Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути совершенствования социальной защиты РБ




 

К основным целям социальной работы можно отнести:

увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

адаптация людей в обществе;

создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента “отпадает”.

Основные направления социальной защиты предусматриваю усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев населения, повышение эффективности социальных программ и т.д.

Основными принципами совершенствования системы социальной зашиты в РБ являются:

. Разграничение функций социальной помощи и социального страхования.

. Дифференцированный подход к различным группам и слоям населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности.

. Развитие системы социальной зашиты на всех уровнях экономической системы.

. Расширение роли в социальной защите некоммерческих неправительственных организаций, в т.ч. международных.

. Развитие системы добровольного социального страхования с целью минимизации риска.

. Проведение пенсионной реформы [6, c 159].

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разнообразной помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, детям и другим категориям населения.

Основными направлениями государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление на использование социальных механизмов адаптации и компенсации.

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи [7, c 30].

Основными целями пенсионной реформы являются:

реализация гарантированного Конституцией Республики Беларусь права граждан на пенсионное обеспечение в установленных законом случаях;

обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы;

адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее устойчивого развития на основе государственного и негосударственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путем рационализации и оптимизации условий предоставления и норм пенсионного обеспечения;

приведение уровня пенсионного обеспечения в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума, а в перспективе - минимальным потребительским бюджетом пенсионера.

В Беларуси будет вводиться многоуровневая система пенсионного обеспечения, а также будет пересмотрен вопрос перераспределения пенсионной нагрузки между работниками и нанимателями. При этом пенсионный возраст в Беларуси повышать не планируется.

Напомним, что с 1 февраля по 30 апреля текущего года бюджет прожиточного минимума для пенсионеров составляет 262 тыс. 210 рублей.

По данным статистики, в органах по труду, занятости и социальной защите в январе 2011 г. на учете состояло 2468,9 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 584,7 тыс. рублей. Средний размер пенсий по возрасту составил 612,1 тыс. рублей, по инвалидности - 532,7 тыс. рублей, по случаю потери кормильца - 356,4 тыс. рублей, социальных пенсий - 244,3 тыс. рублей [13,c. 324-326].

Основными направлениями совершенствования методов и форм социального обеспечения, защиты и поддержки населения в Республике Беларусь являются: а) Повышение ставок форм и видов обеспечения и помощи нуждающимся с доведением общего их уровня до прожиточного минимума с учетом особенностей сложившихся конкретных социально-экономических условий; б) расширение сферы адресных финансовых пособий и компетенционных выплат с учетом насущных потребностей каждого нуждающегося индивида как личности из средств, аккумулированных в административных управленческих структурах за счет республиканского и местного бюджетов.

Пути совершенствования социальной защиты населения:

. Предусмотреть в системе пенсионного страхования необходимую дифференциацию уровней социального обеспечения, предусматривающую удовлетворение, в определенной степени, как материальных, так и духовных потребностей отдельных граждан в плане учета не только их трудового стажа, но и различной профессиональной ориентации, связанной с утрачиваемой социальной значимостью, имеющей место в период плодотворной деятельности до пенсии.

. Для обеспечения должного финансирования пенсионной системы создать социально-экономические условия, исключающие практику частных предприятий выдачи значительной доли заработной платы работникам по найму, не отражаемой на основных ведомостях, подлежащих обложению по социальному налогу. Это даст возможность увеличить поступление средств в пенсионный страховой фонд в 2-3 раза.

. Сократить разрыв между минимальном размере пенсии, получаемой подавляющим большинством пенсионеров, и максимальными значениями, предусмотренными для отдельных категорий граждан, работающих в административных органах государственного центрального и муниципального уровня.

. Усовершенствовать организационную структуру департаментов административных органов местного самоуправления в сфере социальной работы в направлении приближения их деятельности к конкретной адресной работе с населением.

. Предоставить право органам муниципального управления создавать целевые фонды социальной адресной поддержки населения за счет средств предприятий, фирм, частных лиц, предоставляемых на безналоговой основе в качестве гуманитарной помощи [3, с. 286].

В заключение следует подчеркнуть, что проблема социальной защиты населения, как одна из главных задач любого цивилизованного государства, имеете наряду с экономическими аспектами, аспекты правового, гуманитарного, культурно- образовательного характера, актуальность которых представляется не проходящим явлением и заслуживает всемерного расширения пристального внимания всей общественности.

