Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления развития психологии управления




План

 

1. Основные направления развития психологии управления

.   Процесс и система управления

.   Психологизация менеджмента, управления людьми и группами

 


Основные направления развития психологии управления

 

Общество как большая социальная система нуждается в управлении и является результатом его функционирования. Первые шаги в научном изучении трудовой деятельности обычно связывают с именем Фредерика Уинслоу Тейлора (1856 - 1915). Его именем названа система организации труда и управления, возникшая на рубеже XIX - XX вв. Тейлор первым поставил на научную основу проблему управления людьми в условиях производства. Тейлору удалось перейти к анализу самой трудовой деятельности в реальных условиях конкретного производства и предложить практические рекомендации по оптимизации труда. Он считал, что рост производительности труда возможен лишь путем стандартизации методов, приемов, орудий труда.

Психология управления - раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Ее основная задача - анализ психологических условий и особенностей последней с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Психология управления развивается на стыке двух научных дисциплин - теории управления и психологии. Психологические вопросы управления универсальны для любой сферы предметной деятельности, поскольку главным звеном управления является человек, чьи психологические особенности остаются неизменными и имеют универсальное значение. Психология управления обобщает и систематизирует огромное количество фактов, статистического и экспериментального материала, полученных в области человеческих измерений и управления. Это, своего рода, синтетическая область знания психологии, определяемая: - конкретным социальным заказом индустриального общества; - необходимостью сделать управление эффективным; - желанием максимально использовать "человеческий фактор" в производстве (без принуждения и давления); - организовать и оптимизировать систему управления организацией.

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

Становление психологии управления тесно связано с развитием теории управления и психологической науки. В Западной Европе это направление психологии чаще всего имеет название “психология труда и организационная психология”. В США чаще употребляют понятие “промышленная психология и организационная психология”. Отмеченное направление является одним из наиболее значимых в психологии. Структуру психологии труда и организационной психологии составляют:

§ психология труда,

§ психология персонала

§ организационная психология (европейский вариант); промышленная психология и организационная психология (американский вариант).

К проблемам психологии труда, которая возникла первой, относят: проектирование рабочих задач и привлечение работников к деятельности; создание комфортной рабочей среды; психологические факторы удовлетворения человека работой; психологические проблемы безработицы, самочувствия человека, и его психическое здоровье и тому подобное.

Психология персонала предметом своего анализа считает проблемы, связанные с взаимосвязями персонала и организации (оценивание способностей и возможностей, выполнение профессиональных функций, учебы персонала, удовлетворения, и реализация потребностей, развитие профессиональной карьеры, но др.).

Собственно организационная психология концентрирует внимание на проблемах, связанных с анализом коллективного поведения людей; с общением и особенностями его проявления; принятием решений; решением проблем конфликтного взаимодействия и д.р.

Важную роль в современном развитии психологии управления и организационной психологии в Западной Европе и США играют профессиональные объединения. Европейская сеть из организационной психологии и психологии труда (координационный офис в Париже), которая была создана в 1980 г. и объединяет ведущих специалистов европейских университетов и научных учреждений. EAWOP - Европейской ассоциации психологии труда и организационной психологии (административный офис в Бельгии).

Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В.И. Ленина) Центрального института труда (ЦИТ) во главе с А. К. Гастевым. В том же 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда, где председателем был В.М. Бехтерев. К 1923 г. в Советской России было около 60 организаций, изучающих проблемы, связанные с трудом.

В многочисленных работах по научной организации труда (труды А. Гастева, В. Добринина, П. Керженцева, С. Чахотина и другие), которые вышли в 20-30-ые годы, было немало интересных подходов к решению психологических проблем управления. Однако недостаточный уровень разработанности этих проблем не позволил психологию управления выделить в самостоятельную область знаний. Периодом все более активного присоединения психологических знаний к теории и практике управления является середина 60-х годов.

Теория и практика управления получила стимул для самостоятельного развития в середине 60-х годов. Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский. Среди основных аспектов изучения в психологии управления они называли социально-психологические проблемы производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подготовки и подбора руководящих кадров и др. Иная точка зрения была высказана А. Г. Ковалевым, который включил в сферу психологии управления только социально-психологическую проблематику. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения. Когда психология перешла от феноменалистического описания психических явлений к непосредственному изучению механизмов психического, то в качестве первоочередной встала задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом деятельностью и поведением человека. Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех пор идет по двум взаимосвязанным направлениям - в недрах психологии и в смежных отраслях знания.

На рубеже ХХ и XXI веков психология управления переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации, становятся модным направлением для научных изысканий. Именно в этот период появилось множество книг с психолого-управленческой проблематикой.

Развитие теории систем, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления способствовали известному усложнению науки управления и управленческих знаний и появлению ряда научных подходов.

1. Системный подход. Его применение к управлению позволило увидеть всю организацию в единстве и взаимосвязи составляющих частей. В соответствии с этим подходом, любая организация является системой. Каждый элемент системы вносит свой вклад в развитие системы.

Существует два основных типа систем:

·   закрытые

·   открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, она относительно независима от среды, которая ее окружает. Пример закрытой организации - часы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, когда имеется источник питания или часы заведены. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система активно взаимодействует с внешней средой. Она имеет проникаемые границы, не является самообеспечивающейся, зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды. Открытая система вынуждена приспосабливаться к изменениям внешней среды, а система, которая не в состоянии приспосабливаться, имеет мало шансов продолжить свое существование. Внешняя среда в определенной степени определяет выживаемость организации.

2. Кибернетический подход. Он учитывает, что любая совокупность людей становится системой благодаря управлению как инструменту координации взаимодействия между ее элементами на основе информации.

3. Ситуационный подход. Сторонники этого подхода считали, что теория систем выявляет, какие элементы входят в организацию, образуя систему, но она сама по себе не отвечает на вопрос, какие из этих элементов наиболее важны. В центре внимания оказывается ситуация, то есть определенный набор обстоятельств, которые оказывают большое влияние на организацию в данное конкретное время. Суть данного подхода можно свести к двум тезисам. Во-первых, не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях. Во-вторых, эффективность управления достигается прежде всего мобильностью и приспособляемостью к той ситуации, в которой работает данная организация.

4. Процессный подход основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная цепь функций управления, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий.

5. Количественный подход. Он обобщил все приемы в управлении, связанные с применением математики, статистики, кибернетики, и стал реакцией на достижения науки и техники, прежде всего в области информационных технологий. Количественный подход нашел отражение в нескольких управленческих концепциях:

·   концепция операционного менеджмента - менеджер должен знать не только науку управления, но и должен обладать знаниями социологии, математики, психологии, теории систем, экономики и др.;

·   концепция управленческих решений - определяет, что главным в деятельности менеджера является принятие решений;

·   концепция научного или математического управления - предполагает использование в системе управления различных математических и кибернетических моделей.

Современная динамика развития социальных отношений остро нуждается в научно обоснованных рекомендациях по совершенствованию труда руководителя в зависимости от уровня в системе управления, индивидуальных качеств личности, социально-психологических особенностей трудового коллектива, характера и содержания социальных функций организации и т.д. Не менее актуальны исследования исполнительской деятельности, то есть реализация поставленных руководителем задач. Здесь перспективным представляется изучение закономерностей социальной регуляции поведения людей, эффективных форм и методов воздействия на сознание и поведение человека, обеспечивающих инициативное и добросовестное выполнение стоящих перед организацией задач.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...