Технологизация дистанционного обучения
Основой любой образовательной системы является ориентация на высококачественную и высокотехнологичную информационно-образовательную среду. Её создание и развитие представляет весьма сложную и дорогостоящую задачу, но именно это позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциалы, накопленные системой образования. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, её решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями[9]. Основная черта технологических разработок ― последовательная ориентация на диагностично-заданные, критериальные учебные цели. Исходным моментом обучения становятся максимально точное описание, последовательный перевод с языка социального заказа ― общих образовательных установок ― на язык конкретных учебных целей, допускающих проверку их достижений в учебном процессе[10]. В качестве приоритетных, по мнению автора, можно выделить следующие задачи информатизации системы образования: · построение и развитие единого образовательного информационного пространства; · внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс; · повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;
· системная интеграция информационных технологий для поддержки процессов обучения, научных исследований и организации учебного процесса. Как уже отмечалось, сегодня дистанционное обучение ― это такая образовательная система, при которой используются традиционные и инновационные методы и средства обучения, а основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Последний может заниматься в удобном для себя месте и по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися[11]. Благоприятными предпосылками распространения дистанционного обучения в России являются следующие: · значительное сокращение транспортных затрат и расходов на проживание, создание условий для обучения практически в любой точке страны; · возможность выбора оптимального учебного курса благодаря модульному принципу построения программ; · реальность получения образования без отрыва от основного места работы; · способность быстрой адаптации содержания учебных курсов к новым условиям, к пожеланиям обучаемых и т.д. Наиболее существенными преимуществами названного инновационного подхода, на наш взгляд, являются относительно низкая первоначальная стоимость обучения благодаря унификации курсов; ориентация технологии на большое число учащихся; более продуктивное использование существующих технических и обучающих средств. Как показывает опыт российских негосударственных центров, ведущих обучение в системе дистанционного обучения, расходы на подготовку специалиста в этой системе сегодня составляют примерно 60% аналогичных расходов на обычного студента. Снижение первоначальных затрат позволяет сократить общую стоимость обучения и сделать образование более доступным.
Технологизация дистанционного обучения, развитие и функционирование инновационных технологий в современной системе образования потребовали более глубокой разработки теоретических основ дистанционного обучения[12]. С точки зрения форм и методов организации обучения выделяют шесть моделей дистанционного обучения, получивших в настоящее время наибольшее распространение в мировой практике. 1. Обучение по типу экстерната — ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначенные для учащихся и студентов, которые по каким-либо причинам не могут посещать стационарные учебные заведения. 2. Университетское обучение (на базе одного университета) — представляющее собой систему обучения для студентов, обучающихся заочно или дистанционно, и, в первую очередь, на основе новых информационных технологий и средств телекоммуникации. 3. Сотрудничество нескольких образовательных организаций — в подготовке программ для заочного и дистанционного обучения позволяет выполнять их на качественно новом, более профессиональном уровне и сделать менее дорогостоящими. 4. Автономные образовательные учреждения — специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения, ориентированные на разработку мультимедийных обучающих курсов, оценку знаний и аттестацию обучаемых. 5. Автономные обучающие системы — обучение в их рамках целиком ведётся посредством телевидения или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. 6. Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ и функций — ориентированное на обучение взрослой аудитории, людей, которые по каким-либо причинам не смогли получить базовое образование или получают дополнительное. Исходя из этого, можно предположить, что создание системы дистанционного обучения имеет перед собой две основные задачи: организационную и методическую. Организационная — решается созданием на местах учебно-методических центров, в функции которых входят: проведение маркетинга образовательных услуг в регионе; реклама и привлечение абитуриентов; организация вступительных экзаменов и зачисление по результатам; ведение учётной и прочей необходимой документации; организация учебных мероприятий (установочных и консультационных занятий, проверки контрольных заданий, тестов, семестровых и курсовых работ, зачётно-экзаменационных мероприятий, защиты дипломных работ) и т.д.
Методическая задача состоит в необходимости разработки учебно-информационного обеспечения учебных дисциплин, что позволило бы учащемуся самостоятельно (при минимальном участии преподавателя) не только усваивать учебный материал, но и применять при этом новейшие информационные технологии, направленные на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Основополагающими для современного развития технологического подхода, получившего название «педагогическая технология», являются следующие принципы: сведение теории и практики в русло программного обучения; использование основ социального менеджмента в рамках системного анализа; выбор жёсткой формы обучения с использованием заданных эталонов и принятых жёстких стандартов[13]. Организация системы дистанционного обучения с инновациями информационных технологий должна предусматривать: · разработку принципов и механизмов педагогических технологий коллективной работы распределённых групп пользователей для организации учебного процесса; · создание региональных центров коллективного пользования в ре-жиме удалённого доступа; · обеспечение интерактивности процесса обучения; · разработку и внедрение многофункциональных интегрированных информационных систем на различных платформах и т.д. Рассматривая вопросы информатизации дистанционного обучения, нельзя забывать и о его качественной эффективности, которая зависит от следующих составляющих: · творческого взаимодействия преподавателя и обучаемого; · используемых при этом педагогических технологий; · рациональности разработанных методических материалов и способов их доставки; · многофункциональности обратной связи; · эффективности процессуально ориентированного обучения[14]. Другими словами, успешность и эффективность дистанционного обучения в большой мере зависят от используемых средств для его организации, качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|