Пути совершенствования социальной защиты РБ
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
К основным целям социальной работы можно отнести: увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; адаптация людей в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих; конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента “отпадает”. Основные направления социальной защиты предусматриваю усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев населения, повышение эффективности социальных программ и т.д. Основными принципами совершенствования системы социальной зашиты в РБ являются: . Разграничение функций социальной помощи и социального страхования. . Дифференцированный подход к различным группам и слоям населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности. . Развитие системы социальной зашиты на всех уровнях экономической системы. . Расширение роли в социальной защите некоммерческих неправительственных организаций, в т.ч. международных. . Развитие системы добровольного социального страхования с целью минимизации риска. . Проведение пенсионной реформы [6, c 159]. Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разнообразной помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, детям и другим категориям населения.
Основными направлениями государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление на использование социальных механизмов адаптации и компенсации. Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи [7, c 30]. Основными целями пенсионной реформы являются: реализация гарантированного Конституцией Республики Беларусь права граждан на пенсионное обеспечение в установленных законом случаях; обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы; адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее устойчивого развития на основе государственного и негосударственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования; повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путем рационализации и оптимизации условий предоставления и норм пенсионного обеспечения; приведение уровня пенсионного обеспечения в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума, а в перспективе - минимальным потребительским бюджетом пенсионера. В Беларуси будет вводиться многоуровневая система пенсионного обеспечения, а также будет пересмотрен вопрос перераспределения пенсионной нагрузки между работниками и нанимателями. При этом пенсионный возраст в Беларуси повышать не планируется. Напомним, что с 1 февраля по 30 апреля текущего года бюджет прожиточного минимума для пенсионеров составляет 262 тыс. 210 рублей. По данным статистики, в органах по труду, занятости и социальной защите в январе 2011 г. на учете состояло 2468,9 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 584,7 тыс. рублей. Средний размер пенсий по возрасту составил 612,1 тыс. рублей, по инвалидности - 532,7 тыс. рублей, по случаю потери кормильца - 356,4 тыс. рублей, социальных пенсий - 244,3 тыс. рублей [13,c. 324-326].
Основными направлениями совершенствования методов и форм социального обеспечения, защиты и поддержки населения в Республике Беларусь являются: а) Повышение ставок форм и видов обеспечения и помощи нуждающимся с доведением общего их уровня до прожиточного минимума с учетом особенностей сложившихся конкретных социально-экономических условий; б) расширение сферы адресных финансовых пособий и компетенционных выплат с учетом насущных потребностей каждого нуждающегося индивида как личности из средств, аккумулированных в административных управленческих структурах за счет республиканского и местного бюджетов. Пути совершенствования социальной защиты населения: . Предусмотреть в системе пенсионного страхования необходимую дифференциацию уровней социального обеспечения, предусматривающую удовлетворение, в определенной степени, как материальных, так и духовных потребностей отдельных граждан в плане учета не только их трудового стажа, но и различной профессиональной ориентации, связанной с утрачиваемой социальной значимостью, имеющей место в период плодотворной деятельности до пенсии. . Для обеспечения должного финансирования пенсионной системы создать социально-экономические условия, исключающие практику частных предприятий выдачи значительной доли заработной платы работникам по найму, не отражаемой на основных ведомостях, подлежащих обложению по социальному налогу. Это даст возможность увеличить поступление средств в пенсионный страховой фонд в 2-3 раза. . Сократить разрыв между минимальном размере пенсии, получаемой подавляющим большинством пенсионеров, и максимальными значениями, предусмотренными для отдельных категорий граждан, работающих в административных органах государственного центрального и муниципального уровня. . Усовершенствовать организационную структуру департаментов административных органов местного самоуправления в сфере социальной работы в направлении приближения их деятельности к конкретной адресной работе с населением.