Существующую в Беларуси пенсионную систему "Работающий Платит за Пенсионера" (pay-as-you-go) называют солидарной. На самом деле она имеет встроенный механизм создания конфликтов между поколениями. Через политические институты, бюрократические процедуры данная система перераспределяет ресурсы от одних социальных групп в пользу других, от одного поколения другому. Система несправедлива, неэффективна. Несправедлива, потому что разрушает принципиально важную связь между уплаченными в пенсионную систему деньгами и получаемым после выхода на пенсию доходом, потому что лишает человека права распоряжаться собственными сбережениями после выхода на пенсию и национализирует выплачиваемые всю жизнь пенсионные взносы в случае смерти, потому что перераспределяет государственные ресурсы в пользу богатых и обеспеченных за счет бедных. Система неэффективна, потому что не способна прибыльно управлять финансовыми ресурсами и обеспечивать высокую степень ликвидности, выплачивать высокие пенсии, обеспечивающие нормальный уровень благосостояния. Потому что она увеличивает налоговое бремя на предприятия, создает условия для развития серого рынка труда и предпосылки для роста безработицы. Система аморальна, потому что обещает работающим определенный уровень благосостояния при выходе на пенсию и обманывает ожидания. Потому что лишает работающих возможности самостоятельно планировать свои доходы в старости и активизирует механизмы, разрушительные для института семьи и отношений между людьми. Беларуси срочно нужна пенсионная реформа, потому что в существующем виде пенсионная система не в состоянии выполнить стоящие перед ней задачи.

Из вышесказанного вытекает, что вопрос пенсионного страхования в Республике Беларусь является не только актуальным, но и имеет практическое значение [16].


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В общем можно сделать следующие выводы: для поддержания социальной справедливости в обществе, социальная политика предусматривает раздел «социальная защита населения», социальная защита - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. Из всего выше сказанного следует, что сущность социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации, не зависимо от его места жительства, национальности, пола, возраста.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Прожиточный минимум, в целом по Республике Беларусь, предназначается для оценки уровня жизни населения [15].

В данной работе рассматривается забота государства о гражданах, нуждающихся в помощи в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

пенсии;

пособия по безработице;

пособия по болезни, инвалидности;

жилищные пособия;

пособия по получению образования;

мед. помощь;

гарантирование государством минимального уровня дохода [16].

Выявили, что к методам социальной защиты относятся социальная помощь как в денежной, так и в натуральной формах; социальное страхование; социальное попечительство; социальная поддержка; социальное обслуживание.

Функциями социальной защиты населения являются: экономическая; политическая; демографическая; социально-реабилитационная функция.

В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления:

• обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи.

• обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;

• защита гражданских и политических прав и свобод

• защита от политического преследования и административного произвола;

• создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

• защита граждан от преступных посягательств;

• создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;

• создание благоприятного психологического климата в обществе в целом.

• обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни [4 с.226-227].

Изучили 2 основных механизма социальной защиты:

Обязательное страхование охватывает занятое население.

Социальная помощь подразумевает выплаты и услуги и другим категориям населения.

Определили пути совершенствования социальной защиты населения:

. Предусмотреть в системе пенсионного страхования необходимую дифференциацию уровней социального обеспечения

. Для обеспечения должного финансирования пенсионной системы создать социально-экономические условия.

. Сократить разрыв между минимальном размере пенсии, получаемой подавляющим большинством пенсионеров, и максимальными значениями, предусмотренными для отдельных категорий граждан, работающих в административных органах государственного центрального и муниципального уровня.

. Усовершенствовать организационную структуру департаментов административных органов местного самоуправления в сфере социальной работы в направлении приближения их деятельности к конкретной адресной работе с населением.

. Предоставить право органам муниципального управления создавать целевые фонды социальной адресной поддержки населения за счет средств предприятий, фирм, частных лиц, предоставляемых на безналоговой основе в качестве гуманитарной помощи [5, c 360].

Таким образом, социальная защита населения является важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В заключение следует подчеркнуть, что проблема социальной защиты населения, как одна из главных задач любого цивилизованного государства, имеете наряду с экономическими аспектами, аспекты правового, гуманитарного, культурно-образовательного характера, актуальность которых представляется не проходящим явлением и заслуживает всемерного расширения пристального внимания всей общественности.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...