Крупным предприятием такого типа в Украине является Ново-Крамоторский машиностроительный завод, который выпускает кузнечно-прессовое металлургическое оборудование, прокатные листовые станы, тяжелые металлорежущие станки и другую продукцию. Энергетическое машиностроение наиболее развито в Харькове: турбинный завод им. С.М. Кирова, завод «Электротяжмаш», электромеханический (ХЭМЗ) и «Электромашины». Они выпускают 40% продукции энергетического машиностроения Украины. Дизельные двигатели производят в Токмаке (Запорожская обл.), электромашины – в Первомайске (Николаевская обл.), Бериславе (Херсонская обл.). Общее машиностроение объединяет транспортное (без автомобильного) и сельскохозяйственное (без тракторного), производство промышленного, технологического и строительного оборудования (без легкой и пищевой промышленности). Предприятия этой области ориентируются, как правило, на потребителя готовой продукции, кроме изделий, для которых характерна абсолютная транспортабельность, на заводах преобладает сборка металлических конструкций. Основными представителями данной группы отраслей являются сельскохозяйственное машиностроение и локомотивостроение.
Очень капиталоемким является локомотиво- и вагоностроение. Локомотивостроение привязано к источникам сырья (Луганский тепловозостроительный завод). Железнодорожные вагоны для перевозки руды и угля изготовляются в Кременчуге (Крюково) и Днепродзержинске, большегрузные промышленные вагоны – в Стаханове (Луганская обл.). В Мариуполе налажено производство металлических вагонов-цистерн. Украина принадлежит к странам с относительно высоким уровнем развития судостроения. Морское судостроение развито в Николаеве, где работают 3 судостроительных завода, выпускающих океанские и морские суда и Херсоне, где работают 2 судостроительных завода, которые выпускают разные типы океанских и морских суден, доки для морских портов, портовые краны. Речное судостроение развито в Киеве, Херсоне. Судостроение и судоремонт развито также в Одессе, Ильичевске, Севастополе, Керчи, Мариуполе. Сельскохозяйственное машиностроение чаще размещается в районах потребления готовой продукции: * зерноуборочные комбайны, кукурузоуборочные комбайны - Херсон; * свеклоуборочные комбайны – Днепропетровск, Тернополь; * оборудование для животноводства – Бердянск, Белая Церковь, Нежин и др.; * тракторные жатки – Бердянск и плуги – Одесса; * тракторные сеялки – Харьков, Кировоград; Заводы имеются и в других городах – Бердянске, Мелитополе, Белой Церкви, Черновцах, Донецке, Житомире, Кременчуге. Среднее машиностроение охватывает наиболее широкий спектр отраслей. Для него характерен высокий уровень кооперации производства. На размещение предприятий влияют такие факторы, как население, трудовые ресурсы, наличие квалифицированных кадров. Базовой отраслью среднего машиностроения является станкостроение и приборостроение – наукоемкие отрасли, которые размещается с ориентацией на высококвалифицированные кадры, районы и центры с развитым машиностроением, научно-исследовательской и конструкторской базой. Отрасль характеризуется минимальной металлоемкостью. Крупнейшими центрами производства телевизоров являются Львов, Киев, Харьков, Симферополь, электронно-вычислительных машин – Киев, центрами приборостроения и инструментов – Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Донецк, Запорожье, Львов.
На территории Украины выделяется 7 машиностроительных районов: 1 Харьковский – энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническая промышленность; 2 Приднепровский – тяжелое, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, электротехническая промышленность, 3 Донецкий – тяжелое машиностроение, 4 Центрально-Украинский – электронная, электротехническая промышленность, производство оборудования для химической промышленности, промышленности строительных материалов, 5 Западно-Украинский – приборостроение, станкостроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, 6 Подольский – сельскохозяйственное машиностроение, электротехническая промышленность, 7 Южный – судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, производство киноаппаратуры. Основные направления развития машиностроения Украины: * изменение отраслевой структуры производства машиностроения * повышение конкурентоспособности; * сокращение ассортимента импортируемой продукции; * освоение новых рынков сбыта; * создание замкнутых циклов производства; * разработка новых технологических процессов производства продукции; * закупка технологий и лицензий для освоения производства новой машиностроительной продукции; * минимизация отходов и возможность их дальнейшего использования; * расширение номенклатуры машиностроительной продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|