. Предоставить право органам муниципального управления создавать целевые фонды социальной адресной поддержки населения за счет средств предприятий, фирм, частных лиц, предоставляемых на безналоговой основе в качестве гуманитарной помощи [3, с. 286]. В заключение следует подчеркнуть, что проблема социальной защиты населения, как одна из главных задач любого цивилизованного государства, имеете наряду с экономическими аспектами, аспекты правового, гуманитарного, культурно- образовательного характера, актуальность которых представляется не проходящим явлением и заслуживает всемерного расширения пристального внимания всей общественности. Существующую в Беларуси пенсионную систему "Работающий Платит за Пенсионера" (pay-as-you-go) называют солидарной. На самом деле она имеет встроенный механизм создания конфликтов между поколениями. Через политические институты, бюрократические процедуры данная система перераспределяет ресурсы от одних социальных групп в пользу других, от одного поколения другому. Система несправедлива, неэффективна. Несправедлива, потому что разрушает принципиально важную связь между уплаченными в пенсионную систему деньгами и получаемым после выхода на пенсию доходом, потому что лишает человека права распоряжаться собственными сбережениями после выхода на пенсию и национализирует выплачиваемые всю жизнь пенсионные взносы в случае смерти, потому что перераспределяет государственные ресурсы в пользу богатых и обеспеченных за счет бедных. Система неэффективна, потому что не способна прибыльно управлять финансовыми ресурсами и обеспечивать высокую степень ликвидности, выплачивать высокие пенсии, обеспечивающие нормальный уровень благосостояния. Потому что она увеличивает налоговое бремя на предприятия, создает условия для развития серого рынка труда и предпосылки для роста безработицы. Система аморальна, потому что обещает работающим определенный уровень благосостояния при выходе на пенсию и обманывает ожидания. Потому что лишает работающих возможности самостоятельно планировать свои доходы в старости и активизирует механизмы, разрушительные для института семьи и отношений между людьми. Беларуси срочно нужна пенсионная реформа, потому что в существующем виде пенсионная система не в состоянии выполнить стоящие перед ней задачи.
Из вышесказанного вытекает, что вопрос пенсионного страхования в Республике Беларусь является не только актуальным, но и имеет практическое значение [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В общем можно сделать следующие выводы: для поддержания социальной справедливости в обществе, социальная политика предусматривает раздел «социальная защита населения», социальная защита - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. Из всего выше сказанного следует, что сущность социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации, не зависимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста. Прожиточный минимум, в целом по Республике Беларусь, предназначается для оценки уровня жизни населения [15]. В данной работе рассматривается забота государства о гражданах, нуждающихся в помощи в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах: пенсии; пособия по безработице; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия по получению образования; мед. помощь; гарантирование государством минимального уровня дохода [16]. Выявили, что к методам социальной защиты относятся социальная помощь как в денежной, так и в натуральной формах; социальное страхование; социальное попечительство; социальная поддержка; социальное обслуживание. Функциями социальной защиты населения являются: экономическая; политическая; демографическая; социально-реабилитационная функция. В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления:
• обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи. • обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства; • защита гражданских и политических прав и свобод • защита от политического преследования и административного произвола; • создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.; • защита граждан от преступных посягательств; • создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами; • создание благоприятного психологического климата в обществе в целом. • обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни [4 с.226-227]. Изучили 2 основных механизма социальной защиты: Обязательное страхование охватывает занятое население. Социальная помощь подразумевает выплаты и услуги и другим категориям населения. Определили пути совершенствования социальной защиты населения: . Предусмотреть в системе пенсионного страхования необходимую дифференциацию уровней социального обеспечения . Для обеспечения должного финансирования пенсионной системы создать социально-экономические условия. . Сократить разрыв между минимальном размере пенсии, получаемой подавляющим большинством пенсионеров, и максимальными значениями, предусмотренными для отдельных категорий граждан, работающих в административных органах государственного центрального и муниципального уровня. . Усовершенствовать организационную структуру департаментов административных органов местного самоуправления в сфере социальной работы в направлении приближения их деятельности к конкретной адресной работе с населением. . Предоставить право органам муниципального управления создавать целевые фонды социальной адресной поддержки населения за счет средств предприятий, фирм, частных лиц, предоставляемых на безналоговой основе в качестве гуманитарной помощи [5, c 360]. Таким образом, социальная защита населения является важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В заключение следует подчеркнуть, что проблема социальной защиты населения, как одна из главных задач любого цивилизованного государства, имеете наряду с экономическими аспектами, аспекты правового, гуманитарного, культурно-образовательного характера, актуальность которых представляется не проходящим явлением и заслуживает всемерного расширения пристального внимания всей общественности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|