Закон искажения информации
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация: чем больше работников знакомится с ней и передает ее другим людям, тем сильнее смысл отличается от первоначального. Закон самосохранения Суть этого закона в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не выглядеть глупо перед руководством, высказывая свои предложения. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания - людей, коллективно решающих проблему. Рекомендуется организовать решение какой-то сложной проблемы в режиме разделенного времени: сначала собрать все имеющиеся предложения, не определяя их ценности, а затем провести критический анализ соответствия предложенного «условиям задачи». Закон компенсации В общем виде этот закон означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способами или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, при слаборазвитой памяти нужно умело организовать труд: использовать записные книжки, диктофоны, еженедельники и т. д.
Конструктивной основой для разработок в области психологии менеджмента может стать концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Речь идет как бы о сквозном психологическом обеспечении профессиональной деятельности от «входа» в профессию и до «выхода» из нее. Предполагается изучение и совершенствование форм психологического обеспечения в рамках таких взаимосвязанных, распределенных во времени и последовательно сменяющих друг друга крупных психологических проблем, как профессиональное самоопределение («вход» в профессию), профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, повышение профессиональной квалификации (в случае необходимости - переучивание и переквалификация), «выход» из профессии (адаптация к новым условиям жизнедеятельности). Иначе говоря, процесс непрерывного психологического сопровождения рассматривается в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующей профессиональной деятельности. Управление людьми и группами - концепция кадрового менеджмента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению. Ориентирована на рассмотрение кадровых функций в их целостности. Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические индивидуальные человеческие особенности.
Управление человеком. Индивидуальные особенности поведения. Каждый человек обладает индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять. Человек как продукт природы и общества - явление сложное и многогранное. Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства. Поведение человека, его поступки и действия зависят от: биологических и психологических особенностей его организма; условий жизни и от различных воздействий на него, от того, как организовано взаимодействие человека с миром материальной и духовной культуры, а также с окружающими людьми. Для правильного объяснения поведения людей необходимо: · знать их психическую жизнь; · понимать взаимодействие окружающей среды и сознания; · уметь наблюдать внешние проявления психики человека; · уметь правильно их истолковывать. Именно эти знания и навыки составляют основу социально-психологических качеств руководителя. Руководство людьми требует принимать во внимание не только свои мысли и чувства, но мысли и чувства других людей. Умение руководителя правильно понимать поведение подчиненных, создавать в коллективе творческий настрой и энтузиазм (душевный подъем) при решении производственных задач - вот что составляет сущность социально-организационной функции управления. Руководителю всегда следует иметь в виду наличие у каждого работника своих потребностей и интересов, которые определяют жизненную позицию, мотивируют отношение к работе. Психические процессы. Контакт человека с окружающим миром и его поведение протекают во времени, то есть рассматриваются как ряд разнообразных процессов и состояний. Исходными психическими процессами, связывающими человека с окружающим миром, выступают познавательные, эмоционально-чувствительные и волевые процессы. Поведение человека определяется совокупностью психических процессов. Человек мыслит, чувствует, действует.
Познавательные процессы. Контакт человека с миром определяет развитие его психики. Начальную форму психики составляют ощущения - источник всех наших знаний об окружающем мире. Создание единого образа вещи или явления, степень его понимания даются восприятием. Восприятие может носить преднамеренный, целенаправленный характер, для того чтобы глубоко познать объект. Такой процесс называется наблюдением. Наблюдение расширяет и детализирует наше восприятие явлений и вещей, а умение оценивать образует общее представление о них. Отражение общего опыта, проявляющееся в узнавании и воспроизведении, называется памятью. Эмоционально-чувственные процессы. Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального мира выражается душевными переживаниями (эмоциями). Эмоции - субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают в организме как результат подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного или приобретенного опыта. Волевые процессы. Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли. Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением. Воля - это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием - с другой. Воля - это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека. Воля - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.
Психические состояния Состояние психики человека (психическое состояние) можно характеризовать совокупностью психических процессов, которые имеют место в некоторый момент времени. Говорят о состоянии умственной деятельности, о различных настроениях, о мобилизации или расслаблении воли, о поведении и действиях человека. Психические состояния энергетически мобилизуют и активизируют организм для действий, соответствующих этим состояниям. Наиболее эффективным влиянием на поведение человека будет такое, когда оно воздействует комплексно: на сознание, на чувства и на волю человека одновременно. Управление группами. Группой называется ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития, и т.д.). Менеджеру в своей работе приходится иметь дело с разными видами групп, но существует нечто общее, некоторые правила, которые могут быть довольно успешно применены на различных группах. Рассмотрим структуру группы, ее основных членов, при грамотном воздействии на которых можно управлять деятельностью всей группы. Человек в группе занимает всегда вполне определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться, и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. В соответствии с этим можно выделить людей занимающих такие ролевые позиции в группе, как лидер, "шут", "козел отпущения", "генератор идей" и т.д. Некоторые из этих ролей могут сочетаться в одном человеке, например "генератор идей " и лидер. Менеджеру необходимо видеть и уметь воздействовать на них, как на особые рычаги управления группой. Воздействовать можно с помощью 5 видов власти, которые в середине 20-го столетия выделили Френч и Рейвен. . Власть вознаграждение заключается в возможности вознаграждать за всякое поведение, соответствующее ожидаемому, либо полезному с точки зрения менеджера. .Власть принуждения основывается на практике угроз, выговоров, лишения премий и т.д. . Власть эксперта основывается на знаниях в какой -либо области или на обладании информацией, необходимой для успешного ведения какого-либо дела. . Власть авторитета заключается в уважении или преклонении перед человеком, поступки или решения которого служат примером для других людей.
