Специфика применения Интернет-технологий
Проблема повышения эффективности системы образования и обеспечения её новой научно-технической и научно-методической информацией требует современного информационного и технического оснащения учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и других видов образовательной деятельности. Наступление XXI в. обозначило начало нового периода развития цивилизации этапом становления информационного общества, который характеризуется развертыванием новейших информационно-телекоммуникационных средств, быстрым распространением информационных технологий, глобализацией общественных процессов, международной конвергенцией и многопрофильной кооперацией. Формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда жизни, образования, общения и производства, которая получила название инфосфера. Организационно-технологической основой ин-формационного общества являются глобальные информационные сети, ядро которых составляет сеть Интернет[15]. Развиваясь с середины 60-х ― начала 70-х гг. ХХ в. в рамках компьютерной программы Национального Научного Фонда США, впитав лучшие научные и компьютерные разработки, обрастая новыми службами и сервисами, сегодня Интернет ― это объединение более 160 тыс. глобальных сетей из 235 стран мира и свыше 20 млн. серверов, соединённых различными каналами связи. Современная модель дистанционного обучения органично впитывает в себя как традиционные, так и инновационные, в т.ч. компьютерные и интернет-технологии обучения. В России, с её огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах, особенно актуальна организация дистанционного обучения на базе компьютерных коммуникаций и служб Интернета.
Современные учёные выделяют следующие положительные особенности подобного обучения: · отсутствие временных ограничений ― учебные материалы могут быть получены и изучены в любое удобное время; преподаватель и учащиеся могут контактировать без привязки к строгому расписанию; · отсутствие пространственных ограничений ― материалы можно получать и отправлять независимо от географического местонахождения; · синхронное общение ― использование диалоговых форм, требующих одновременного участия в процессе обучения учащегося и преподавателя; · асинхронное общение ― использование диалоговых форм, не требующих одновременного участия в процессе обучения студента и преподавателя; · линейная и нелинейная форма обучения ― обучение может быть структурировано как преподавателем, так и студентом; использование как текстовых, так и гипертекстовых форм обучения. Обеспечение преподавателей и учащихся компьютерными технологиями и интегрирование в Интернет предполагает создание новых возможностей для подготовки и проведения занятий, поэтому полезно будет представить краткий обзор наиболее важных служб Интернета, которые, на наш взгляд, могут использоваться в дистанционном обучении[16]: World Wide Web (WWW), или Всемирная информационная сеть — «широкомасштабная гипермедиа-среда, ориентированная на предоставление универсального доступа к документам». Этим же термином, или средой WWW, называют обширную совокупность Web-документов, между которыми существуют гипертекстовые связи. Проект WWW возник в начале 1989 г. в Европейской Лаборатории физики элементарных частиц в Женеве (European Laboratory for Particle Physics (CERN) in Geneva, Switzerland) и сегодня является одной из самых популярных информационных служб, обеспечивающих доступ к текстовой, графической, аудио-, видео- и другой информации посредством использования технологии гипертекста и взаимодействия с другими приложениями Интернета.
File Transfer Рrotocol (FTР) ― один из основных информационных сервисов Интернета, позволяющий пользователям одного компьютера получать доступ к серверу базы данных другого, обмениваться как отдельными файлами, так и целыми программами. Сегодня в архивах FTР хранятся терабайты различной информации (программные средства, всевозможная документация, различная литература, компьютерные фильмы и др.). Gopher — распределённая система предоставления доступа к информации, поддерживающая различные типы файлов: текстовые, звуковые, программные и т.д. Вся информация на Gopher-сервере хранится в виде «дерева» данных (или иерархической системы меню), где начальный каталог является вершиной этого «дерева», а все остальные каталоги и файлы представляются элементами меню. В Gopherspace реализована своя система поиска информации ― поисковая машина Veronica с возможностью доступа более чем к 99% от общего числа Gopher-серверов. Сегодня сеть Gopher практически вытеснена WWW, но некоторые серверы, по большей части хранящие научную информацию и учебные материалы, существуют и интенсивно работают (см., например: gopher://gopher.tc.umd.edu/). E-mail, или электронная почта — средство электронных коммуникаций, обеспечивающее передачу текстовых, графических и др. сообщений независимо от расстояния и позволяет пользователям работать асинхронно, т.е. в удобное для себя время в асинхронном (продолженном, офлайн) масштабе времени. UseNet, или система телеконференций — обеспечивает обмен данными между пользователями Интернета по определённым темам и в зависимости от регионального расположения. Сегодня UseNet ― это тысячи news-групп (групп новостей), содержащих статьи на раз-личные темы, и миллионы пользователей и участников новостных рассылок, обменивающихся информацией по разным вопросам. TelNet (взаимодействие с другим компьютером) — широко применяемая технология, позволяющая работать в режиме «эмуляции удалённого терминала», обеспечивающая возможность работы с удаленным компьютером и использования его ресурсов по стандартным протоколам Интернета. Несмотря на интенсивный перенос многих ресурсов на Web-серверы, большое количество локальных баз данных библиотек американских и европейских университетов, правительственных учреждений и международных организаций имеют сегодня доступ только через TelNet (см., например, базу данных telnet-ресурсов Hytelnet: http://libray.usask.ca/hytelnet/).
