Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть I. Понятие управленческого учета, его цели и задачи на предприятии




ВВЕДЕНИЕ

 

В фирмах, имеющих действующие информационные системы, большинство менеджеров страдают от избытка неадекватной информации, а вовсе не от нехватки нужной.

Р. Аккофф

В условиях динамичного развития рынка любой компании для оперативного принятия бизнес-решений необходима простая и логичная система получения управленческой информации. К сожалению, российский бухгалтерский учет не может удовлетворить все внутренние потребности бизнеса в подобной информации, а сами правила ведения управленческого учета в компаниях нередко не прописаны и даже не определены.

Становится очевидной необходимость разработки системы управленческого учета, т.е. упорядоченного набора взаимосвязанных правил и алгоритмов, обеспечивающих своевременный сбор достоверной и адекватной информации для принятия управленческих решений.

Каждый финансовый директор имеет свой рецепт решения этой задачи, и специфика компании играет здесь ведущую роль: что отлично работает на одном предприятии, может не подойти для другого. С одной стороны, для управленческого учета не существует единых стандартов, в каждой отрасли и каждой компании его принципы и структура индивидуальны. С другой стороны, управленческий учет ориентирован на потребности компании в информации, а такие потребности вполне можно проанализировать и упорядочить. И, несмотря на значительные содержательные различия в методологии учета предприятий из различных отраслей, можно выделить оптимальную последовательность этапов постановки учета, универсальную для всех компаний и позволяющую разработать методологию управленческого учета, отвечающую целям компании [17].

Предметом управленческого учета является производственная и коммерческая деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений в процессе всего цикла управления.

Содержание предмета раскрывается его объектами. Объектами управленческого учета являются затраты в целом по предприятию и по структурным подразделениям; результаты хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений; финансовые результаты (затраты) центров финансовой ответственности; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен; бюджетирование и система внутренней отчетности.

Объекты управленческого учета отражаются через совокупность приемов и способов, составляющих основу метода управленческого учета, к которым можно отнести приемы финансового учета, индексный метод, приемы экономического анализа, математические методы и т.д. [18].

Целью данной курсовой работы является детальное усвоение содержания основных вопросов темы, углубление и закрепление знаний, полученных по изучаемой дисциплине, а также освоение практических навыков по организации управления и обработки потоков учетно-управленческой информации.

Достижение цели осуществляется посредством решения следующих задач:

1. обстоятельно изучить нормативно-законодательные акты, инструктивные материалы и литературные источники по выбранной теме;

2. систематизировать и закрепить теоретические знания по дисциплине;

.   развить навыки постановки задач учетно-управленческого исследования и подбора методов решения этих задач;

.   выработать рекомендации по использованию методов управленческого учета в практике организации [3].

 


 

ЧАСТЬ I. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Сущность и использование управленческого учета на предприятии

 

Среди экономистов отсутствует единое мнение о сущности, роли и назначении управленческого учета, его месте в системе управления предприятием, что затрудняет процесс внедрения управленческого учета в хозяйственную практику предприятий.

Управленческий учет - это часть бухгалтерского учета. В стандартных формулировках бизнес-школ бухгалтерский учет делится на три части: финансовый, стоимостной и управленческий. Однако во времена плановой экономики бухгалтерский учет был сведен к работе бухгалтерии, представляющей отчеты о работе предприятия директору, а также в вышестоящие и налоговые органы. Сегодня большинство предпринимателей воспринимают бухгалтерский учет как «белую» составляющую учета, которая ведется исключительно для контролирующих и налоговых органов. При этом практически все предприниматели ведут «на коленке» свой «черный» учет, позволяющий им в определенной мере контролировать и оценивать финансовые и товарные потоки предприятия, рассчитывая их эффективность [16, 18].

По оценкам западных бухгалтерских и аудиторских фирм, соотношение затрат и ресурсов на постановку и ведение управленческого учета в иностранных компаниях по сравнению с затратами на финансовую бухгалтерию или счетоводство соответствует 90% к 10%. В отечественных компаниях это соотношение пока выглядит с точностью до наоборот. При этом очевидно, что бухгалтерский учет, по определению призванный фиксировать свершившиеся факты финансово-хозяйственной деятельности, не может дать ответ на многие важные вопросы, составляющие управление компанией [15].

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [1].

Официального определения управленческого учета не существует. Но под управленческим учетом понимается идентификация, измерение, накопление, подготовка и предоставление финансовой и иной информации, необходимой управленческому звену компании для осуществления планирования, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений. Именно управленческий учет призван выполнять функции информационного обеспечения регулярного менеджмента в компании.

Государственное закрепление управленческого учета в законодательстве РФ отсутствует. Ведение управленческого учета осуществляется по решению менеджмента предприятия и регулируется корпоративными нормативными актами [5, 15].

