Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологизация дистанционного обучения

 

Основой любой образовательной системы является ориентация на высококачественную и высокотехнологичную информационно-образовательную среду. Её создание и развитие представляет весьма сложную и дорогостоящую задачу, но именно это позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Для создания, развития и эксплуатации информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциалы, накопленные системой образования. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, её решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями[9].

Основная черта технологических разработок ― последовательная ориентация на диагностично-заданные, критериальные учебные цели. Исходным моментом обучения становятся максимально точное описание, последовательный перевод с языка социального заказа ― общих образовательных установок ― на язык конкретных учебных целей, допускающих проверку их достижений в учебном процессе[10].

В качестве приоритетных, по мнению автора, можно выделить следующие задачи информатизации системы образования:

· построение и развитие единого образовательного информационного пространства;

· внедрение средств новых информационных технологий в образовательный процесс;

· повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;

· системная интеграция информационных технологий для поддержки процессов обучения, научных исследований и организации учебного процесса.

Как уже отмечалось, сегодня дистанционное обучение ― это такая образовательная система, при которой используются традиционные и инновационные методы и средства обучения, а основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Последний может заниматься в удобном для себя месте и по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися[11].

Благоприятными предпосылками распространения дистанционного обучения в России являются следующие:

· значительное сокращение транспортных затрат и расходов на проживание, создание условий для обучения практически в любой точке страны;

· возможность выбора оптимального учебного курса благодаря модульному принципу построения программ;

· реальность получения образования без отрыва от основного места работы;

· способность быстрой адаптации содержания учебных курсов к новым условиям, к пожеланиям обучаемых и т.д.

Наиболее существенными преимуществами названного инновационного подхода, на наш взгляд, являются относительно низкая первоначальная стоимость обучения благодаря унификации курсов; ориентация технологии на большое число учащихся; более продуктивное использование существующих технических и обучающих средств. Как показывает опыт российских негосударственных центров, ведущих обучение в системе дистанционного обучения, расходы на подготовку специалиста в этой системе сегодня составляют примерно 60% аналогичных расходов на обычного студента. Снижение первоначальных затрат позволяет сократить общую стоимость обучения и сделать образование более доступным.

Технологизация дистанционного обучения, развитие и функционирование инновационных технологий в современной системе образования потребовали более глубокой разработки теоретических основ дистанционного обучения[12].

С точки зрения форм и методов организации обучения выделяют шесть моделей дистанционного обучения, получивших в настоящее время наибольшее распространение в мировой практике.

1. Обучение по типу экстерната — ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначенные для учащихся и студентов, которые по каким-либо причинам не могут посещать стационарные учебные заведения.

2. Университетское обучение (на базе одного университета) — представляющее собой систему обучения для студентов, обучающихся заочно или дистанционно, и, в первую очередь, на основе новых информационных технологий и средств телекоммуникации.

3. Сотрудничество нескольких образовательных организаций — в подготовке программ для заочного и дистанционного обучения позволяет выполнять их на качественно новом, более профессиональном уровне и сделать менее дорогостоящими.

4. Автономные образовательные учреждения — специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения, ориентированные на разработку мультимедийных обучающих курсов, оценку знаний и аттестацию обучаемых.

5. Автономные обучающие системы — обучение в их рамках целиком ведётся посредством телевидения или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.

6. Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ и функций — ориентированное на обучение взрослой аудитории, людей, которые по каким-либо причинам не смогли получить базовое образование или получают дополнительное.

Исходя из этого, можно предположить, что создание системы дистанционного обучения имеет перед собой две основные задачи: организационную и методическую.

Организационная — решается созданием на местах учебно-методических центров, в функции которых входят: проведение маркетинга образовательных услуг в регионе; реклама и привлечение абитуриентов; организация вступительных экзаменов и зачисление по результатам; ведение учётной и прочей необходимой документации; организация учебных мероприятий (установочных и консультационных занятий, проверки контрольных заданий, тестов, семестровых и курсовых работ, зачётно-экзаменационных мероприятий, защиты дипломных работ) и т.д.

Методическая задача состоит в необходимости разработки учебно-информационного обеспечения учебных дисциплин, что позволило бы учащемуся самостоятельно (при минимальном участии преподавателя) не только усваивать учебный материал, но и применять при этом новейшие информационные технологии, направленные на интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Основополагающими для современного развития технологического подхода, получившего название «педагогическая технология», являются следующие принципы: сведение теории и практики в русло программного обучения; использование основ социального менеджмента в рамках системного анализа; выбор жёсткой формы обучения с использованием заданных эталонов и принятых жёстких стандартов[13].

Организация системы дистанционного обучения с инновациями информационных технологий должна предусматривать:

· разработку принципов и механизмов педагогических технологий коллективной работы распределённых групп пользователей для организации учебного процесса;

· создание региональных центров коллективного пользования в ре-жиме удалённого доступа;

· обеспечение интерактивности процесса обучения;

· разработку и внедрение многофункциональных интегрированных информационных систем на различных платформах и т.д.

Рассматривая вопросы информатизации дистанционного обучения, нельзя забывать и о его качественной эффективности, которая зависит от следующих составляющих:

· творческого взаимодействия преподавателя и обучаемого;

· используемых при этом педагогических технологий;

· рациональности разработанных методических материалов и способов их доставки;

· многофункциональности обратной связи;

· эффективности процессуально ориентированного обучения[14].

Другими словами, успешность и эффективность дистанционного обучения в большой мере зависят от используемых средств для его организации, качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...