Internet Relay Chat (IRC) — позволяет общаться одновременно множеству пользователей в режиме реального времени посредством коротких текстовых сообщений и передавать файлы по IRC-каналам. Сети IRC представляют собой группы серверов, связывающихся между собой по протоколам Интернета, что позволяет осуществлять сеансы передачи данных по всему миру. IP-телефония, или интернет-телефония — подразумевает организацию обмена аудио- и видеоданными в режиме реального времени и проведение аудио- и видеоконференций с помощью IP-сетей (в т.ч. Интернета), что значительно удешевляет стоимость подобного общения на больших расстояниях. Если рассматривать дистанционное обучение с точки зрения коммуникаций между преподавателем и учащимся, то можно сформулировать четыре принципа обучения: 1) самообучение — предполагает самомотивацию учащегося в отношении собственного обучения, а также определённый уровень самоорганизации личности; 2) один к одному — предусматривает периодическое общение преподавателя и учащегося один на один в виде индивидуальной консультации; 3) один ко многим — предполагает работу одного преподавателя со множеством учащихся; 4) многие ко многим — предусматривает одновременное общение множества учащихся, обменивающихся между собой информацией[17]. С помощью каждого из этих типов взаимодействия учащегося и преподавателя решаются специфические учебные и дидактические задачи, а вышеназванные службы и сервисы Интернета в полной мере решают вопросы технического и организационного обеспечения этих принципов.
Заключение
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы их познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования и средств обучения, административных работников, т.е. приоритетом стал процесс познания, а не просто преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это стало особенно очевидно, когда профессиональное образование практически во всех развитых странах приобрело характер массового. Важность такого подхода к образованию, по нашему мнению, очень точно выразил американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику приходили люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.
Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.
Факторы и примеры приведенных выше показывают необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества.
Список использованной литературы
1. Бакалов В.П., Крук Б.И., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2008. 2. Давыдов Д.А., Шарафиев Р.Г. Дистанционное образование и обучение: учеб.-метод. Пособие. – Уфа: Демиург, 2005. 3. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. – М.: Академия, 2007. 4. Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005. 5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (под ред. Полат Е.С.). – М.: Академия, 2004. 6. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецова А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дрофа, 2008. 7. Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы монография. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004. 8. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Дашков и Ко, 2007. 9. Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дашков и Ко, 2009. 10. Шакаримова А.Б., Криулько Н.С., Хегай О.М. Дистанционное обучение (опыт реализации в ВКГТУ) / Под общей редакцией д.т.н., профессора Мутанова Г.М..- Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2006. [1] Шакаримова А.Б., Криулько Н.С., Хегай О.М. Дистанционное обучение (опыт реализации в ВКГТУ) / Под общей редакцией д.т.н., профессора Мутанова Г.М..- Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2006. – с. 8. [2] Бакалов В.П., Крук Б.И., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2008. – с. 24. [3] Шакаримова А.Б., Криулько Н.С., Хегай О.М. Дистанционное обучение (опыт реализации в ВКГТУ) / Под общей редакцией д.т.н., профессора Мутанова Г.М..- Усть-Каменогорск: ВКГТУ, 2006. – с. 21. [4] Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Дашков и Ко, 2007. – с. 35. [5] Бакалов В.П., Крук Б.И., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2008. – с. 31. [6] Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Дашков и Ко, 2007. – с. 47. [7] Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. – М.: Дашков и Ко, 2007. – с. 53. [8] Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005. – с. 46. [9] Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005. – с. 53. [10] Давыдов Д.А., Шарафиев Р.Г. Дистанционное образование и обучение: учеб.-метод. Пособие. – Уфа: Демиург, 2005. – с. 102. [11] Скибицкий Э.Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы монография. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004. – с. 88. [12] Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. – М.: Академия, 2007. – с. 63. [13] Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. — М.: Изд-во РГСУ «Союз», 2005. – с. 64. [14] Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (под ред. Полат Е.С.). – М.: Академия, 2004. – с. 71. [15] Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дашков и Ко, 2009. – с. 28. [16] Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецова А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дрофа, 2008. – с. 75. [17] Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дашков и Ко, 2009. – с. 47.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|