.Власть закона имеется в распоряжении каждого человека, представляющего установленный социальный порядок (косвенно это относится и к менеджеру) и ее чаще всего поддерживают, используя другие формы власти. Общие правила или шаги, с помощью которых можно просмотреть стадии, которые проходит управление группой. Эти правила стоит принимать во внимание менеджеру и для их осуществления применять наиболее подходящие в данной ситуации виды власти. ) Оценка потенциальных возможностей людей и распределение между ними ролевых позиций в группе. ) Раскрыть значение каждого члена для группы и ее работы. ) Поставить для группы общую цель, заинтересовать группу. ) Распределить обязанности, ответственность власть и средства. ) Осудить первые трудности с желанием найти их причины. ) Предложить группе постоянно квалифицировать свою деятельность. ) Вначале стабилизировать, сплотить группу, создать в ней благоприятный климат, потом имитировать кризис, чтобы люди учились разрешать противоречия и конфликты. ) Развить коллективное принятие решений. Авторство присваивать группе, но внутри группы отдавать должное каждому в зависимости от его вклада. ) Разработать отдельные категории оценки работы в группе и следовать им. ) Вести коллективный и публичный разбор предложений, т.к. каждый человек видит перспективу. ) Поддерживать в группе главные ценности, уважение к каждому члену, оценку по вкладу, ориентацию на положительное в человеке, гласность, демократизацию, учет индивидуальных особенностей. ) Раскрывать смысл, значимость работы и ценность каждого в группе, чтобы никто не чувствовал себя отрешенным. ) Когда необходимо децентрализовать власть и предоставить полную самостоятельность всем членам группы. ) Поощрять инициативу и исключить практику поиска виновного. Важно найти причины и пути устранения ошибки. ) Не забывать про постоянное повышение квалификации и ощущение перспективы для каждого. ) Все групповые проблемы разрешать совместно и гласно. ) Постоянно давать информацию о достижениях группы и каждого, чтобы люди знали, что не зря работают. ) Всем членам группы дать право свободно сообщать любую информацию, выражать любые мнения или сомнения по поводу любого обсуждаемого вопроса. ) Назначить одного из членов группы на роль человека, защищающего явно неправое дело, что поможет быстрее принять правильное решение для всех. ) Выслушивать различные точки зрения и критику так же спокойно, как и то что совпадает с вашей точкой зрения. ) Отделить усилия по генерированию идей от их оценки, собрать все предложения, а потом обсудить плюсы и минусы. ) Выслушивать сначала идеи подчиненных низших рангов, затем рангом выше и только потом излагать свои собственные. Для гуманизации менеджмента полезно отказаться от укоренившегося представления о том, что психология, указывая на человека, отвлекает руководителя от его непосредственного дела, призывая заниматься то ли воспитанием, то ли морализированием, то ли вообще перестать быть требовательным и строгим начальником. Психология управления не побуждает руководителя играть роль педагога, изменять свою управленческую идеологию. Она исходит из того, что в теории и практике управления есть обширное «белое пятно» - область проблем, которые не только не находят разрешения, но нередко даже не осознаются, вызывая тем не менее стресс, общее беспокойство. Это белое пятно - результат того, что не учитывается двухслойная структура управленческой деятельности. Ее суть проста: перед менеджером любого ранга, если в его подчинении есть хотя бы один человек, всегда стоят две группы задач. Первая - задачи, связанные с организацией деятельности своего подразделения, взаимодействия с другими подразделениями и вышестоящим руководством. Вторая - внутренние проблемы подразделения, входящих в его состав людей. Это вопросы трудовой морали, или мотивации деятельности, дисциплины, корпоративной культуры, климата, взаимоотношений, работоспособности, личностного и группового развития людей, авторитета самого руководителя и органа управления. Решение (воздействие) руководителя эффективно, если оно психологически обосновано, исходит из адекватной оценки морально-психологической обстановки в коллективе и прогноза ее динамики. Психологически грамотные распоряжения и другие управленческие действия имеют два признака: § они учитывают уровень внутренней готовности сотрудников к намечаемым переменам § содержат в себе средства, повышающие в случае необходимости готовность исполнителей делать то, что предусматривается замыслом руководителя. Никто не сделает этого лучше самого руководителя. Но нужны соответствующие умения и мотивы, формирование которых должно входить в программу базовой профессиональной подготовки управленца, необходим определенный внутригрупповой статус его личности и благоприятный социально-психологический климат. Создание всего этого также входит в число обязанностей руководителя любого звена.
Литература
1. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология, М.,2003,480 с. . Григорьева М.В., Психология труда. Конспект лекций, М.: Высшее образование, 2006. - 192 с. 3. Авторский коллектив: Е.А.Науменко, УМК: Психология управления. <http://spbk-spo.com/new/psihologiya/naumenko.pdf> . www.anypsy.ru <http://www.anypsy.ru> . Щекин Г.В. Как эффективно управлять людьми. Психология кадрового менеджмента, М., 1999. . Статья «Шесть законов влияния» на www.psytop.com <http://www.psytop.com>, автор: В.Г. Алиев . www.psyfactor.org
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|