Основной целью учета как инструмента для ведения бизнеса является создание общего языка для специалистов разных направлений и уровней, имеющих отношение к работе предприятия. Из одного информационного поля, данные в котором собраны по единым законам, каждый получает информацию, необходимую и понятную конкретно ему. Руководитель видит синтетические данные в виде краткого набора понятных цифр, имея при этом возможность проследить происхождение каждой из них на том уровне аналитики, который ему необходим. Это самый простой способ оценить эффективность работы нанятых им управленцев. Для многих владельцев бизнеса такого объема информации о работе их предприятия более чем достаточно - любые дополнительные цифры, представленные им в отчетах, будут просто лишними. Менеджер видит анализ и результаты работы всех своих подразделений и сотрудников. На основе этих показателей он может принимать управленческие решения своего уровня более осознанно и обоснованно. Товаровед работает со складом значительно эффективнее. При этом все они могут общаться по работе каждого из них, употребляя общие термины и понятия, не вызывающие разночтений и недопонимания [6].

 

Функции управленческого учета. Основные направления деятельности

 

Система управленческого учета в организации действует посредством ряда функций, которые можно разделить на две группы на основании того, что форму или содержание информационных потоков определяет данная функция:

· функции, обеспечивающие организацию информационных потоков;

·   функции, определяющие содержание информационных потоков.

Среди функций, которые обеспечивают организацию информационных потоков, можно выделить следующие:

. разработка и (или) внедрение систем обмена информацией между различными сегментами организации и представления информации (подготовка разного рода внутренних управленческих отчетов);

2. анализ информации;

.   планирование деятельности.

Функциями, определяющими содержание информационных потоков, являются:

. координация деятельности подразделений, сегментов организации или отдельных сотрудников;

2. мотивация персонала;

.   контроль за выполнением планов.

Цели управленческого учета достигаются в рамках указанных функций посредством решения ряда задач, которые сами по себе могут конкретизироваться подзадачами (задачами более низкого уровня).

Перечисление практических задач, решаемых постановкой учета, может быть долгим, поскольку учет отражает все процессы, протекающие на предприятии и открывает множество возможностей: от предоставления финансовых отчетов в виде лаконичных и, самое главное, понятных пользователю наборов данных, а не в виде бесконечных неясных и ненужных цифр. Во всех случаях выбор индивидуален и зависит от целей и задач самой организации, от того, какая ситуация сложилась в ее бизнес-среде, какой рыночной стратегии и тактики придерживается ее руководство и насколько формализованы и стандартизированы учетно-аналитические процедуры и процесс принятия решений в самой организации. В качестве основных задач, решаемых в системе управленческого учета большинства организаций, в рамках названных функций можно выделить следующие:

1. представление информации:

· оценка запасов;

·   обоснование продажных цен;

·   исчисление прибыли;

·   формирование информационных файлов о доходах и затратах;

·   разработка и представление руководству организации различных внутренних отчетов;

2. анализ:

· определение путей наиболее эффективного использования ресурсов, в том числе ограниченных;

·   выявление возможности роста финансовой результативности (внутренних резервов) и межпериодная оптимизация финансового результата;

·   подготовка информации для принятия решений о структуре и объемах выпуска продукции;

·   подготовка информации для принятия решений о способах финансирования различных проектов, сегментов, видов деятельности и т. д.;

·   разработка вариантов инвестирования;

3. планирование:

· прогнозирование будущих значений показателей;

·   разработка оперативных и тактических планов;

·   подготовка информации для принятия решений о системе и краткосрочных или долгосрочных целей и задач организации;

4. мотивация:

· мотивация сотрудников и менеджеров;

·   разработка способов участия сотрудников и менеджеров в прибыли компании;

·   разграничение сфер ответственности менеджеров;

·   разработка способов оценки эффективности работы подразделений и менеджеров;

5. координация:

· координация деятельности различных сегментов бизнеса;

·   оптимизация структуры бизнеса;

·   выработка политики в области распределения накладных расходов между подразделениями организации и (или) продуктами;

·   организация текущего обмена информацией между подразделениями и менеджерами;

6. контроль:

· организация внутреннего финансового контроля;

·   организация внутреннего аудита;

·   сравнение фактически достигнутых с плановыми показателями и разработка рекомендаций руководству по устранению или недопущению выявленных отклонений в будущем [11, 16].

В современных условиях управленческий учет через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой. Основное его назначение - это подготовка информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.

Система управленческого учета состоит из множества процедур, которые могут меняться в зависимости от целей управления. Тем не менее они должны отвечать определенным принципам. К принципам, применимым в управленческом учете, можно отнести:

· непрерывность деятельности предприятия;

·   использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения;

·   оценка результатов деятельности подразделений предприятия;

·   преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;

·   формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления;

·   применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью;

·   полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;

·   периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.

Совокупность перечисленных принципов должна обеспечить действенность системы управленческого учета. Следует отметить, что систему управленческого учета каждое предприятие может ставить, исходя только из своих целей и видения перспектив развития. Использование системы управленческого учета способствует совершенствованию всего процесса управления организацией, создает реальные возможности для его оптимизации [18].

отчетность затраты калькулирование себестоимость


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...